Категории:
Дацаны

ДАЦАНЫ, монастырские комплексы адм., культовых и учеб. учреждений. Возникли в Заб. после 1840-х. До этого времени, с нач. XVII в., существовали единичные молельни и общественные сумэ в войлочных юртах, к-рые не были объединены в единую систему церковной организации буддистов Заб. Даты основания дацанов в разных ист. различаются, т.к. в одном случае бралась дата нач. их фактического функционирования, а в другом — дата регистрации в адм. органах. Первый, Цонголъский дацан (Галдан Брайбун) построен в 1741 на тер. расселения правобережных селенгинских родов в местности Хилгантуй (2-е назв. дацана — Хилгантуевский), в пойме р. Чикой (ныне Кяхтинский аймак Респ. Бурятия). В 1764 шэрээтэ Цонгольского дацана Дамба Даржа Заяев был утвержден в звании бандидо-хамбо-ламы. Вскоре, в 1741—58, был основан как религиозный центр левобережного объединения селенгинских родов и Гусиноозерский дацан (Даши Гандан Дарджилинг). В 1809 резиденцией бандидо-хамбо-ламы буддийского духовенства Вост. Сиб. становится Гусиноозерский дацан. В XVIII в. у селенгинских бурят появились Сартульский (1707—69), Ацайский (1743—86), Джидинский (1749—70), Бултумурский (1762), Гэгэтуйский (1769, 1808), Аракиретский (2-я пол. XVIII в.), Учотуйский (1773), Загустайский (1784), у хоринских — Кудунский (1756—58, 1775), Тугнугултайский (1758— 73, 1797), Анинский (1775—95, 1811) и Янгажинский (1784) дацаны. Возникновение новых дацанов объяснялось в основном необходимостью культового обособления этнических групп в тех случаях, когда приход дацана состоял из различных родов. В 1-й пол. XIX в. селенгинские буряты основали Иройский (1810), Кударинский (1831), хоринские — Агинский (1811 — 16), Ацагатский (1825—31), Цульгинский (1830—31), Цугольский (1826), Чесанский (1828), Хохюртаевский (1828—29), Зугалайский (1826) дацаны. В ведомстве Урульгинской степной Думы в 1-й трети XIX в. возникло 6 дацанов, основанных хамниганами и бурятами: Гунэйский (1802), Токчинский (1801), Хужиртайский (1826), Тарбагатайский (1825), Ульхунский (1832), Бурцуевский (1825—28). Баргузинские буряты построили Баргузинский (1818—32), закаменские — Бургалтайский (1830) и Булакский (1828—31) дацаны. В 1853 принято «Положение о ламайском духовенстве», к-рым устанавливалось допустимое число дацанов и лам (штат 34 дацанов состоял из 285 ед.), порядок их комплектования и принципы управления церковью. Архитектура 1-х деревянных и каменных зданий бур. дацанов, выстроенных при помощи рус. плотников и мастеров, отличалась несомненным влиянием традиций рус. церковного зодчества. Это был стандартный тип крестообразного в плане, 5-главого дугана с характерной формой крыльца — с отдельными лесенками на 3 стороны. Строители придавали зданию вост. тип за счет включения отдельных элементов тибет. и кит. конструкций. Своеобразие бур. культовой архитектуры заключалось в творческой переработке местных рус, тибет. и кит. традиций. При каждом дацане строились сумэ, посвященные отдельным божествам буддийской веры. 2-я пол. ХIХ — нач. XXв. — период бурного развития и утверждения бур. буддийской церкви. При дацанах открываются богословские школы. Наибольшей популярностью пользовались школы цаннит (чойра) в Цугольском (с 1850), Гусиноозерском, Агинск. (с 1861) дацанах. Школы чжюд появляются позднее философских. В 1869 в Цугольском дацане началось изучение индотибет. медицины, позже такие ф-ты появляются в др. дацанах. В Агинск. дацане работало 60 тибет. лам-врачевателей. В дацанах развивалось книгопечатание. В 1887 из 34 дацанов 29 имели свои печатни, в к-рых издавалось ок. 600 назв. книг и брошюр на тибет. и монг. языках. По содержанию издания бур. дацанов делятся на три группы: обрядовая лит. (ритуальные тексты) — преобладающая, учеб. лит. — на тибет. яз., лит. популярного вероучения на монг. яз. Дацаны владели огромной движимой и недвижимой собственностью. Кроме доходов от продажи культовых предметов и изданий дацанских типографий, натуральных и денежных пожертвований мирян, дацаны получали доход от нелегальных торговых операций, сдавали в аренду землю, скот, давали ссуды деньгами, зерном, скотом под высокие проценты. В 1-й четверти XX в. в Заб. основано ок. десятка дуганов. В это время были построены Алханайский дуган, Семиозерский дацан (1908), Кондинский дацан (1909—10). Постепенно деятельность церкви сворачивается, дацаны закрываются. В итоге в кон. 1930-х бур. буддийская церковь перестала существовать. Все дацаны были закрыты и разграблены, а тысячи памятников культуры уничтожены и утеряны. В годы ВОВ возникло движение за восстановление буддийской церкви, что официально состоялось в 1946. Подлинное возрождение буддизма началось со 2-й пол. 1980-х.

Ист.: ГАЧО, ф. 19, оп. 2, д. 10; ф. 1, оп. 1, д. 2, 153, 180.

Лит.: Памятная книжка Заб. обл. на 1895 г. — Чита, 1895. — Ч. 1; Герасимова К. М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Заб. в XIX и в нач. XX в. — Улан-Удэ, 1957; Герасимова К. М. Обновленческое движение бур. ламаистского духовенства (1917—1930 гг.). — Улан-Удэ, 1964; Ламаизм в Бурятии. XVIII — нач. XX в. Структура и социальная роль культовой системы. — Новосибирск, 1983; Буддизм. Словарь. — М., 1992; Жамсуева Д. С. Агинск. дацаны как памятники истории и культуры. — Улан-Удэ, 2001.

 

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края