Категории:
Аввакум

АВВАКУМ Петров (1620 или 1621, с. Григорово «в Нижегородских пределах» — 14.4.1682, г. Пустозерск), протопоп (протоирей), идеолог и один из вождей церковного раскола, писатель, «первый полит. ссыльный» в Заб. Выступил против церковной реформы патриарха Никона, изменившей православную обрядность, за что был сослан с семьей в Тобольск (1653), затем в Даурию под надзор воеводы А. Ф. Пашкова (1656). В десятилетней сиб. ссылке семья А. испытала голод, болезни, нужду и нравственные муки. В Заб. умерли два его малолетних сына. В 1664 последовала ссылка в Мезень. А. не отказался от своих взглядов и продолжил борьбу с официальной церковью на соборах в 1666—67. За резкие выступления лишен сана, предан анафеме и вместе с единомышленниками сослан в Пустозерск. Здесь 15 лет провел в земляной тюрьме, написал «Житие» и ок. 70 др. произведений. В «Житии» впервые представлено лит. описание сиб. природы, могучей стихии Байкала, воспроизведены тяготы похода в Даурию и панорама жизни первых рус. людей в Сиб. Некоторые описания природы Сиб. и Заб. у А. явились не только самыми ранними, полными и точными, предвосхищающими позднейшие науч. описания рек и озер, фауны и флоры, но и непревзойденными по художественной выразительности, сочетающей предельный лаконизм с лиризмом. Пейзаж оказывается необходимым для того, чтобы раскрыть внутреннее состояние человека, приобретает важное значение как композиционное средство, выполняет определенную идейно-художественную функцию: «Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высоки, — двадцать тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши, врата и столпы, ограда каменная и дворы, — все богоделанно». «Житие» впоследствии переведено на европейские и вост. яз. и стало одним из шедевров рус. и мировой лит., первоисточником сведений о старом Заб. В течение немногих лет свободы и в Пустозерской ссылке А. неоднократно в своих сочинениях возвращался к сиб. периоду своей жизни. Он не смирился с нововведениями в православной церкви, продолжал их обличение. Сожжен с тремя сподвижниками. Вошел в историю как символ фанатической преданности «старой вере». Старообрядческой церковью причислен к лику святых.

Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его сочинения. — М., 1934.

Лит.: Календарь знаменательных и памятных дат по Чит. обл. на 1967 г. — Чита, 1966; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч. / Комментар. Н. К. Гудзия. Предисл. В. П. Трушкина. Послеслов. В. Гусева. — Иркутск, 1979. — (Лит. памятники Сибири); Гусев В. Аввакум Петров и Сиб. // Литературная Сиб. — Иркутск, 1986. — Т. 1; Ромодановская Е. К. Сиб. и литература. XVII в. — Новосибирск, 2002.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края