Активное заселение и хозяйственное освоение сибирских земель, начавшееся в XVII в., неразрывно связано с деятельностью православных церквей и монастырей. Первым монастырем, образованным в Забайкалье, был Нерчинский Успенский мужской монастырь. Однако в документах фондов «Нерчинская воеводская канцелярия» и «Церкви Забайкальской области», хранящихся в Государственном архиве Забайкальского края, сведений об этом монастыре содержится немного. Наибольший интерес представляет «Книга учета монастырского имущества» из фонда «Церкви Забайкальской области». Она была составлена при проведении ревизии в 1763 г. и дает подробное описание самого монастыря, его имущества и доходов. Интересен и сам документ, написанный на старорусском языке и имеющий определенные графические особенности: сокращения, надстрочные знаки и выносные буквы, пометы на полях и т. д.
Нерчинский Успенский монастырь основан по Указу Петра I от 1706 г., построен в пяти верстах от города Нерчинска «при протоке текущей из Шилки и Нерчи реки и впадавших в ту протоку Сергиной и Арзамасовой речек» [ГАЗК, ф. 282, оп. 1, д. 36, л. 2]. Обнесенная невысокой ветхой оградой территория монастыря была сравнительно небольшой, чуть более 20 тыс. м2 (8 х 57 саженей). Внутри ограды находились основные монастырские постройки: две церкви, деревянные и каменные кельи, амбары, кладовые, «магазейны», погреб, монастырская кухня-поварня. За оградой располагались несколько изб, кожевня, дубня, конный двор, поварня, баня, гумно, два овина. При монастыре существовала богадельня, в которой проживало до 15 человек больных и престарелых. В 1736 г. она сгорела.
Главными из всех монастырских построек были церкви. Построенная в 1712 г. и сохранившаяся до наших дней Успенская церковь так описана в документе: «Церковь каменная, о пяти маковицах. Кресты обиты белым железом, а маковицы деревянным лемехом. Над алтарем глава каменная, крест железный с позолотой. При ней каменная же колокольня, а под колокольней, в середине, палатка каменная для содержания казны и прочей церковной утвари» [Там же, л. 11]. В ней три престола: в холодном приделе, где служба велась только летом, – Успения Пресвятой Богородицы; в теплых приделах – на правой стороне во имя Богоявления Господня, а на левой – Живоприемного Источника [Там же, л. 9–10]. Достаточно богатым было и внутреннее убранство церкви. Так, иконостас состоял из образов Пречистой Богородицы Казанской, Богоматери Смоленской, Богоматери Владимирской, Воскресения Христа, Богоматери Неувядаемого Цвета. В алтаре имелось два Евангелия в дорогих окладах с серебряными застежками, два серебряных креста с позолотой, один золотой крест, новый антиминс, жертвенник, различные покрытия для престола и жертвенника из бархата, парчи и шелка, серебряная и медная церковная утварь. Церковь имела большое количество икон, все в позолоченных серебряных окладах, некоторые расшиты крупным и мелким жемчугом. Интересно описание иконы Пречистой Богородицы Казанской: «...Венец, гривна и корона, серебряные с позолотой, резные, а на венце и на короне камешков лазоревых четыре, красных два, а у чудотворцев шесть венцов четыре гривны и поля на окладе резные под позолотой» [Там же, л. 20 об.]. Вторая церковь была деревянной «с одной главой, крест обит белым железом, на алтаре крест железный» [Там же, л. 26]. Дату возведения этой церкви установить не удалось, но благодаря сохранившимся документам можно подробно представить ее внутреннее убранство.
В монастыре было большое количество печатных («киевской печати») и рукописных книг (Евангелия, Новый Завет, псалтыри, часословы, требники, минеи, прологи, симфонии, синодики, книги Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, книга Маргарит и др.). Отмечалось наличие «старонареченных» и «новонареченных» книг. Знание священнослужителями нотной грамоты подтверждает наличие в монастыре нотных книг. Для того времени это было большой редкостью и свидетельствовало о высокой образованности священников и монахов.
На службе в монастыре состояли настоятель-игумен, иеромонах, монах, два дьяка, дьячок, пономарь и приказной служитель. Всем им полагалось жалование: игумену – 50 рублей, 8 четвертей хлеба, «шесть концов китайки, двое сапоги и двое башмаки», иеромонаху – 6 рублей, 5 четвертей хлеба, «три конца китайки, одни сапоги, одни башмаки» [Там же, л. 4]. Хозяйство монастыря было немалым: 50 десятин пахотной земли; сенные угодья «по речкам Сергиной и Арзамасовой на 300 копен, да за Ундинским хребтом по речке Чистой на 2400 копен; лесные угодья, где заготавливали сосну и лиственницу «для хоромного строения», а березу, черемуху и тальник «для мелких домовых надобностей»; табун лошадей в 355 голов, крупного рогатого скота 439 голов, овец и коз 446 голов [Там же, л. 10 об.]. Имелись в хозяйстве и две мельницы, на которых мололи зерно для монастыря и для «разного чина людей» за плату. Часть этих денег ежегодно отчислялась в Нерчинскую воеводскую канцелярию.
К монастырю были приписаны деревни Дунаево, Черная, Каменная, Семеново, Матусово, Кирочинская и Шакшинская (всего числилось 160 душ приписных крестьян). Все хозяйственные работы в монастыре выполнялись крестьянами этих деревень. Из их числа ежегодно избирались: два казначея, два конюха, мельник, повар, скотники, табунщики, кожевник, стряпки. Другие крестьяне назначались для работы в монастыре: портные, шорники, водовозы, рыбаки, печники, пономари, игуменский повар и др. Кроме них в монастыре за «монастырское пропитание» на разных работах поденно и понедельно трудилось до 15 человек. Доходы монастыря были небольшими. Все приписные крестьяне платили в монастырскую казну до 1761 г. по 70 копеек, а после Указа Правительствующего сената от 22 января 1761 г. стали платить по 1 рублю 70 копеек [Там же, л. 38]. Из этих денег подушные «копеечные» в конце каждого года вносились в Нерчинскую воеводскую канцелярию, а «рублевые» оставались при монастыре. Поступали в казну монастыря и деньги от торговли скотом, дублеными кожами, чаем, обувью, тканью, свечами, соломой, сеном, овчинами и другими товарами. В 1763 г. в казне монастыря было 1059 рублей. Недостаток средств сказывался во всем: ветшали и не ремонтировались жилые и хозяйственные постройки, не выплачивалось жалование. В прошении, написанном в январе 1764 г., старосты и лучшие крестьяне приписных деревень отказывались брать в оброк монастырские земли, объясняя это бедностью большинства крестьянских хозяйств [Там же, л. 40]. В феврале 1764 г. Нерчинский Успенский монастырь был упразднен [Дроботушенко, 2001, с. 37]. Монастырские земли отошли крестьянам, скот был частично продан, а большая часть стада забита, имущество монастыря распродано, частично расхищено [ГАЗК, ф. 282, оп. 1, д. 125]. Просуществовал монастырь недолго, однако занимаясь активной хозяйственной и миссионерской деятельностью, торговлей, благотворительностью и просвещением, внес большой вклад в развитие Нерчинского края.
В 1985 г. впервые был поднят вопрос о восстановлении церкви Успения Пресвятой Богородицы – памятника архитектуры XVIII в. в с. Калинино. Николай Петрович Крадин, архитектор из Хабаровска, в специальном журнале опубликовал статью об этом здании-памятнике [Крадин, 1985, с. 78–88]. Только в 2002 г. управляющим проектами ЗАОр «Народное предприятие “Читагражданпроект«» Владимиром Анатольевичем Эпельбаумом были проведены профессиональные работы по инженерному обследованию здания. Необходимые для этого производственные работы осуществил Центр по сохранению историко-культурного наследия (Нерчинский филиал).
По распоряжению губернатора Забайкальского края в июне 2010 г. создан Попечительский совет по восстановлению памятника. Кроме того, открыт расчетный счет и начат сбор добровольных пожертвований для проведения мероприятий по восстановлению церкви, ведется работа по сбору документов и материалов для издания книги об Успенской церкви и истории ее восстановления. Организованы благотворительные марафоны по сбору средств на восстановление здания церкви (в Чите, апрель 2012 г., и Нерчинске, июль 2012 г.), выполнены работы по подготовке проектно-сметной документации по восстановлению здания, объект недвижимости включен в состав казны Забайкальского края. Осталось провести археологические исследования на территории, прилегающей к памятнику, государственную историко-культурную экспертизу проектно-сметной документации, определить исполнителя реставрационных работ на объекте.
Библиографический список
Дроботушенко Е. В. Православные монастыри Забайкалья во 2-й половине XIX – начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук. – Чита: ЗабГГПУ, 2001. – 227 с.; Крадин Н. П. Памятники архитектуры Нерчинска XVIII–XIX вв. // Архитектурное наследство / под ред. О. Х. Халпахчьяна. – М.: Стройиздат, 1985. – Вып. 33: Город и его застройка. – С. 78–88.
Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 31–39. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna