Категории:
Обновленческое движение

ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. В бур. ламаизме возникло в кон. 19 — нач. 20 в. в среде нац. демократической интеллигенции и части буддийского духовенства, стоявшего на реформаторских позициях, как реакция на политику насильственной ассимиляции, русификации и христианизации, проводившуюся рус. самодержавием, и было тесно связано с нац. движением бур. народа. Берет начало в монг. ламаизме. Нойоны и ламы поделились на консерваторов и обновленцев. Первые выступали за сохранение традиционного уклада жизни и сложившихся форм религии, вторые приветствовали грядущие перемены в общественной жизни, жаждали в связи с ними определенных идеологических свобод и мечтали обновить ламаизм, «очистив» от языческой обрядности, перестроив его адм. структуру и приспособив ее к буржуазным порядкам. Лидерами обновленчества стали представители передовой бур. интеллигенции: ученые Ц.Ж. Жамцарано, Г.Ц. Цыбиков, Б.Б. Барадийн, М.Н. Богданов, врач С. Цыбиктаров, деятели культуры Д. Сампилон, Э.-Д. Ринчино. Из высшего сословия лам к идеологам обновленчества принадлежали А. Доржиев, состоявший в личном штате Далай-ламы, и хамбо-лама Ч. Иролтуев. Предложенная ими программа обновления ламаизма состояла в отказе от примитивной ламаистской практики и суеверий, возвращении к «философскому» буддизму, к-рый проповедовал Будда, и переименовании ламаистов в буддистов, в установлении точек соприкосновения буддизма и современной европейской науки, что позволило бы перевести ламаизм из ранга религии в явление нац. культуры и науки. Предполагалось пересмотреть «Положение о буддийском духовенстве» 1853 и реформировать церковное управление, построить новые дацаны, не ограничивать штаты духовенства, разрешить свободное проживание мирян в монастырях, открывать богословские школы всех разрядов в любом кол-ве, ввозить из-за границы оборудование для типографий, ксилографические доски, тексты и т. д. и печатать богословскую лит. на местах. А. Доржиев в своих выступлениях на духовных съездах неоднократно подчеркивал, что буддизм есть прежде всего религия атеистическая, он возник как учение об освобождении от темноты и невежества путем познания и достижения высшей степени интеллектуального развития. Другой лидер бур. обновленцев, Б. Б. Барадийн, говорил, что, являясь подлинно науч., атеистическим и материалистическим мировоззрением, буддизм не находится в непримиримом противоречии с современной наукой в противоположность теистическим религиям с их библией, талмудом, кораном и т. д. О. д. ставило перед собой следующие цели: исключение из буддийской практики грубых суеверий, невежества, шарлатанства, корыстолюбия, стяжательства, бытующих в среде буддийского духовенства; повышение культурного, образовательного и профессионального уровня лам; восстановление первоначальной чистоты религиозно-философского учения Будды, возрождение идеалов и нравственных норм раннего буддизма; упрощение ламаистской обрядности и использование в проповедях более понятного для верующих бурят монг. (а не канонического тибет.) яз.; синтез буддийских духовных ценностей с достижениями зап. науки, культуры и техники; превращение монастырей в центры просвещения и образования, содействующие возрождению и развитию культуры бурят и т. д. В О. д. можно выделить 3 основных этапа. Первый этап — до 1920, когда О. д. развивалось в русле нац. движения бурят за культурную автономию и в основе носило культурно-просветительный характер. Тогда обновленцам не удалось сломить сопротивление противников реформ в ламаизме и добиться законодательного закрепления новаций в церковной организации. Второй период начался после установления в Бурятии Сов. вл. (1920–23). Обновленцы добились кодификации реформ на съездах монахов и верующих-мирян в 1922, 1925, 1927 и приступили к их практической реализации. Хотя О. д. развивалось на принципах лояльности к Сов. вл., пропагандируя идеи общности буддизма и марксизма, оно было жестоко подавлено в кон. 1930-х и уничтожено вместе со всей ламаистской церковью. Третий период — послевоенный, когда происходит восстановление ламаистской церкви на законодательном и идеологическом принципах О. д., закрепленных в ныне действующем Уставе Центр. духовного управления буддистов.

Л и т.: Герасимова К. М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Заб. в XIX и нач. XX в. — Улан-Удэ, 1957; Она же. Обновленческое движение бур. ламаистского духовенства (1917–1930 гг.). — Улан-Удэ, 1964; Абаева Л. Л., Жуковская Н. Л. Традиция и модернизация в истории ламаизма // Религии мира. — М., 1983; История и современность. — М., 1983; Буддизм. Словарь. — М., 1992. 

Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – 579 с.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края