БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ, БАМ, ж.д. в Вост. Сиб. и на Д. Вост., пролегает по тер. Иркутской, Чит. и Амурской обл., республик Бурятия и Саха-Якутия, Хабаровского кр. Второй магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) ж.-д. выход России к Тихому океану. Общая протяженность от Тайшета до Сов. Гавани 4300 км. Идея стр-ва дороги выдвинута в 1880-е. Летом 1889 проведены предварительные изыскания экспедицией под руководством Н. А. Волошникова между рр. Ангара и Муя по трассе севернее оз. Байкал с выходами в район Могочи. В 1907–14 проводились изыскания по выходу к судоходной части р. Лена. Начавшаяся 1-я мировая, затем Гражданская войны и трудности восстановительного периода прекратили развитие проекта. В 1932 принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о стр-ве БАМа. В 1933 началось стр-во 3 соединительных линий от Транссибирской магистрали к намечавшейся трассе БАМа: Бам – Тында (180 км), Известковая – Ургал (339 км) и Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре (325 км). Их сооружение выполнено в основном в предвоенные годы. В это время проведены полевые изыскания на 2 крупных участках: Тайшет – Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре – Сов. Гавань, построены в 1945 и 1947. Дальнейшее стр-во возобновилось в 1974 после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8.7.1974, предусматривающего сооружение БАМа от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре протяженностью 3145 км, ж.-д. линии Бам – Тында – Беркакит (404 км) и ряда объектов строительной индустрии. БАМ объявлена Всесоюзной стройкой, в ее сооружении принимали участие все республики, края и области СССР. Исполнителями работ на зап. участке (Усть-Кут – Тында) были организации Министерства транспортного хоз-ва, на вост. от Тынды работы выполнялись силами ж.-д. войск. Общее руководство осуществляло Гл. управление по стр-ву БАМа (Главбамстрой) во гл. с зам. министра К.В.Мохортовым, с 1986 Е. В. Басиным. В составе МПС организована дирекция стр-ва БАМа с местонахождением в Тынде. Ее возглавлял зам. министра В.П.Калиничев, бывший нач. Заб. ж.д. Оперативный контроль за ходом стр-ва осуществляла комиссия Совета министров СССР во гл. с К. Т. Мазуровым, науч. обеспечение – Науч. совет АН по проблемам БАМа во гл. с акад. А. Г. Аганбегяном. 29.9.1984 укладкой «золотого» звена на разъезде Балбухт (Чит. обл.) завершено строительство непрерывного рельсового пути по всей магистрали. 1.11.1989 дорога принята в постоянную эксплуатацию, к-рую стала осуществлять самостоятельная Байкало-Амурская ж.д. с управлением дороги в Тынде. В 1996 она была разделена между Вост.-Сиб. и Дальневосточной ж.д. При сооружении БАМа построено 4200 объектов, в т.ч. 148 крупных мостов, 11 тоннелей, из к-рых 2 уникальных: Сев.-Муйский протяженностью 15,3 км и Байкальский – 6,7 км; построены гг. Северо-Байкальск, Тында, Усть-Кут, 45 благоустроенных поселков. Трасса магистрали пересекает Каларский р-н Чит. обл. (см. Байкало-Амурской магистрали Читинский участок). Протяженность по тер. Чит. обл. 320 км.
Категории:
|
Лит.: Хроники строительства // Заб. рабочий. – 1991. – 11 нояб.; Ведмидь А. П. Заб. ж.д.: Опыт справочного словаря. – Чита, 2000; Пашинин С. А. Байкало-Амурская магистраль – вехи строительства // Ж.-д. транспорт. – 2002. – № 4. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna