КУЛЬТУРА, сфера (отрасль) соц. политики гос-ва, к-рая функционирует в соответствии с нормами междунар. правовых актов (ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Междунар. пакта об экон., соц. и культурных правах и др.) и обеспечивает реализацию конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Данная деятельность гос-ва предполагает значительный объем публично-правового регулирования, связанного с обязанностями гос-ва и соответствующими полномочиями его органов.
Гос. культурная политика (политика гос-ва в области культурного развития) — совокупность целей, принципов и норм, к-рыми руководствуется гос-во в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также средств для достижения указанных целей и, кроме того, сама деятельность гос-ва в области культуры. Правовое регулирование в сфере культуры основывается на положениях Конституции РФ и осуществляется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Централизованная система управления культурой окончательно сложилась в нач. 1950-х, когда были созданы Министерство культуры СССР и региональные управления культуры. В 1953 решением Чит. облисполкома на базе объединения отд. по делам искусств, отд. культпросветработы, Управления по делам полиграфической пром-ти, издательств и книготорговли, Управления кинофикации, Управления трудовых резервов, Обл. ком. радиофикации Чит. обл. было создано Управление культуры Чит. облисполкома. В его ведении находилось 265 библиотек, 28 районных домов культуры и 303 сельских клуба, 250 изб-читален, 25 красных палаток, 3 музея, парк культуры и отдыха. Культурное стр-во осуществлялось под рук. партийных и сов. организаций. Управление занималось вопросами организации культурно-просветительной работы, организации и контроля за деятельностью учреждений искусства, полиграфии, кинопроката, стр-вом, планированием и материально-техническим снабжением организаций культуры и искусства. В период выполнения 7-летнего плана развития нар. хоз-ва (1959—65) велось активное стр-во клубов и домов культуры, библиотек, кинотеатров, укреплялась материальная база действующих учреждений. Прошли II (1962) и III (1967) обл. съезды работников культуры. В 1970—80-е Управлением осуществлялась централизация обл. библиотечной системы, создавались культурные комплексы на селе, организовано культурное обслуживание строителей Байкало-Амурской магистрали, велась культурно-шефская работа в войсках Забайкальского военного округа и ЗабПО. По инициативе Управления устраивались Дни культуры в районах области и за ее пределами, творческие коллективы Читинской области принимали участие во всесоюз. конкурсах, побывали с гастролями за рубежом (Кипр, Финляндия, Монголия).
В 1990—2000-е заключены соглашения о сотрудничестве в сфере культуры с ведомствами и организациями Чит. обл., органами управления культурой различных регионов России, зарубежными партнерами, в рамках к-рых проводились совместные мероприятия, организовывались гастроли профессиональных творческих коллективов области. В 2001 Управлению переданы полномочия от Чит. гос. кинокомпании по осуществлению мер гос. поддержки кинематографии, в 2004 — полномочия в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на тер. Чит. обл. В нач. 2000-х по инициативе Ком. культуры Чит. обл. были приняты обл. целевые программы, созданы новые гос. учреждения культуры: Служба формирования бибколлектора, театр нац. культур «Забайкальские узоры», Учеб.-метод. центр культуры и нар. творчества, ансамбль песни и пляски «Забайкальские казаки», Центр по охране и сохранению объектов культурного наследия, Передвижной творческий центр, Музейно-выставочный центр, в 2010 — Издательский центр, Центр развития бур. культуры и др. Открыт Чит. фил. Вост.-Сиб. гос. академии культуры и искусств (2006), Ин-т культуры и искусств на базе ЗабГГПУ (2010). В 2000 и 2005 прошли съезды работников культуры Заб. В 2006 начался выпуск отраслевой газеты «Культура Заб.». 2007 объявлен в Чит. обл. Годом культуры. Событиями в заб. культуре в эти годы стали реализованные масштабные проекты: Дни культуры Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр. в Москве, междунар. фестивали и конкурсы «Алтаргана», «Снежная королева», «Гураненок», конкурс оркестров и ансамблей русских народных инструментов им. Н. П. Будашкина, фестивали баянной музыки «Дни гармоники в Забайкалье», театрально-информационный форум «Театр-информ» (2005), 1-й Всерос. смотр-конкурс коренных и малочисленных народов Сев., Сиб. и Д. Вост. «Ожерелье Заб.» (2009), фестиваль искусств «Академия искусств «Новое передвижничество»», фестиваль нар. творчества «Салют Победы» (2010), Заб. Междунар. кинофестиваль (2011, 2012) и др. Традиционный фестиваль классической музыки «Цветущий багульник» приобрел статус междунар. В 2007 по инициативе Г.П. Сыроватка и при поддержке Р.Ф. Гениатулина и министра культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколова состоялось совместное заседание коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Адм. Чит. обл. В 1997 Управление переименовано в Ком. культуры Адм. Чит. обл., в 2002 — в Ком. культуры Чит. обл., в 2008 путем слияния Ком. культуры Чит. обл. и Департамента культуры Агинск. Бур. авт. окр. образовано Министерство культуры Забайкальского края.
До 1992 в России действовал только 1 закон в сфере культуры — Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1978). Формирование структуры законодательства о культуре берет свое начало в 1992, когда был принят ЗРФ «Основы законодательства РФ о культуре». Этот нормативный правовой акт признал основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении нац. самобытности народов, населяющих тер. РФ. Основными его задачами были признаны обеспечение и защита конституционных прав граждан на культурную деятельность, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей РФ, определение принципов и правовых норм субъектов культурной деятельности, а также определение принципов гос. политики в области культуры, правовых норм гос. поддержки культуры и гарантий невмешательства гос-ва в творческие процессы. Кроме того, в «Основах...» закреплены гл. понятия и категории, используемые в законодательстве по вопросам культуры.
На базе «Основ...» принято множество законодательных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в культурной сфере. ФЗ «О библиотечном деле» (1994) явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в РФ, установил принципы деятельности библиотек, урегулировал общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между гос-вом и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами междунар. права. Действие закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов РФ — на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Важное место в правовом регулировании сферы культуры занимают также «Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах» (1993); ЗРФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей» (1993), «О средствах массовой информации» (1991); ФЗ «О национально-культурных автономиях» (1996), «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате 2-й мировой войны и находящихся на тер. РФ» (1998), «О нар. художественных промыслах» (1999), «О гос. поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ» (1995) и др. нормативно-правовые акты (ок. 60 федеральных законов и 100 подзаконных актов).
Так, ФЗ «Об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов РФ» (2002) признан утратившим силу закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1978) и установлены основы правоотношений, связанных с сохранением, использованием, популяризацией и гос. охраной недвижимого наследия страны. Закон разграничил компетенцию федеральных и региональных органов гос. власти в сфере охраны объектов культурного наследия, сохранив, в соответствии с Конституцией РФ, основу для их тесного взаимодействия. Закон в совокупности с Кодексом РФ об адм. правонарушениях усиливает ответственность за нарушения в сфере охраны объектов культурного наследия и устанавливает систему охраны памятников истории и культуры. Существовавший Список памятников истории и культуры, находящихся на гос. охране, заменен на единый Гос. реестр объектов культурного наследия; дано определение объектов религиозного назначения и введены нормы, касающиеся особенностей распоряжения данными объектами; введена норма, сохраняющая за любым новым собственником памятника истории и культуры установленные ограничения (обременения) на содержание, сохранение и использование объектов наследия; гос. органы охраны объектов культурного наследия получили право обращаться в суд по вопросам, отнесенным к их компетенции; установлены ограничения при изъятии объектов наследия из гос. собственности (приватизации) и др.
ФЗ «О гос. поддержке кинематографии РФ» (1996) определил основные направления деятельности гос-ва по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок гос. поддержки кинематографии. ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» (1996) определил особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев РФ. ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (1994) определил политику гос-ва в отношении обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного нац. библиотечно-информационного фонда РФ, установил виды обязательного экземпляра, категории их производителей и получателей, сроки и порядок их доставки, ответственность за их нарушение. Наряду с печатной продукцией в обязательный экземпляр включены официальные документы, аудиовизуальная продукция, электронные издания, неопубликованные документы.
Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах, таких как Гражданский, Земельный, Градостроительный кодексы РФ, Кодекс РФ об адм. правонарушениях и др.
Региональные органы гос. власти края в пределах своих полномочий реализуют гос. политику в сфере культуры.
В целях формирования регионального законодательства в сфере культуры были разработаны законы Чит. обл.: «Об охране и использовании памятников истории и культуры Чит. обл.» (1996), «О культуре» (1997), «Об обязательном экземпляре документов» (1999), «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на тер. Чит. обл.» (2005) и др., а также законы, регулирующие вопросы повышения соц. защищенности работников культуры и искусства. В связи с образованием Заб. кр. в 2009 принят ЗЗК «О культуре», задачами к-рого являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Заб. кр. на культурную деятельность; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединения граждан, этнических групп на тер. края; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов, основных направлений гос. политики в сфере культуры на тер. Заб. кр., правовых норм гос. поддержки культуры и гарантий невмешательства органов гос. власти края в творческие процессы.
ЗЗК «Об обязательном экземпляре документов Заб. кр.» регулирует вопросы формирования обязательного экземпляра документов Заб. кр. как ресурсной базы комплектования полного регионального библиотечно-информационного фонда документов Заб. кр. и развития системы краеведческой библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов Заб. кр. и его общественного использования. Действие закона распространяется на производителей и получателей обязательного экземпляра документов Заб. кр.
В 2009 принят закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на тер. Заб. кр.» в области сохранения, использования, популяризации и гос. охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на тер. Заб. кр. законом «О наградах Заб. кр.» (2009) предусмотрены премии в области культуры: премия Губернатора Заб. кр. им. М.Е. Вишнякова в области лит., премия им. Д.Д. Дугарова в области изобразительного искусства, премия им. Л.Л. Линховоина в области вокального мастерства; установлены почетные звания в сфере культуры: «Засл. работник культуры Заб. кр.», «Засл. деятель искусств Заб. кр.». Приняты: обл. целевая программа «Сохранение нематериального культурного наследия народов Вост. Заб.» (2008), кр. целевая программа «Культура Заб. (2010—2014 гг.)».
Министерство культуры Заб. кр. с 2008 является исполнительным органом гос. власти Заб. кр., определяющим перспективные направления развития в сфере культуры и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий, а также функции по оказанию гос. услуг.
В 2012 в Заб. кр. насчитывалось 1383 учреждения культуры, из них 1363 — сельские, в т. ч.: 592 культурно-досуговых учреждения, 627 библиотек, 54 кинотеатра и киноустановки, 23 музея, 67 муниципальных учреждений дополнительного образования детей.
Стратегическими направлениями развития отрасли в Заб. кр. являются: сохранение и развитие культурного потенциала; формирование единого культурного пространства Заб. кр.; обеспечение равного доступа жителей Заб. к культурным ценностям и благам; интеграция культуры Заб. в культурный процесс РФ; сохранение богатых нац. традиций народов, проживающих на тер. Заб.; реализация гос. политики в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания; развитие межрайонных, межрегиональных, междунар. культурных связей, а также совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли; модернизация материально-технической базы учреждений культуры, приведение ее в соответствие с современными требованиями; обеспечение сохранности и комплектования фондов библиотек и музеев на различных носителях, включая электронные; увеличение темпов информатизации библиотек, развитие системы образования в сфере культуры и др.
Деятельность Министерства способствует развитию традиционной нар. культуры, самодеятельного художественного творчества; сотрудничеству и поддержке творческих союзов, нац. культурных центров; взаимодействию по вопросам культуры с религиозными, общественными организациями, СМИ, полит. партиями и движениями; поддержке и развитию гастрольной, выставочной, фестивальной деятельности, в т. ч. междунар. и межрегиональной; реализации проектов междунар. сотрудничества в сфере культуры и искусства; разработке и внедрению новых информационных технологий; проведению мониторинговых исследований качества предоставляемых услуг в сфере культуры; разработке критериев результативности деятельности учреждений культуры; организационному, информационному, метод. и творческому обеспечению кр. социально значимых мероприятий и др. Вклад в управление культурой Заб. внесли В.Ив. Кузнецов, Н.Ж. Жугдурова, И. П. Портнягин, Т. А. Симонова, В.А. Толкалин, Д.Д. Жамсоева, Р.Ц. Цыдендоржиев, Т.И. Жеребцова, М.К. Ушакова и др. Рук.: В. Панкратов (с 1953), А. Волков (с 1957), П.А. Орлов (с 1960), Н.В. Курбатова (с 1972), В.К. Тимофеев (с 1977), Г.С. Прилепская (с 1987), А. И. Раитин (с 1992), Г.П. Сыроватка (с 1998).
И с т.: ГАЗК, ф. Р-62, оп. 1.
Л и т.: Сорок лет Октябрю: метод. пособие / Управление культуры Чит. обл. — Чита, 1957; Весна большого наступления: метод. рекомендации / Управление культуры Чит. облисполкома. — Чита, 1963; В ногу с жизнью: Из опыта работы культуры по пропаганде механизации всеобуча / Управление культуры Чит. облисполкома; Чит. обл. библиотека им. А. С. Пушкина — Чита, 1968; Социалистические обязательства учреждений культуры и искусства Чит. обл. по культурному шефству над селом на 1973—1975 гг. / Управление культуры Чит. обл. — Чита, 1973; Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001—2005 гг.; Материалы в помощь реализации гос. программы / Ком. культуры Чит. обл. — Чита, 2003; Учреждения культуры и искусства Чит. обл. / Ком. культу¬ры Чит. обл. — Чита, 2005; Сыроватка Г. Жизнь в приграничных районах возлагает дополнительную ответственность за имидж страны // Справ. руководителя. — 2007. — № 12.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2012. – Ч. 1: А–Л. – 498 с.
Верстка сайта Vesna