Категории:
Укладка пути. БАМ. Балбухта. 1984 г. Фото Ф.Н.Машечко
Есть стыковка! БАМ. Станция Куанда. 1984 г. Фото Ф.Н.Машечко
Участники торжественного заседания, посвященного открытию движения поездов по всему главному пути БАМа. Тында. 1984 г. Фото Ф.Н.Машечко
Байкало-Амурская магистраль, БАМ

БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ, БАМ, ж.д. в Вост. Сиб. и на Д. Вост., пролегает по тер. Иркутской, Чит. и Амурской обл., республик Бурятия и Саха-Якутия, Хабаровского кр. Второй магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) ж.-д. выход России к Тихому океану. Общая протяженность от Тайшета до Сов. Гавани 4300 км. Идея стр-ва дороги выдвинута в 1880-е. Летом 1889 проведены предварительные изыскания экспедицией под руководством Н. А. Волошникова между рр. Ангара и Муя по трассе севернее оз. Байкал с выходами в район Могочи. В 1907–14 проводились изыскания по выходу к судоходной части р. Лена. Начавшаяся 1-я мировая, затем Гражданская войны и трудности восстановительного периода прекратили развитие проекта. В 1932 принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о стр-ве БАМа. В 1933 началось стр-во 3 соединительных линий от Транссибирской магистрали к намечавшейся трассе БАМа: Бам – Тында (180 км), Известковая – Ургал (339 км) и Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре (325 км). Их сооружение выполнено в основном в предвоенные годы. В это время проведены полевые изыскания на 2 крупных участках: Тайшет – Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре – Сов. Гавань, построены в 1945 и 1947. Дальнейшее стр-во возобновилось в 1974 после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8.7.1974, предусматривающего сооружение БАМа от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре протяженностью 3145 км, ж.-д. линии Бам – Тында – Беркакит (404 км) и ряда объектов строительной индустрии. БАМ объявлена Всесоюзной стройкой, в ее сооружении принимали участие все республики, края и области СССР. Исполнителями работ на зап. участке (Усть-Кут – Тында) были организации Министерства транспортного хоз-ва, на вост. от Тынды работы выполнялись силами ж.-д. войск. Общее руководство осуществляло Гл. управление по стр-ву БАМа (Главбамстрой) во гл. с зам. министра К.В.Мохортовым, с 1986 Е. В. Басиным. В составе МПС организована дирекция стр-ва БАМа с местонахождением в Тынде. Ее возглавлял зам. министра В.П.Калиничев, бывший нач. Заб. ж.д. Оперативный контроль за ходом стр-ва осуществляла комиссия Совета министров СССР во гл. с К. Т. Мазуровым, науч. обеспечение – Науч. совет АН по проблемам БАМа во гл. с акад. А. Г. Аганбегяном. 29.9.1984 укладкой «золотого» звена на разъезде Балбухт (Чит. обл.) завершено строительство непрерывного рельсового пути по всей магистрали. 1.11.1989 дорога принята в постоянную эксплуатацию, к-рую стала осуществлять самостоятельная Байкало-Амурская ж.д. с управлением дороги в Тынде. В 1996 она была разделена между Вост.-Сиб. и Дальневосточной ж.д. При сооружении БАМа построено 4200 объектов, в т.ч. 148 крупных мостов, 11 тоннелей, из к-рых 2 уникальных: Сев.-Муйский протяженностью 15,3 км и Байкальский – 6,7 км; построены гг. Северо-Байкальск, Тында, Усть-Кут, 45 благоустроенных поселков. Трасса магистрали пересекает Каларский р-н Чит. обл. (см. Байкало-Амурской магистрали Читинский участок). Протяженность по тер. Чит. обл. 320 км.

Лит.: Хроники строительства // Заб. рабочий. – 1991. – 11 нояб.; Ведмидь А. П. Заб. ж.д.: Опыт справочного словаря. – Чита, 2000; Пашинин С. А. Байкало-Амурская магистраль – вехи строительства // Ж.-д. транспорт. – 2002. – № 4.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края