МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН, вид муниципального образования, включает несколько поселений, за исключением городских округов, или поселений и межселенных тер., объединенных общей тер., в границах к-рого местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, к-рые могут осуществлять отдельные гос. полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ в соответствии с ФЗ от 6.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Границы М. р. устанавливаются с учетом ист. и иных местных традиций, транспортной доступности до его адм. центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Специфичным является установление границ М. р. «Агинск. р-н», в к-ром при соблюдении принципа ист. связей часть тер. поселения «Хойто-Ага» с. Верхняя Салия располагается на части тер. М. р. «Чит. р-н», а часть тер. поселения «Урда-Ага» — населенный пункт Лаха — на части тер. М. р. «Оловяннинский р-н».
В 2004–06 в Чит. обл. происходило формирование местного самоуправления — образовано 28 М. р., в Агинск. Бур. авт. окр. — 3 М. р. В связи с объединением Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр. на основании ЗЗК от 18.12.2009 № 316 «О границах муниципальных районов и гор. округов Заб. кр.» установлены границы 31 М. р.: Агинский район, Акшинский район, Александрово-Заводский район, Балейский район, Борзинский район, Газимуро-Заводский район, Дульдургинский район, Забайкальский район, Каларский район, Калганский район, Карымский район, Город Краснокаменск и Краснокаменский район, Красночикойский район, Кыринский район, Могойтуйский район, Могочинский район, Нерчинский район, Нерчинско-Заводский район, Оловяннинский район, Ононский район, Петровск-Забайкальский район, Приаргунский район, Сретенский район, Тунгиро-Олекминский район, Тунгокоченский район, Улетовский район, Хилокский район, Чернышевский район, Читинский район, Шелопугинский район, Шилкинский район. В состав 6 М. р. (Каларский, Красночикойский, Могочинский, Сретенский, Тунгиро-Олекминский, Тунгокоченский р-ны) входят межселенные тер. с 8 сельскими населенными пунктами.
К вопросам местного значения М. р. относятся вопросы, носящие, как правило, межпоселенческий характер, затрагивающие интересы жителей поселений в соц. сферах. Например, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, ср. (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам и общедоступного бесплатного дошкольного образования на тер. М. р., а также создание условий для оказания мед. помощи населению на тер. М. р. и т. п. Таким образом, создание муниципальных учреждений образования относится к полномочиям органов местного самоуправления М. р. с соответствующим финансовым обеспечением из бюджета М. р., за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса. Перечень вопросов местного значения М. р. с 2003 увеличился на 13 дополнительных вопросов.
По вопросам местного значения М. р. и поселения между органами местного самоуправления обоих уровней складываются тесные взаимоотношения в части их совместных решений. В соответствии с ФЗ от 6.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» между М. р. и поселением могут заключаться соглашения о межмуниципальном сотрудничестве или соглашения о передаче части полномочий по решению конкретных вопросов местного значения. Соглашения о межмуниципальном сотрудничестве заключаются при решении каких-либо разовых мероприятий, конкретных задач, носят срочный характер и, как правило, финансово не обеспечиваются, например, при создании системы межведомственного взаимодействия при реализации законодательства о муниципальных услугах. Подобные соглашения в 2011 заключили большинство поселений и М. р. Заб. кр. Соглашения о передаче части полномочий по решению конкретных вопросов местного значения заключаются как при передаче части пол номочий органов местного самоуправления М. р. на поселенческий уровень, так и при передаче части полномочий органов местного самоуправления поселений на уровень М. р. Такие соглашения также носят срочный характер, но при этом часть полномочий органов по решению определенного вопроса местного значения передается с обязательным финансированием из соответствующего местного бюджета. В 2011 заключили соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения поселений органами местного самоуправления М. р. 209 поселений (из них 183 сельских и 26 гор.). Данные полномочия касаются градостроительной деятельности поселений, контрольных органов местного самоуправления поселений, полномочий в области культуры и др. При этом 13 поселений заключили соглашения о передаче полномочий органов местного самоуправления М. р. на поселенческий уровень в части вопроса местного значения о дошкольном образовании. Кроме заключения соглашений органами местного самоуправления М. р. и поселений проводятся совместные заседания, рабочие встречи, организуются комиссии и т. п. Органы местного самоуправления М. р. выступают в роли координаторов деятельности органов местного самоуправления поселений по основным соц. вопросам, затрагивающим жизнедеятельность большей части жителей поселений.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – 579 с.
Верстка сайта Vesna