Категории:
Кокуй, пгт

Основная часть поселка расположилась на левом берегу Шилки на высоких террасах, по которым протекают ручьи Мыгжа и Кунга, впадающие в Шилку. Первые поселения, обнаруженные на этой территории, возникли в эпоху каменного века, большая их часть относится к неолитической эпохе и периоду энеолита: Савиха, Якушкино, Красные Казармы, Лесозавод, Мыгжа-1 и Мыгжа-2, а также стоянка в приустьевой части распадка Кунга, где в настоящее время расположена Кокуйская средняя общеобразовательная школа № 2, и неолитический могильник «Лесозавод» на западной окраине поселка. В распадке Мыгжа археологами раскопаны погребения эпохи бронзы, относящиеся к дворцовской культуре. Средневековье представлено бурхотуйской (могильник в пади Якушкино) и дарасунской (одиночные погребения в местечке «Красные Казармы» и распадке Кунга) культурами. Судя по письменным источникам, в 1730–1740-е гг. по обоим берегам Шилки в черте территории современного поселка и его окрестностей располагались селения, входившие в состав Нерчинского уезда: Федосеево, Шайдурово (Кокуй), Алексеево. Скорее всего, свои названия они получали по фамилиям основателей и были, по всей видимости, небольшими по количеству дворов и населения, которое занималось преимущественно земледелием. После преобразований Н.Н. Муравьева-Амурского и последующих административно-территориальных реформ 1870-х гг. Кокуй становится казачьим поселком Сретенской станицы 3-го военного отдела ЗКВ, и его население переходит в разряд казачьего сословия. Земли в черте Кокуя и его окрестностей стали принадлежать Сретенскому станичному обществу. К концу XIX в. поселок представлял собой классическое сельское селение с тремя улицами, вытянувшимися вдоль Шилки, и небольшой часовней на ее берегу. Через Кокуй до Маргула проходил большой Московский (Сибирский) тракт. В 1892–1893 гг. в Кокуе насчитывалось 97 дворов с населением 512 человек. Земельные угодья распределялись следующим образом: 470 десятин было занято под пашню, 12 десятин – под огороды. Пахотные и сенокосные земли располагались к северу от поселка, а также по остепненным распадкам Мыгжа, Укшака, Якушкина и на правом берегу Шилки [Крюков, 1895]. В 1897 г. в Кокуе насчитывалось 99 дворов, а население составляло 464 человека. Основным занятием жителей традиционно являлось земледелие, некоторые занимались извозом и отхожими промыслами. На западной и восточной окраинах поселка в XIX в. возникли речные пристани Верхняя и Нижняя [Головачев, 1908]. К началу XX в. численность население поселка в связи с прокладкой Транссибирской магистрали и основанием железнодорожного разъезда увеличилась. В годы Русско-японской войны 1904–1905 гг. Кокуй, как и Сретенск, стал крупной перевалочной базой по снабжению действующей русской армии в Маньчжурии. На его территории были размещены военные склады, производен капитальный ремонт пристаней, к которым подведены железнодорожные пути. Очевидцы событий описывали, что на баржи с рельсами загоняли даже вагоны, которые следовали далее на восток по Шилке и Амуру. Весной 1904 г. двумя эшелонами в Кокуй из Петербурга было доставлено восемь паровых миноносок постройки 1878 г. В 1907 г. в поселке насчитывалось уже 1,5 тыс. жителей. Помимо коренного населения (казаков) в Кокуе на этот год зафиксированы также китайцы-чернорабочие (200 человек), матросы со строящихся канонерских лодок (100 человек), солдаты 2-го железнодорожного парка (124 нижних чина). В Кокуе тогда насчитывалось восемь продовольственных лавок, две пивных, хлебопекарня, трактир, церковь и одноклассное училище. Деревянная церковь была построена в 1897 г. на средства местных казаков. Приход включал и жителей близлежащих сел Делюн, Епифанцево, Усть-Курлыч и Матакан. Рост населения в первом десятилетии XX в. был прежде всего связан с появлением в Кокуе промышленных предприятий. Здесь разместились судостроительные филиалы и отделения Валенковского (г. Муром), Сормовского (г. Нижний Новгород), Балтийского (г. Санкт-Петербург), Воткинского (г. Воткинск) заводов, завод мостового железа иркутского промышленника Д. М.(Х.) Кузнеца. Лечебниц и аптек в Кокуе в этот период не было, но за счет Сормовского и Валенковского заводов эпизодически содержались два фельдшера и полицейский урядник. В отношении охраны порядка поселок находился всецело в ведении поселкового атамана [Головачев, 1908]. Летом 1908 г. Амурским обществом пароходства и торговли в Кокуй была проведена телефонная связь. События Первой русской революции 1905–1907 гг., революции 1917 г. и Гражданской войны не оставили значительного следа в жизни Кокуя. Казаки оставались либо безучастным к происходящим событиям, либо, за редким исключением, сохраняло верность старой власти. Имеются данные о том, что в 1911–1914 гг. на кокуйских предприятиях проходили стачки рабочих, которые выдвигали в основном экономические требования. Так, в январе 1911 г. на мостостроительном заводе Д. М. Кузнеца бастовало около 300 человек, в мае того же года – 270. В июле и августе 1912 г. стачки прошли на Сормовском филиале (61 и 30 человек), а в декабре – на железнодорожном разъезде (61 человек). В мае 1914 г. вновь бастовало 260 рабочих завода Д. М. Кузнеца. Об этих событиях сообщала даже революционная «Правда» [Берсенев, 1971]. К 1918 г. промышленное производство в Кокуе окончательно прекратилось и по хозяйственно-бытовому укладу населения он стал мало чем отличаться от остальных селений, расположенных в долине Шилки. Единственным исключением являлось наличие железнодорожного разъезда, немногочисленные рабочие которого составляли наиболее грамотную, сплоченную и политически активную часть населения. После окончания Гражданской войны в Забайкальской области и ликвидации казачьего сословия Кокуй официально получил статус села, формально закрепивший за ним его реальное положение. Центр Кокуя исторически сформировался в юго-западной части современного поселка, где в то время находились церковь, «поповский дом», школа, вокзал с бараками и иными железнодорожными постройками. К северу от железнодорожной линии в районе современной больницы располагалось православное кладбище. Центральной улицей являлась Мысошная (ныне ул. Ленина). Именно на ней вплоть до 1940-х гг. находились сельсовет (поссовет), поликлиника, почта, школа. Этот район и в настоящее время застроен частными домами, среди которых еще сохраняются образцы архитектуры начала XX в. Осенью 1921 г. в Кокуе созданая ячейка РКСМ, первым секретарем которой стал сын железнодорожника Александр Яковлевич Овчинников. С 1924 г. эту ячейку последовательно возглавляли И. В. Костюченко, С. Ф. Жиряков, Е. Левицкая. Местом собраний комсомольцев был дом купчихи Алексеевой, а затем клуб в бывшем «поповском доме». Впоследствии в нем размещалась школа, а затем поселковая библиотека (ул. Ленина). Комсомольцы руководили работой хорового, драматического и сатирического кружков. Популярными среди населения были театральные постановки молодежи. Действовали струнный оркестр и группа «Синяя блуза». Активно велась антирелигиозная пропаганда, усилиями комсомольцев в селе была закрыта церковь. В эти же годы в Кокуе сформировался первый пионерский отряд, вожатым которого стал Евгений Никандрович Коптелов, а после его призыва в армию – Семен Васильевич Костюченко. В 1922 г. создан отряд ЧОН (части особого назначения), входящий в состав 2-й Сретенской отдельной роты особого назначения. Командиром кокуйских чоновцев стал коммунист Гордей Яковлевич Овчинников. Костяк отряда составляли рабочие-железнодорожники: Георгий Шабалов, Степан Костюченко, Василий Костюченко, Егор Пуртов, Милентий Пахомов. В то время в окрестностях Сретенского уезда действовало несколько антисоветских отрядов, с которыми милиция и чоновцы вели упорную борьбу. В июне 1924 г. достаточно крупный отряд пересек государственную границу и сосредоточился в районе Аркиинских столбов (правобережье Шилки). Его возглавляли белый генерал Фирс Мыльников и последний атаман станицы Сретенской Владимир Ильич Деревцов. На ликвидацию банды были посланы части 5-й отдельной Кубанской кавалерийской бригады, расквартированной в Сретенске. Непосредственно операцией по ликвидации руководил командир 27-го кавалерийского полка К.К. Рокоссовский, впоследствии Маршал Советского Союза. Двумя оперативными группами со стороны Кокуя (по распадку Савиха) и Епафанцево повстанцев удалось блокировать и нейтрализовать. В. И. Деревцов был убит, а раненого генерала Ф. Мыльникова упустили, но позже он был пойман. Кокуйские чоновцы также принимали участие в этой операции. В 1923 г. в Кокуе было 175 жилых домов и 1 юрта. Численность населения составляла 1061 человек (528 мужчин и 533 женщины), из них грамотных – 428. В селе насчитывалось 229 хозяйств, из которых 129 являлись старожильческими. Подавляющая часть населения по-прежнему занималась сельским хозяйством, незначительная часть работала на железнодорожном разъезде, некоторые сезонно подрабатывали в золотодобывающих артелях и на лесозаготовках. По переписи 1923 г., батраками числился 31 человек. В хозяйствах на этот год зафиксировано: лошадей – 569, КРС – 809, овец – 380, коз – 117, свиней – 269. Ржи засевали 155 десятин, пшеницы – 425, овса – 217, гречихи – 123, конопли – 1, трав – 32 десятины. Под сенокосы было отведено 324 десятины собственной земли и 98 десятин арендованной. Сельхозинвентарь хозяйств составлял: сох – 7, плугов – 87, борон – 279, сеялок – 7, жнеек – 31 [Коренев, 1967]. Как и во всех сельских поселениях, с началом коллективизации в Кокуе возник колхоз «Красный землепашец». В 1920–1922 гг. с. Кокуй входило в состав Сретенской волости Нерчинского уезда, а с 1 марта по ноябрь 1922 г. – непосредственно в созданный Сретенский уезд Забайкальской губернии ДВР. После объединения ДВР и РСФСР данные административные единицы вошли в состав Дальневосточной области РСФСР. В ходе административно-территориальной реформы 1926 г. Кокуйский сельсовет с бараком на «50-м км» и будкой на «49-м км» вошел в состав Сретенского района Сретенского округа Дальне-Восточного края (центр – г. Хабаровск). После ликвидации окружной системы в 1930 г. Кокуй в составе Сретенского района вошел в состав Восточно-Сибирского края (центр – г. Иркутск), а в 1937 г. – в новообразованную Читинскую область. В 1934 г. на восточной окраине села (в районе Нижней пристани) началось строительство Сретенской судосборочной верфи. Уже в феврале 1935 г. на верфи производилась сборка судов из металлических секций, привезенных по железной дороге с заводов, расположенных в европейской части страны. 9 февраля 1935 г. – официальная дата рождения Сретенского судостроительного завода, ставшего на многие десятилетия градообразующим предприятием. Численность населения стремительно увеличивается за счет приезжих из забайкальских сел и завербованных рабочих в западных регионах. Несмотря на высокую текучесть кадров на судоверфи, в 1939 г. в Кокуе проживало уже свыше 6 тыс. человек. По национальному составу на первом месте были русские, на втором – китайцы, на третьем – украинцы, на четвертом – татары. В 1938 г. Кокуй получил статус рабочего поселка, и сельский Совет был преобразован в поселковый. В этом же году сдано в эксплуатацию новое 2-этажное деревянное здание школы, а позднее начали возводиться первые кирпичные строения: 4-этажный жилой дом на ул. 1-я Набережная, здание гостиницы и ресторана (впоследствии Клуб завода), 2-этажное здание заводоуправления. Развивалось индивидуальное жилищное строительство. Планировалось даже строительство здания больницы, так как имеющиеся стационар на 20 коек, родильное отделение и амбулатория находились в приспособленных помещениях. Поступательное развитие поселка и молодого предприятия было прервано Великой Отечественной войной. 1 августа 1941 г. в Кокуе открылось ремесленное училище (РУ-4), первый досрочный выпуск которого состоялся в августе 1942 г. Юноши и девушки пополнили поредевшие ряды судостроителей, ушедших на фронт. Молодые рабочие, выпускники РУ, стали крепким ядром, которое вместе со старыми кадрами вынесло на себе всю тяжесть военного производства на заключительном этапе войны. В годы войны, помимо эвакуационных госпиталей, на северо-западной окраине поселка в районе современного профучилища № 30 находились военный объект связи и склады горюче-смазочных материалов, к которым подвели железную дорогу. В послевоенный период на территории современной Центральной районной больницы располагался лагерь японских военнопленных. Они были заняты как на заводских работах, так и на строительстве жилья в поселке. В частности, ими были построены жилые 1-этажные дома на улицах Железнодорожная и Заводская. В 1930–1950-е гг. в поселке функционировал кирпичный завод артели «Огнестрой». После ликвидации в начале 60-х гг. его территория была застроена частными домами (район современной ул. Кирпичной). С 1947 г. в поселке возобновлено строительство благоустроенного жилья и объектов соцкультбыта. Локомотивом этого процесса, как и в предвоенные годы, было градообразующее предприятие – Сретенский судостроительный завод. На самом заводе введены новые производственные мощности, он стал классическим судостроительным предприятием полного цикла. К середине 1950-х гг. в поселке введено в эксплуатацию свыше 13 тыс. м2 жилья, около 300 домов построены в порядке индивидуального строительства. Стоит отметить, что в довоенное и послевоенное время подавляющая часть населения поселка проживала в бараках и даже полуземлянках. В начале 1960-х гг. сформировался частный сектор поселка, таким же он является и в настоящее время. Функционировали летний и зимний клубы, на месте заболоченного участка появился стадион «Труд». Работали средняя, 7-летняя и начальная школы, школа рабочей молодежи и ремесленное училище № 4 (впоследствии ГПТУ № 4). Действовали больница, амбулатория, роддом, 4 детских сада, 12 магазинов, почтовое отделение, 4 столовых, баня и прачечная. Позднее со ст. Сретенск в Кокуй было переведено училище механизации, получившее затем наименование СПТУ № 12. На правом берегу Шилки размещался плодово-ягодный питомник, а в довольно многолюдном «Вавилоне» работали школа и клуб. В 1960–1980-е гг. успешная деятельность судостроительного завода благоприятно отразилась на развитии поселка. Велось строительство благоустроенного жилья, объектов инфраструктуры и бытового назначения. Уровень жизни населения Кокуя был высоким. Начали действовать загородный пионерский лагерь «Вымпел» и дом отдыха «Кислый ключ» (закрыт в середине 1990-х гг.). Берега Шилки связывал паром, которой был изготовлен рабочими завода. Его проектированием занималось бюро новой техники во главе с заслуженным работником промышленности Читинской области, инженером А. А. Коротковым. Ввод в строй парома (в народе – «плашкоута») торжественно состоялся в 1967 г. в День Военно-Морского флота, самого почитаемого праздника жителей поселка. В двух микрорайонах планомерно возводились 5-этажные дома, были построены здания двух средних школ (1964, 1974), детские сады, ДЮСШ, кинотеатр «Авангард», больничный комплекс с поликлиникой (Кокуйская медико-санитарная часть, с 1998 г. – центральная районная больница), кафе «Шилка», Дом быта, общежития завода и профтехучилищ, Сретенский маслозавод, заводской свинокомплекс, новый кирпичный завод (действовал до середины 1990-х гг.). В 1980-е гг. была осуществлена капитальная реконструкция стадиона, производилось асфальтирование улиц, сданы в эксплуатацию новый водозабор и вторая очередь комплекса очистных сооружений. С 1978 г. в Кокуе дислоцируется Краснознаменный Сретенский пограничный отряд, в настоящее время – «Служба в пгт Кокуй» Пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю. Реформы 1990-х гг. для поселка, как и для большинства монопрофильных населенных пунктов страны, стали подлинным бедствием. Финансово-экономическая политика правительства поставила под удар судостроительный завод – фундамент благополучия самого поселка и его жителей. В середине 1990-х гг. произошла передача в муниципальную собственность непроизводственных объектов завода. Нестабильность финансовой системы, задолженность по выплате зарплаты, веерные отключения электроэнергии, проблемы с поставкой угля и аварийные ситуации на объектах теплоснабжения жилого сектора требовали от руководителей поселка П.П. Похитонова, В. К. Макарова, С. С. Калмыкова, А. К. Акулова, Е. В. Вологдина, В. Н. Ильченко немалого мужества и профессионализма, нестандартных решений. В какой-то мере положение стало выправляться с 2003 г. Это объясняется относительной стабилизацией ситуации в целом по стране (в сравнении с 1990-ми гг.), адаптацией хозяйствующих субъектов к реалиям времени. Структурные изменения в жилищно-коммунальном секторе поселка, начало реконструкции отопительной системы и коммуникаций, загрузка судостроительного завода по имеющимся заказам, нормализация выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений позволили ему выжить. В 2008–2013 гг. в поселке осуществляется ремонт и реконструкция многоквартирных жилых домов. После длительного перерыва возобновляется жилищное строительство. В 2010 г. судостроительным заводом был достроен 60-квартирный дом (ул. Ленина, 2), продолжена работа по благоустройству двух микрорайонов поселка, преображен частный сектор. В 2011 г. во 2-м микрорайоне построено здание магазина. В 2012 г. сдан жилой 30-квартирный дом для ветеранов и детей-сирот, проведен капитальный ремонт средней общеобразовательной школы № 2, кровли и актового зала в Центре досуга, Детская школа искусств получила новое отремонтированное здание. Благодаря инициативной группе граждан, которую поддержали заводчане, администрация поселения и губернатор Забайкальского края, в 2012 г. на территории стадиона «Труд» построен детский игровой парк (программа Натальи Водяновой «Обнаженные сердца»). В 2013 г. сдан 11-квартирный жилой дом, построенный Сретенским судостроительным заводом по федеральной программе переселения из ветхого и аварийного жилья. С Кокуем связаны имена многих известных деятелей культуры. В 1903–1905 гг. в школе (тогда одноклассном училище) преподавал будущий советский писатель и общественный деятель Ф.В. Гладков. Выпускник РУ-4, слесарь-инструментальщик Сретенского судостроительного, поэт и журналист М.Е. Вишняков свои первые стихи опубликовал именно в заводской многотиражке «Вымпел». В Кокуе родился и окончил среднюю школу № 1 оперный певец, народный артист РСФСР Ю.М. Горбунов. С До Великой Отечественной войны на Сретенском судостроительном заводе трудился ставший известным в дальнейшем литератор-краевед Н.Е. Дворниченко.

Л и т.: Берсенев Л. Ф. Хронология стачек рабочих в Забайкалье // Забайкальский краеведческий ежегодник. – Чита, 1971. – № 5. – С. 27–42; Головачев Д. М. Поселки по линии Забайкальской железной дороги. (По данным обследования крестьянскими начальниками по распоряжению военного губернатора Забайкальской области весной 1907 г). – Чита, 1908. – 114 с.; Коренев Н. Новь березовой рощи // Советское Забайкалье. – 1967. – 21 янв.; Крюков Н. А. Восточное Забайкалье в сельскохозяйственном отношении. – СПб., 1895. – 162 с.; Черенщиков О. Ю. Кокуй – родина Амурской военной флотилии // Забайкальский исторический хронограф. – 2012. – С. 44–53.

Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 402–412. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края