Категории:
Город каменный

История развития человеческого общества отражается в зданиях, которые являются наиболее крупными и доступными для обозрения памятниками эпохи. Может быть, поэтому архитектурные сооружения часто называют страницами истории. Дома, церкви, торговые здания, склады и хозяйственные постройки могут рассказать нам о событиях и характере разных эпох.

Прочность и способность кирпича длительное время противостоять выветриванию сделали его основным строительным материалом. Из него можно сделать стены любой конфигурации в плане, складывать столбы и колонны, выводить на плоскость стены вертикальные и горизонтальные пояски и тяги, осуществлять цветовое решение оштукатуренных фасадов. Сретенск, оставаясь в большинстве своем деревянным, тем не менее вписал свою страницу в историю Забайкалья памятниками каменного зодчества.

В 1900 г. Сретенск стал конечным пунктом Транссибирской магистрали (до 1912 г.). Именно здесь прибывшие в вагонах грузы перегружались на речные суда, шедшие далее на восток по рр. Шилка и Амур. В период навигации пароходы перевозили мануфактуру, галантерею, экипажи, лошадей, крупный рогатый скот, зерно, зимой санным путем отсюда на золотые прииски отправляли продукты и припасы.

Сретенск стал купеческим центром (в 1910 г. в нем около 40 % населения занималось торговлей), по уровню товарооборота превосходил Кяхту. Здесь находились таможня, 3 банка (Русско-Азиатский, Сибирский торговый банк и Взаимного кредита), казначейство, 105 торговых фирм, контор и магазинов. Действовали полукустарные мыловаренный, кожевенный, шубный, красильный, веревочный, пивоваренный и дроболитейный заводы, почтовая контора, телеграф и войсковая казачья больница.

Самым старинным каменным сооружением современного города является единственная Георгиевская церковь, возведенная на кладбище в 1890 г. Она имеет традиционное объемно-планировочное решение: трапезная с четвериковой колокольней, основное помещение храма в виде восьмерика, апсида. Здание играет важную градостроительную роль. Оно просматривается практически с любой точки города, поскольку расположено на высоком холме, на нем как бы сфокусированы все поперечные улицы. Гладкие плоскости стен прерываются только прямоугольными оконными и дверными проемами и тем самым позволяют ярче воспринимать характерный запоминающийся лаконичный силуэт церкви с купольным завершением и возвышающейся колокольней. Несколько лет назад здание было восстановлено для использования по первоначальному назначению.

В начале XX в. были возведены основные каменные сооружения Сретенска, появились большие красивые здания, которые стали активными компонентами архитектурно-художественной выразительности города, его доминантами. Их градостроительное значение было особенно заметно на фоне окружающей низкой деревянной застройки. И в настоящее время это соотношение не изменилось, сохранившиеся памятники каменной архитектуры города по-прежнему создают его самобытный образ.

Река была основой развития и процветания Сретенска. Этот факт был учтен как в планировочной структуре поселения, так и в его архитектурном оформлении. Речному фасаду было уделено особое внимание, многие здания можно видеть даже с противоположного берега. Основные главные продольные улицы повинуются руслу реки, плавно идут параллельно ей. Большинство различных складских и хозяйственных построек, необходимых для ведения торговли, также возводились купцами поблизости от реки, там же строились жилые дома и флигели, формирующие усадебную застройку (ул. Набережная, 21, 21а, 21б, 21в, 29, 30, 37а, 41а, 42, 44, 49, 49а; Советская, 2). Центральная площадь города также ориентирована на реку. Ее образ формируют крупные здания, возведенные в начале XX в. (ул. Кочеткова, 4, 6, 8; Луначарского, 197; Энергетиков, 6). Первоначально в центре размещался собор Сретения Господня (утрачен), являвшийся градостроительной доминантой и композиционным центром площади, главным визуальным ориентиром в речной панораме города. Здания отличает высокое качество строительных работ и разнообразные архитектурные формы, хорошая профилировка архитектурных деталей – сандриков оконных или дверных проемов, карнизов, фризов. Обработка стен выразительна и пластична, поэтому даже скромные по размерам здания выглядят довольно монументально.

Главные 1— и 2-этажные строения располагаются вдоль исторических линий застройки – как в средней части квартала (ул. Луначарского, 197; Кочеткова, 4; Энергетиков, 6; Набережная, 21, 42, 44), так и на пересечении улиц (ул. Кочеткова, 6, 8; Набережная, 29, 30; Советская, 2), хозяйственные постройки находятся внутри усадеб. В декоративном оформлении фасадов зданий использованы традиционные элементы: профилированные межэтажные и подоконные пояса, венчающий карниз ступенчатого профиля, гладкие и рустованные стены и лопатки, ризалиты в средней части фасадов и по углам. Эти элементы дополняются различными композициями одиночных и парных прямоугольных, лучковых и арочных оконных проемов, обрамленных сандриками, завершениями в виде щипцовых и прямоугольных фронтонов, скошенными углами, парапетными столбиками и стенками. Это позволяет решать более сложные задачи: выделить первый этаж, подчеркнуть значимость ризалитов и парадных входов, сформировать характерный силуэт (ул. Набережная, 21, 29, 30). Ясные архитектурные композиции и формы, практическая и функциональная оправданность всех деталей и приемов, преобладание характерных для эклектики элементов классицизма в визуальном восприятии создают ощущение привычности и устойчивости (ул. Луначарского, 197; Набережная, 42; Советская, 2; Энергетиков, 6).

В оформлении 2-этажного кирпичного здания с пристроенным 1-этажным объемом дома-магазина Мошковича (ул. Набережная, 21) – главном элементе сохранившейся усадьбы начала ХХ в. – выделен главный северо-западный фасад. Мерный ряд оконных проемов с рамочными наличниками, рустованная поверхность стен первого этажа, каннелированные пилястры на втором этаже, многообломный венчающий карниз с сухариками придают зданию строгую торжественность, присущую композициям классицизма.

Заказчиком строительства здания на ул. Набережной, 30, в Сретенске был известный российский купец А.Ф. Второв. Визуальный ориентир строения – парапетная стенка над скошенным углом с треугольным завершением и четвертными выкружками на верхних углах. Ранее утраченная, она была восстановлена благодаря архивным фотографиям. Фасады украшены элементами ступенчатого венчающего карниза, фриза с полосой поребрика, ступенчатыми кронштейнами 1-этажного объема и сухариками – 2-этажного. Междуэтажный пояс 2-этажного объема раскрепован угловыми лопатками, а подоконный пояс 1-этажного объема объединяет крупные витринные оконные проемы. Архитектурный облик здания напоминает торговые лавки Красикова в Чите (ул. Амурская, 52).

При оформлении фасадов сретенские мастера использовали уникальные элементы, не имеющие аналогов в Забайкалье. Так, при оформлении главного дома усадьбы Шустова (ул. Кочеткова, 4) в уровне второго этажа выполнены аркатурный пояс, поддерживаемый ступенчатыми кронштейнами, и кирпичная диагональная решетка в завершении, а также круглые дорические полуколонны из лекального кирпича. Основание полуколонны имеет вид ниши крестообразного очертания. В здании Банка взаимного кредита (ул. Кочеткова, 6) деревянные оштукатуренные стены третьего этажа выполнены под уклоном по типу мансарды. Рамочные наличники прямоугольных проемов имеют фигурные выступы стоек в нижней части, а козырьки над проемами поддерживаются деревянными фигурными пропильными кронштейнами. Для закрывания прямоугольных широких и узких оконных проемов в уровне первого этажа здания дома Эдельштейна (ул. Кочеткова, 8) использованы складные ставни. Несомненно запоминающимся архитектурным акцентом в застройке ул. Набережная является здание Торгового дома Андоверова (№ 44) – самый крупный торговый дом в городе. Сложное парапетное ограждение его дополнено металлической решеткой с оригинальным анималистическим рисунком.

В некотором отдалении от центральной площади расположены еще два интересных с точки зрения архитектуры здания. Дом Шустова на ул. Луначарского, 202, – архитектурная и высотная доминанта, одно из наиболее крупных зданий города со сложным П-образным планом. В оформлении главного симметричного фасада с парадным входом и балконом по оси применены традиционные декоративные элементы, характерные для города: профилированный карниз с кронштейнами, вертикальные и горизонтальные элементы членения фасадов, руст, прямоугольные и арочные сандрики. Парадный вход расположен по оси главного фасада и оформлен навесом с лучковым завершением, прямоугольным ступенчатым сандриком и замковым элементом с декоративным бриллиантовым рустом. В средней части главного фасада парные арочные оконные проемы дополнены замковым элементом и гирьками в уровне пяты арок. Здание на ул. Партизанской, 73, является самым нехарактерным для Сретенска. В этой эклектичной постройке отразились черты различных эпох. Парадный вход в центре главного фасада акцентирован фронтончиком на консолях со стилизованными подвесками. Массивная аттиковая стенка напоминает по рисунку сандрик наличников деревянных домов. Здание напоминает древнерусский терем.

Складские и хозяйственные постройки, более простые по формам и лаконичные по декору, обладают характерными силуэтными характеристиками благодаря крупным двускатным кровлям и парапетным завершениям. Здания на ул. Набережной, 21а, 21б, – дворовые флигели крупной купеческой усадьбы Мошковича – включают выразительные брандмауэры и зубчатые карнизы. В небольшом каменном флигеле в глубине усадьбы на ул. Набережной, 37а, основным мотивом в декоративном убранстве является развитый в ширину карниз с поребриком и сухариками, а его главный фасад акцентирован аттиковой стенкой.

Здание на ул. Энергетиков, 6, – образец эклектичной постройки, в архитектуре которой ощущается влияние классицизма. Слегка выступающие ризалиты в три окна фланкируют центральную чуть более высокую входную часть, имеющую во втором этаже отличную от ризалитов обработку фасадов.

Архитектура скромного 1-этажного каменного дома на ул. Советской, 2 (доходный дом Андоверова) перекликается с архитектурой дома Андоверова, составляет с ним единый комплекс. Входы с главного фасада дают основание предположить первоначально торговое назначение здания. Хороший образец каменной архитектуры периода эклектики – дом Мошковича (ул. Набережная, 42). В его декоративном убранстве прослеживается свойственное для того времени стремление использовать элементы классицизма в сочетании с мотивами модерна.

Здание на ул. Набережной, 44, просматривается на значительном расстоянии вдоль по улице, с русла р. Шилка и противоположного берега. Главный северо-западный фасад фиксирует историческую линию застройки ул. Набережной и ориентирован на р. Шилка. Г-образный план составлен основным объемом, расположенным вдоль улицы, и дворовым крылом, перекрытым без промежуточных опор. Ценность объекта повышает сохранившаяся уникальная изящная лепнина и сейф «Карл Окснер и Г. Саллинг», изготовленный представителями торгового дома «Бр. А. и Л. Шульман». В декоративном оформлении фасадов использованы традиционные элементы: венчающий многоступенчатый карниз, рельефная кладка лопаток, междуэтажный пояс, ниши, рельефное обрамление проемов. Силуэтную выразительность здания формируют парапетное ограждение, фронтоны различных очертаний, кованые решетки. Все это создает неповторимый архитектурный облик объекта.

На ул. Набережной расположены еще три исторических здания. Каменный склад (№ 49а) – образец типичного строения, размещенного в глубине крупных купеческих усадеб. Внутриусадебная хозяйственная постройка усадьбы Андоверова (№ 49) представляет собой небольшой каменный амбар, дополненный с продольной стороны более низким объемом погреба под односкатной кровлей. Его декоративное оформление типично для строений подобного типа (брандмауэры, карниз с сухариками). Флигель с погребом в усадьбе Мошковича (№ 41) – интересный пример каменного строения. Выразительность его облика достигается за счет сочетания аскетичного вытянутого прямоугольного объема под двускатной кровлей с более низким объемом погреба под пластичной лучковой кровлей. Постройка является частью комплекса купеческой усадьбы.

Двухэтажное кирпичное здание на ул. Кочеткова, 4, со скошенным северным углом и двумя примыкающими объемами, является образцом модификации деревянного здания с примыкающей галереей парадного входа, характерного для деревянного зодчества города. Различное функциональное использование этажей определило не только архитектурный облик, но и планировку, в которой этажи не связаны между собой.

Возле зданий на ул. Набережной, 44, и Кочеткова, 4, сохранилось усадебное ограждение. Изначально оно находилось рядом со зданием и служило продолжением фасада. Таким образом ограждение включалось в формирование застройки улиц и композицию фасадов зданий. Несмотря на значительные утраты, сохранившиеся образцы представляют определенную архитектурную ценность. На ул. Кочеткова, 4, ограждение в виде двух кирпичных столбов с пирамидальным завершением оформлено аналогично лопаткам основного объема здания. На ул. Набережной, 44, рядовой глухой пролет ограждения выполнен с ленточным фризом прямоугольного сечения, ступенчатым карнизом с рядом сухариков и прямоугольной нишей в середине. Пролеты с калиткой и воротами отмечены лопатками, рустованными от цоколя. В местах примыкания к домам выполнены гладкие лопатки.

Архитектурный образ зданий дополняют металл, кровельные покрытия и водосточные трубы, декоративные водосточные воронки, кованые ограждения балконов и парапетов, козырьки над парадными дверьми. Подобных деталей сохранилось довольно много: кованое ограждение балконов криволинейного рисунка на массивных ступенчатых кронштейнах (ул. Кочеткова, 6, 8); ограждение площадки балкона в виде объемной металлической решетки, дополненное коваными ажурными кронштейнами с рисунком растительного характера (ул. Кочеткова, 4); площадка на металлических балках-консолях в балконе парадного входа, поддерживаемая фигурными коваными кронштейнами, ограждение из кованой решетки криволинейного рисунка с металлическими стойками на углах (ул. Луначарского, 202); металлические кованые решетки геометрического рисунка на главных фасадах между парапетными столбиками (ул. Кочеткова, 8); водосточные трубы, завершенные расширяющимся коленом прямоугольного сечения с профилированным металлическим обрамлением, увенчанным ажурным просечным металлом, с накладными элементами в виде цветов на боковых плоскостях (ул. Кочеткова, 4). Подобным образом оформлены водосточные воронки квадратного сечения со ступенчатым карнизом, увенчанным по контуру просечным металлом и объемным элементом в виде цветка на боковой плоскости воронки (ул. Кочеткова, 6; Луначарского, 202). В некоторых сретенских зданиях сохранились уникальные образцы оформления интерьеров: лепные розетки различных рисунков растительного характера, профилированные тяги на стенах и потолке с падугой в виде рельефного растительного рисунка в помещениях второго этажа (ул. Кочеткова, 4), профилированные тяги на потолке и стенах с падугой (ул. Кочеткова, 8), лепной пояс с рельефным орнаментальным рисунком по периметру помещения второго этажа (ул. Луначарского, 202).

В здании на ул. Набережной, 21, сохранилась разнообразная лепнина. В помещениях первого этажа в середине потолков расположены круглые розетки с объемными элементами в середине и лепниной растительного рисунка на наружном поясе. В отдельных случаях они дополняются профилированными кольцами с рельефным рисунком и лепниной растительного характера. По периметру выполнены профилированные тяги с выступающими четвертными выкружками на углах, фризовые полосы. В помещениях второго этажа на потолке и стенах профилированные тяги объединены падугой с выступающими четвертными выкружками на углах. Они дополнены круглыми профилированными розетками различных видов: центральные лепные растительные элементы сочетаются с лепным контуром растительного рисунка или двумя профилированными кольцами с рельефным рисунком, лепниной растительного характера. Заключительным элементом являются полосы фриза орнаментального рисунка, составленного двумя пересекающимися тягами в профилированном обрамлении либо подчеркнутого профилированной тягой с рядом прямоугольных выступов.

В здании на ул. Набережной, 42, профилированные тяги объединены падугой. В помещениях розетки украшены различными профилированными контурами: первый, наружный, с пояском мелких бус по наружному краю; второй с рельефными зубчиками на гребне; средний с центральным элементом: между вторым и средним контурами рисунок плоского рельефа в виде пересекающихся узких полос.

В помещениях второго этажа здания на ул. Набережной, 44, представлены лепные розетки ромбовидной формы с венком из рельефных цветов и листьев по контуру и объемным элементом в виде подсолнуха по центру, а также уникальные элементы, не имеющие аналогов на территории Забайкальского края: фризовая полоса рельефного растительного рисунка в виде пальметты, листьев и веток в профилированном обрамлении; профилированная тяга криволинейного очертания, объединяющая лепной декор в углах и над серединами стен в единый рисунок; по осям стен тонкий лепной орнамент со сложным симметричным растительным рисунком (контур в виде изящных элементов растительного характера с переплетением профилированных тяг на потолке и стене); в нижней части рисунка по оси рельефные цветы собраны в букет, на флангах декоративная рельефная решетка; ось рисунка подчеркнута тонким элементом с растительным мотивом, выступающим за границы потолочной тяги. Кроме того, в одном из помещений выполнен лепной декор в углах: центральный элемент рельефной растительной композиции в виде венка с цветком в центре объединен рельефным вензелем с растительными ветками. Ось рисунка подчеркнута лепным элементом с ракушкой, волютами и листьями, объединенным с венком двумя симметрично расположенными акантами, огибающими потолочную тягу. Другое помещение по периметру украшает фризовая полоса рельефного растительного орнаментального рисунка в профилированном обрамлении, а также двойные профилированные тяги криволинейного очертания в углах: рисунок внутренней тяги с изломом и выкружкой, при этом наружная тяга пересекает внутреннюю и имеет килевидный контур с растительными элементами в вершине. Интересен и уникальный угловой лепной декор: рельефный цветочный рисунок расположен в плоскости падуг и продолжен в плоскости потолка, ограниченной изломами потолочных тяг.

Разнообразны и городкавиды изразцовой облицовки печей. В зданиях на ул. Набережной, 21, 42, стенки печи облицованы изразцами пяти видов: рядовые и угловые с рельефным Х-образным рисунком; цокольные гладкие с бриллиантовым рустом; карнизные профилированные с рельефным рисунком; фризовые с херувимами или в виде длинного изразца с растительным рельефом в центре; венчающие карнизные профилированные с четвертным рельефным валом, увенчанные атефиксами; центральный изразец с растительным орнаментом. В здании на ул. Набережной, 44, прямоугольная угловая изразцовая печь завершена фризом с барельефами херувимов и увенчана карнизом с антефиксами; более широкая топочная часть печи завершена рядом изразцов с сечением «обратный каблучок», по центру лицевой плоскости находится изразец большего размера. В здании на ул. Кочеткова, 4, облицовка печи выполнена стеновыми изразцами, завершена фризовыми и карнизом с городками.

В некоторых зданиях сохранились сейфы: сейф «Карл Окснер и Г. Саллинг», из-готовленный представителями торгового дома «Бр. А. и Л. Шульман»; комната-сейф с металлической дверью, сделанной на Московской фабрике несгораемых шкафов Э. Малера и Ко, основанной в 1880 г.; массивная кованая металлическая сейфовая решетчатая двустворчатая дверь.

Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 146–151. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»).

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края