Категории:
Дорога надежд

В конце 80-х гг. XIX в. у жителей Нерчинска возродилась надежда на грандиозные перемены. Это было связано со строительством Транссибирской магистрали. Горожане даже устраивали торжественные обеды для представителей железной дороги, главным среди которых был О.П. Вяземский, занимавшийся проектированием направления ее Забайкальской линии. «Нерчинская публика была тогда прямо в восторженном настроении в ожидании всевозможных благ и всяческих выгод для Нерчинска от железной дороги» [Байкал, 1899, 3 янв.]. Особенно горячие споры и рассуждения начались в 1895 г., когда строители приступили к возведению линии дороги от Мысовой до Сретенска, и был поднят вопрос о выборе ее направления.

Вначале предполагалось провести дорогу через Нерчинск. Его жители обращались за содействием к министру путей сообщения, проезжавшему через город в августе 1896 г. «Проведение дороги вблизи города, – писали они, – имело бы для последнего весьма большое значение в будущем – с одной стороны, в промышленном отношении, а с другой – железнодорожная насыпь защищала бы город от действия воды при разливах реки Шилки...» [Петряев, 1959, с. 84]. Однако городское управление не проявило необходимой настойчивости в продвижении этого плана. По этому поводу даже сочинили фельетон в газете «Нерчинский вестник»: «...А когда заговорили в 90-х годах о железной дороге, которая должна была пройти мимо города, так один из уполномоченных, ей-Богу, так-таки и сказал: “Да и на что она нам эта железная дорога? Из-за нее, ведь, и телят уж на волю не выпустишь! Того и гляди, перережут, – ведь теленок он… как его вразумишь…? И сказал он это так вразумительно, так убедительно, что на всех произвело это ошеломляющее действие настолько, что остальные вопросы и не рассматривались в этот вечер, и решено было ничего не предпринимать для того, чтобы дорога прошла через Нерчинск, а пусть ее через Баронку проводят, благо, там не только что телят, а никакой живности нет» [Нерчинский вестник, 1907, 16 сент.]. В итоге первоначальный план был заменен экономным вариантом: строить дорогу в стороне от Нерчинска, через остров Баронку.

Тем не менее жизнь в городе изменилась. Газета «Томский листок» писала: «…Торговля в Нерчинске с осени заметно оживилась. Главный спрос был на железные изделия: ломы, кайлы, лопаты и т. п. Затем были в ходу простые товары вроде валенок, ичигов и пр. Всего этого у купцов оказалось в недостаточном количестве, и надо думать, что несмотря на дороговизну провозной платы, ныне привезут с верхнеудинской ярмарки много новых товаров. Постройка дороги идет весьма деятельно; несмотря на 30–40-градусные морозы, рабочие продолжают срывать утесы и прокладывать полотно. Кроме местных рабочих, к весне ожидается еще тысяча человек из Европейской России».

Для рабочих железнодорожным начальством устроена больница. Сообщая об этом, «Жизнь на Восточной окраине» отмечает в то же время быстрое увеличение цен на предметы первой необходимости, а также и провозной платы товаров с пуда от гг. Нерчинск, Сретенск и Нерчинский завод по сравнению с летом. «Цены на некоторые предметы увеличились вдвое и даже втрое, а за провоз — вдвое, и лишь от Нерчинского завода на одну треть» [Томский листок, 1896, 9 марта].

В 1897 г. вновь появились надежды на то, что железная дорога все же немного приблизится к городу. Так, в газете «Байкал» за 26 октября 1897 г. сообщалось: «Говорят, что Нерчинский железнодорожный вокзал и при нем мост через Нерчу (по величине второй в Забайкалье) предполагалось перевести ближе к городу, потому что остров Баронку наводнением залило выше сажени, но по изысканиям будто бы оказалось, что сооружение вокзала и моста на новом месте затруднительно, так как стоило бы намного дороже, да и путь удлинился бы на 8 верст, хотя бы и более надежный». Тем не менее попытка соорудить этот мост все же была предпринята, но устроить котлованы при помощи проморозки не удалось [Байкал, 1898, 22 марта]. В наши дни при сильном обмелении реки еще бывают видны опоры того временного моста.

Официальное открытие новой ветки состоялось 6 декабря 1898 г. в 11 часов утра. На вокзале станции Нерчинск на Баронке, в 2–4 верстах от города, собралась многочисленная нерчинская публика, чтобы торжественно, с молебном, хором певчих и военным оркестром, выписанным из Сретенска, встретить первый поезд, ожидавшийся в час дня. Но, к глубокому разочарованию горожан, поезд почему-то не пришел даже и к пяти часам, когда уже стемнело. Молебен был отслужен без встречи поезда. Все собравшиеся к этому времени уже проголодались и замерзли. С опозданием, только в 8 часов вечера, в зале нерчинского Общественного собрания состоялся организованный железнодорожным ведомством роскошный обед, на который из 150 приглашенных пришло менее половины. Во время обеда были произнесены два-три тоста, подобающие торжеству, но были и такие речи, в которых слышались разочарование ходом событий и даже сарказм по этому поводу [Там же, 1899, 3 янв.].

Постепенно жизнь города вернулась в прежнее тихое и спокойное русло. «Вот окончится постройка железной дороги – город наш оживится», – подбадривали себя вначале нерчинцы. Но поезда уже начали ходить, хоть и не с образцовой аккуратностью и правильностью, однако перемен не наступило. Кажется, что даже наоборот: «…раньше доезжающий задерживался здесь на время, за отсутствием свободных почтовых лошадей или из желания поиграть в винт в Общественном собрании, и для сонного нерчугана это все же являлось некоторым оживлением. А ныне, увы! Поезда мчатся мимо, и приходится садиться за винт все одним и тем же партнерам», – писала «Сибирская жизнь» 8 декабря 1899 г. В корреспонденции журнала «Байкал» А.А. Зензинов-Фучан не соглашается: «С проведением железной дороги вблизи города заметно веяние какой-то новизны в нашей, не только обыденной, но и строительной жизни. Явился российский мастеровой – рабочий люд – уж не буду говорить о чиновном классе – и внес что-то новое: явились, например, российские печники, начали класть печи по невиданному здесь аборигенами образцу. На печи пошло и кирпича вдвое меньше, и греет прекрасно, а главное – орудуется скоро. Делание кирпичей тоже иное. Стройка и кладка каменных домов, окраска – совершенно иные приемы. Абориген должен был в душе сознаться, что ему необходимо кое-чему и поучиться у российского мастерового, и что он кое от чего и поотстал. <...> Но Сибирь, видно, Сибирью и останется со своею вечною дремотою, олицетворяющею корову, лежащую возле большой дороги (железнодорожной магистрали), жующую жвачку, лениво-лениво встряхивающую ушами, с устремленным полузакрытым взглядом куда-то вдаль. А по линии железной дороги, мимо нее несется жизнь, то и дело проявляются: деятельность, стремление к предприимчивости, труду и богатству...» [Там же, 1903, 3 сент.].

Новые надежды появились у горожан в 1907 г. в связи с началом прокладки Амурской железной дороги. В город вновь приехали инженеры и техники. Предполагалось, что дорога пройдет от Нерчинска на север и северо-восток через Оловскую, Ключевскую, Зюльзинскую волости к водоразделу Амура и Аркии и далее на восток. Строительство на нерчинском участке возглавил инженер Ф. Д. Дроздов. Он был не только плохим специалистом, но и нечистым на руку человеком. На строительство было затрачено около 2 миллионов рублей. Дроздов вместе с подрядчиками похитил часть из них. Стройка железнодорожной линии через Нерчинск была остановлена. Амурскую дорогу стали вести от Куэнги [Петряев, 1959, с. 92, 94]. О первоначальном варианте напоминают лишь мосты, сооруженные в городе под два пути.

К осени 1908 г. тупиковая ветка до Нерчинска была построена, со 2 ноября между Нерчинском и Баронкой стали ходить рабочие и товарные поезда, а с 1 декабря началось и пассажирское движение. Вначале станция была названа «Нерчинск», а в ноябре 1908 г., когда ветку сдали в эксплуатацию, станцию переименовали в Приисковую. Через год, 17 ноября 1909 г., газета «Восточная заря» отмечала: «Железнодорожная ветка возит только пассажиров и почту. Грузы же в город со станции Баронки на расстоянии 6 верст доставляются гужом. В это время по ветке идут пустые вагоны. Мы опять живем надеждой на то, что зайдет вторая колея Забайкальской железной дороги и не минует наш город. Также ждем казенных построек и больше того. Но мало ли чего не ждем».

Библиографический список

Байкал. – 1897. – 26 окт.; 1898. – 22 марта; 1899. – 3 янв.; 1903. – 3 сент.; Нерчинский вестник. – 1907. – № 2; Петряев Е. Д. Нерчинск: Очерки культуры прошлого. – Чита: Чит. кн. изд-во, 1959. – 124 с.; Томский листок. – 1896. – 9 марта.

Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 166–173. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края