Категории:
Православные храмы Нерчинска

Русские казаки-первопроходцы на том месте, где они предполагали обосноваться надолго, в первую очередь возводили православный храм. Таким образом как бы еще более утверждалась на вновь освоенных землях московская государственность. Не был исключением и Нерчинск.

Об освящении первого храма, названного во имя Воскресения Христова, не сохранилось прямых свидетельств, но, вероятно, это произошло между 1658 и 1662 гг., когда во главе Нерчинского острога был Афанасий Пашков, здесь же отбывал ссылку опальный протопоп Аввакум. Позднее, между 1678 и 1692 гг., к этому храму были пристроены два придела – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая [Корелин, 1878, с. 356]. В 1689 г. Нерчинск получил статус города и храм этот стал именоваться собором.

После основания Нерчинска прошло 60 лет, и прихожане нашли нужным построить новую однопрестольную летнюю каменную церковь во имя Живоначальной Троицы. Точное время ее закладки достоверно не известно, вероятнее всего, произошло это в 1712 или 1713 г. – или во время окончания строительства, или сразу вскоре после постройки главной церкви Нерчинского Успенского монастыря. По внешнему облику Троицкая церковь очень напоминала церковь монастыря, но была чуть больше, потому казалась приземистой и тяжеловесной [Православные храмы…, 2011, с. 13]. В длину она была 19, а в ширину 5 саженей [Корелин, 1878, с. 359]. Освящение Троицкой церкви состоялось 3 октября; 1720 г. С историей этой церкви связаны два необычных случая, вызвавших тревогу как у священников, так и у прихожан. В 1727 г. на праздник Преображения Господня, во время всенощного бдения, в Троицкий храм вбежал пес [Там же]. В 1752 г. сын отставного казака Петра Медведева Афанасий, помогавший отцу перекрывать храм новым тесом у глав, оборвался и упал на пол церкви близ дверей. В обоих случаях духовенство после совещания с прихожанами прекратило службу в храме и признало, что эти факты подлежат архиерейскому разрешению. После долгих разбирательств все же было разрешено вновь освятить церковь и продолжать свершение молитв.

В 1746 г. в ночь на 1 августа загорелся дом нерчинского посадского Козьмы Черепанова. Огонь перекинулся и на деревянный Воскресенский собор, отчего последний сгорел дотла. Нерчинцы сразу же испросили у Консистории разрешение на строительство новой церкви взамен сгоревшей. Разрешение было получено, и уже через три года, 8 октября 1749 г., состоялось освящение нового деревянного Воскресенского собора с приделами во имя Благовещения Богородицы и Святителя Николая. «Длиною этот собор был 12 саж., а в ширину 5,5 саж., шатровый, кругом него наверху был ход с перилами. Собор имел одну маковицу и крест, а на святых алтарях три маковицы и три креста. Кресты обиты были белым железом, а маковицы лемехом. Иконостас из четырех ставов был столярной работы» [Там же, с. 366].

Еще до пожара, уничтожившего первый Воскресенский собор, в 1742 г. нерчинские граждане начали строить третий храм, каменный, во имя Божия Архистратига Михаила. Подрядчиком выступил Иван Ладыгин. Строительство затянулось на 30 с лишним лет, и 3 октября 1776 г. храм был освящен. Примерно в это же время нерчинцы хлопотали о постройке четвертой церкви, деревянной, во имя честного и славного Пророка и Предтечи Иоанна с приделом преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. 11 ноября 1786 г. протоиереем Павлом Гробовым разрешение из Консистории было получено и на-чался сбор средств. Однако против строительства выступил начальник Нерчинской области генерал-майор Фон Гантвиг. В письме епископу Иркутскому и Нерчинскому Михаилу он сообщал, что место, выбранное под церковь, неудобно, поскольку находится вблизи порохового погреба, а во время наводнений затапливается водой; что жители Нерчинска очень бедны и кое-как содержат уже имеющиеся три церкви, да и к тому же город планируется перенести на новое место. В итоге решение Консистории было отменено [Там же, с. 372].

В 1805 г. начался постепенный перенос города на вновь отведенное место, в долину Сажиков Яр. Естественно, что одним из первых возник вопрос о строительстве храма. Нерчинское общество изъявило намерение выстроить на вновь назначенном для города месте каменный собор во имя Воскресения Иисуса Христа с приделами Благовещения Богородицы и Святителя Николая. В связи с этим Преосвященный Вениамин 23 августа 1809 г. благословил строительство и приказал «для сбора денег на сооружение храма выдать книгу на два года выбранному нерчинским обществом мещанину Ивану Шилову» [Там же, с. 373–374]. Но тот по ходатайству нерчинцев вскоре был заменен купцом Афанасием Андреевичем Корякиным. Следующие пять лет прошли в сборе денег, материалов для постройки и постоянных препирательствах между Духовным правлением и Нерчинским магистратом. Только в 1814 г. нерчинским протоиереем Петром Поповым проект был представлен на утверждение в Иркутскую Епархию. Будущий храм предполагалось выстроить в два этажа, с четырьмя престолами. Кроме тех приделов, что были указаны выше, в проекте значился придел во имя Святого Архистратига Михаила. В этом же году, собрав 27 тыс. рублей и получив одобрение Преосвященного, нерчинцы приступили к строительству. Однако деньги вскоре закончились, и работа остановилась. Собор был возведен только под карниз нижнего этажа и целых семь лет простоял в таком виде. Продолжить работы помогла казна. По ходатайству генерал-губернатора Сибири Михаила Михайловича Сперанского Святейший синод указом от 29 августа 1821 г. уведомил Преосвященного Иркутского Михаила, что «план и смета новоустрояемой церкви в Нерчинске в министерстве рассмотрен ... на окончание постройки из Иркутской казенной Палаты ассигновано 27 083 рубля 20 копеек ассигнациями» [Там же, с. 376]. Преосвященный Михаил в своем письме Сперанскому сообщал: «Я первый обрадовал и поздравил граждан с сею вашею милостию к сему городишку, получивши там же указ из св. Синода об ассигновании оной суммы. Только всегда буду жалеть, ежели она поступит в непосредственное распоряжение невежд, тамошних строителей. От них нельзя ожидать добраго окончания работ соборных, как и сделано начало онаго самое дурное» [Вагин, 1872, с. 525]. Как вскоре убедимся, последние слова епископа оказались пророческими. Для распоряжения деньгами была создана специальная комиссия, в которую вошли протоиерей Григорий Протопопов, исправник Михаил Федорович Муромов и купец Василий Козьмич Мокеев. Работы на соборе, уже по новому плану, разработанному томским губернским архитектором Алексеем Петровичем Деевым, возобновились в следующем 1822 г. К тому времени Нерчинск уже 10 лет находился на новом месте. Возникает резонный вопрос – где же все эти годы проводились церковные службы? Ходить в старый город было далеко, да и ветхий деревянный Воскресенский храм был разобран и употреблен на обжиг кирпича для нового. В неотапливаемой Троицкой церкви службы велись только летом, а в Михайловской и того реже – 5 раз в году по особым случаям. Однако выход был найден. Еще в 1786 г. известный в Забайкалье миссионер Кирилл Васильевич Суханов просил у епископа Михаила благословения на сооружение походной церкви во имя происхождения честных древ Честного и Животворящего Креста Господня для обращения в православие «инородцев». Просьба эта была уважена. Для совершения церковных служб в период строительства нового собора использовали храмовую палатку, поставленную метрах в 70 к западу от строящегося храма, огородив ее от скота забором. Между богослужениями церковную утварь складировали в находящихся неподалеку торговых лавках. Позже в этом же месте в память о походной церкви поставили крест на каменном фундаменте. В 1845 г. все вещи из церкви передали священникам с. Кайдалово, дальнейшая их судьба неизвестна.

Но вернемся к истории строительства собора. К концу 1824 г. в Благовещенском приделе оставалось лишь уложить каменный пол и изготовить иконостас. Однако горожане выявили здесь нетерпение, а потому деревянный пол был настелен наспех, а иконостас поставлен из старого деревянного храма. С благословения епископа Иркутского, Нерчинского и Якутского Михаила 8 января 1825 г. Благовещенский придел был освящен.

В 1827 г. выяснилось, что избранная для управления средствами комиссия распоряжалась ими недобросовестно. Из 27 083 рублей, ассигнованных из Нерчинского уездного казначейства на окончание постройки собора, 10 054 рубля оказались растраченными. Началось следствие. В 1822 г. члену комиссии исправнику Муромову была выдана сумма в 1 тыс. рублей на заготовление материалов для постройки, но в течение двух лет Муромов ни материалов, ни денег не представил, в 1824 г. он умер. Правда, его наследники часть денег позже все же вернули. Кем и на какие цели были потрачены остальные 9054 рубля, так и не выяснилось. Подозрения пали на Григория Протопопова и Василия Мокеева, имущество последнего даже описали, однако вину свою он отрицал. В итоге дело замяли, а за недостатком средств просто внесли коррективы в проект строительства. Второй этаж, а вместе с ним придел Архангела Михаила решили не возводить; осталась неоконченной, без всякого внешнего украшения и колокольня. Уже к 1829 г. деревянный пол в Благовещенском приделе пришел в негодность, поэтому его заменили на каменный, при этом иконостас остался тот же. 7 октября обновленный придел был освящен повторно. Новый иконостас Благовещенского придела был изготовлен только в 1832 г. и освящен вместе с достроенным приделом Святителя Николая 20 марта того же года.

Итак, по истечении 20 лет с начала строительства два отапливаемых придела были кое-как закончены. Оставалось достроить самое главное – Воскресенский храм, который планировалось сделать холодным (неотапливаемым). Сбор денег на строительство храма и изготовление иконостаса был поручен церковному старосте, почетному гражданину Нерчинска Андрею Андреевичу Зензинову и купцу Петру Афанасьевичу Корякину. Их усилиями был собран в общей сумме 6071 рубль. На эти деньги в Иркутске мещанину Ивану Гундерину заказан иконостас, святые иконы написаны иркутским же мещанином Нефедьевым. Освящение Нерчинского Воскресенского собора состоялось 15 июня 1841 г. И хотя эту дату принято считать окончательной в строительстве главного Нерчинского храма, с этим можно не согласиться. В 1862 г. по случаю замены полов в теплых приделах собора Благовещенский престол вновь был разобран и в 1864 г. освящен уже в третий раз. Как мы помним, оставалась недостроенной и колокольня, над вторым ярусом которой просто возвели металлический купол. Известный нерчинский купец и золотопромышленник, коммерции советник Михаил Дмитриевич Бутин завещал в 1904 г. на ее достройку и на новый колокол 10 тыс. рублей, но это распоряжение осталось невыполненным.

В 1845 г. на городском кладбище была построена еще одна церковь – каменная, однопридельная, с колокольней. В ее стену был вмурован камень с надписью: «Божиею милостию в лето от Рождества Христова 1842 г. месяца июля во 2 день с благословения Высокопреосвященного Нила, Архиепископа Иркутского, по совету бывшего в Нерчинске протоиерея Константина Стукова, заложен священником Симеоном Боголюбским и начат созидатися сей храм на Нерчинском кладбище во имя Святого Василия, Христа ради юродивого, московского чудотворца, усердием и тщанием Нерчинского 3-й гильдии купца Андрея Афанасьевича Корякина с женою Дарьей Андреевной на память и близ могилы сына Василия, скончавшегося октября в 26 день 1839 года и погребенного с правой стороны у церкви. С Божией помощью храм сей благословением Его же Высокопреосвященства Нила, Архиепископа Иркутского освящен июля в 13 день благочинным священником Симеоном Боголюбским соборне с бывшим при оном духовенством 1845 года» [Корелин, 1878, с. 386–387]. По свидетельству современников, этот небольшой храм отличался красотой форм и внутреннего убранства.

30 июля 1895 г. по благословению епископа Забайкальского и Нерчинского Георгия при Нерчинском тюремном замке была заложена третья в новом городе церковь. По этому случаю в Воскресенском соборе прошла Божественная литургия, после которой состоялся крестный ход к месту закладки, «сопровождаемый местным причтом, войсками и местными жителями». Присутствовал при закладке этого храма и сам губернатор Забайкальской области Евгений Осипович Мациевский. Строили церковь на благотворительные средства нерчинского 2-й гильдии купца Алексея Ивановича Рыжкова всего два года, и 5 августа 1897 г. она была освящена. Здание церкви было деревянным, на каменном фундаменте, и имело один престол во имя Святого Благоверного князя Александра Невского [Казакова, 2007, с. 33].

К 1900 г. число прихожан возросло до 5 тыс. Так как приписные церкви находились в отдаленности от города, то во время больших церковных праздников храм не вмещал в себя всех молящихся, и общественное управление предлагало построить новый храм. Однако решение этого вопроса затянулось на много лет. В 1911 г. постановлением собрания уполномоченных Нерчинска было отведено место для нового храма: «...сенная площадь в верхней части города, в предместье, именуемом Култук». В 1915 г. общее собрание граждан приняло решение о создании комитета по постройке храма во имя Николая Чудотворца. Возглавил комитет председатель – протоиерей Николай Лукич Попов, заместителем и казначеем избрали городского голову Михаила Антипьевича Михалева. Епископ Забайкальский и Нерчинский утвердил состав комитета и разрешил сбор пожертвований на сооружение храма по подписным листам. В своей резолюции он написал: «…весьма отрадно желание горожан построить в Нерчинске новый храм, крайне необходимый городу. Состав комитета для постройки храма утверждается. Да поможет Бог изыскать ему средства для сооружения боголепного храма» [Там же, с. 34–35].

Однако сбыться мечтам горожан было не суждено. После революции 1917 г. все нерчинские храмы пришли в запустение, а вскоре были разрушены. Уцелел лишь Воскресенский собор. Его официально закрыли в 1934 г. и начали разбирать на кирпичи. К 1938 г. на нем уже не было колокольни. Оставшуюся часть здания спасло то, что местному краеведческому музею из-за отсутствия собственного помещения решением исполкома был передан собор. Только в 1994 г. в одном из приделов собора вновь стали проводиться церковные службы, а в 2004 г. собор полностью был возвращен верующим.

Библиографический список

Вагин В. И. Историческия сведения о деятельности графа М. М. Сперанскаго в Сибири, с 1819 по 1822 г. – СПб., 1872. – Т. 2. – С. 763; Казакова Т. П. Церкви города Нерчинска // Ученые зап. «Кузнецовские чтения». – Чита: Поиск, 2007. – Вып. 1. – С. 31–35; Корелин И. В. Историческая записка о церквах г. Нерчинска // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. – 1878. – № 32–34. – С. 354–388; Православные храмы Нерчинского района Забайкальского края / авт.-сост.: Г. П. Мартынюк, А. Ю. Литвинцев, при участии В. И. Косых и С.В. Кудрявцева. – Владивосток: «Колизей», 2011. – 24 с.

Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 116–122. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края