Категории:
Цесаревич Николай в Сретенске

Николай II – единственный из первых лиц Российского государства, кто побывал в красивом забайкальском Сретенске, или Стретенске, как его именовали весь ХIХ в. Событие это произошло в 1891 г., когда будущий император был еще цесаревичем и совершал кругосветное путешествие. Буквально через несколько лет, в 1894 г., он взошел на российский престол.

Николай Александрович прибыл 13 июня 1891 г. на пароходе «Вестник» по р. Шилка. В то время Сретенск играл большую роль в торговле между Сибирью и Дальним Востоком. «Из Сретенска пароходами на Амур шли русская мануфактура, галантерея, экипажи, лошади, скот, хлеб, зимой – санным путем, верблюдами и лошадьми – Сретенск снабжал окрестные и дальние прииски всеми необходимыми продуктами и промышленными товарами, а весь Амур – мясом скота, как привозимого в тушах из Сибири, так и пригнанного из Монголии», – сообщает рукопись краеведа А. М. Шишмариной, хранящаяся в Сретенском краеведческом музее [Шишмарина, 1997].

Накануне прибытия цесаревич в своем дневнике написал: «12-го июня. Среда. Опять из-за тумана пришлось простоять 5 час. и вместо 2-х выйти в 9 час. На пароходе пошли казаки и казачата из Горбиченской, они пели на баке и даже плясали, несмотря на тесноту. …На пристани стоял великолепный караул – сотня 2-го пешего батальона Забайкальского казачьего войска. Приняв депутацию с хлеб-солью от крестьян, пропустил караул. Когда пароход ушел, человек 20 казаков побежали берегом и отстали только на 3-й версте – молодцы этакие! Погода была отличная. …Дописывал письмо дорогому Папа. Разговорился с бар. Корфом о каторжных, район которых я теперь проезжаю! Весьма любопытные сведения узнал я от него» [Панорама..., 2011, с. 37].

Сопровождавший наследника в путешествии князь Эспер Эсперович Ухтомский также вел дневник, который вместе с присланными с мест материалами впоследствии помог ему издать трехтомное описание этого путешествия. И там речь шла о посещении Сретенска: «13-го июня довольно рано пароход тронулся далее к станции Стретенской, к пристани которой и подошел около 10 часов утра. Здесь по маршруту предположено было пробыть весь день, переночевать и наутро продолжать путь уже в экипажах к Нерчинску. Между тем большая вода давала возможность продолжать плавание и далее вверх по Шилке.

Нарядно убралась Стретенская станица к приезду Августейшего Атамана. Масса флагов и зелени, при ярком солнечном освещении, придавала много оживления и без того красивой местности» [Ухтомский, 1897, с. 7].

Стоит пояснить, почему автор именует Сретенск то станицей, то станцией. Дело в том, что в тот период Сретенск был и станицей Забайкальского казачьего войска, и последней почтовой станцией Сибирского почтового тракта. А вот дальнейшее описание событий: «На пристани Амурского товарищества встречали с рапортами начальник гарнизона полковник Рихтер, временно заведывающий полицейскою частью в станице Стретенской коллежский асессор Бутаков и станичный атаман во главе станичной депутации, поднесший Его Императорскому Высочеству хлеб-соль и образ святого Николая Чудотворца. Затем супруга полковника Рихтера имела счастье поднести букет цветов. Пройдя среди жителей Стретенска, а также и учеников, осыпавших путь цветами, Цесаревич через арку подошел к правому флангу почетного караула от Стретенского резервного батальона. Обойдя фронт караула, приняв ординарцев и представлявшихся членов временного отделения Иркутского военного окружного Суда, Наследник Цесаревич пропустил почетный караул, удостоил его похвалы» [Там же].

Тут стоит сделать небольшое отступление от текста и обратить внимание на только что приведенный факт. Сретенск стал первым из городов Забайкальской области, куда с Дальнего Востока прибыли цесаревич и сопровождавшие его спутники. И именно здесь была установлена первая в регионе триумфальная арка, через которую прошли высокие гости. Кроме нее такие арки в Забайкальской области построили в Нерчинске, Чите и Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) и даже некоторых селениях.

Вновь вернемся к тексту книги Э. Э. Ухтомского: «Далее на нижней площади выстроены были остальные чины батальона Стретенской конвойной команды и представители, казаки и казачата (последних более 500) Стретенской, Копунской, Шелопугинской, Догинской, Зерентуйской, Красноярской, Онон-Борзинской, Манкечурской, Быркинской, Донинской и Калгинской станиц. Огибая площадь с трех сторон, линия вытянулась до самого входа в церковь. После краткого молитвословия начался крестный ход, за которым следовал Наследник Цесаревич, предшествуемый войсковыми депутатами со станичными атаманами и сопровождаемый свитою. Под особо устроенным навесом по просьбе войска был отслужен благодарственный молебен. Еще громче, чем было при встрече, раздалось могучее «ура» тысячной толпы, залившее всю площадь, все боковые улицы, когда Его Императорское Высочество изволил возвращаться на пароход.

В семь часов снова загудело «ура», сопровождая Наследника Цесаревича, поехавшего осмотреть двухклассное училище. Прослушав пение, Его Императорское Высочество изволил перейти в ремесленный класс училища. Нужно было видеть, с каким рвением всякий казачок (а между ними были и девятилетние) старался показать свое искусство: кто пилил, кто строгал, кто долбил, кто закаливал в горне свои изделия. Мастерские были в полном ходу и вызвали одобрение Августейшего путешественника. Почетный блюститель училища, Отец благочинный Мелетий Прянишников, один из главных руководителей этого дела, удостоился благодарностей и получил потом от Его Императорского Высочества золотые часы, учителю же г. Арнольду пожаловано 200 рублей. Пока происходил осмотр школы, Стретенский батальон, конвойная команда и три сотни малолеток выстроились на площади, у лагеря батальона. Несколько раз проходили войска и казачата (и частями и колоннами), удостаиваясь похвалы. Его Императорское Высочество, обратившись к батальону, изволил милостиво выразить: «Спасибо, молодцы, отлично представились. Господа офицеры, благодарю вас!» Командир батальона был затем удостоен рукопожатия.

Приказав людям выдать водки, а казачатам – орехов и конфет, Его Императорское Высочество отбыл на стрельбище, где должно было произойти состязание льготных казаков – первое в войске, устроенное по ходатайству атамана отдела и с разрешения Наказного атамана. В числе стрелявших были, между прочим, также прибывшие утром станичные атаманы. Первые трое получили призы – серебряные часы – из рук Августейшего Атамана, приказавшего оставить им у себя и ту винтовку, из которой стрелял каждый. Такой чести, не бывалой еще в Забайкалье, удостоились Усть-Уровской станицы фельдфебель Павел Пономарев (станичный атаман), Ломовской станицы казак Тимофей Литвинцев и старший урядник Никон Пестерев.

На обратном пути Наследник Цесаревич изволил осматривать лагерь батальона, посетил офицерскую столовую и кухню, после чего еще раз поблагодарил батальон.

Приглашенный на пароход Командир батальона, полковник Рихтер, удостоился получить фотографический портрет. Представители войска, ездившие в Покровку, получили – подъесаул Эпов и сотник Бакшеев серебряные портсигары, а нижние чины золотые булавки с вензелем Его Императорского Высочества и короною. Булавки эти войсковой наказной атаман тут же на пристани собственноручно приколол каждому, после чего Августейший Атаман изволил проститься с ними и еще раз поблагодарить их.

Станичный атаман, урядник Пыхалов, лично от Его Императорского Высочества получил серебряные часы, а командир роты почетного караула, штабс-капитан Аникин, и офицер-ординарец, подпоручик Лыткин – серебряные портсигары.

В семь часов «Вестник» отвалил от пристани и тронулся в путь» [Там же].

А завершил рассказ о посещении забайкальского городка князь личными впечатлениями: «Красив был вид Стретенска, когда утром подходил пароход, но еще красивее и оживленнее он оказался при отходе. Солнце обливало лучами яркую картину строений, флагов, массы народа в праздничных одеждах. Могучее «ура» гудело в воздухе, пока пароход шел вдоль станицы; все, что было на берегу, заволновалось и бежало, следуя за пароходом, пока была возможность. Около поселка на берегу были выстроены казаки Курлыченской станицы. Замедлив ход, «Вестник» прошел мимо» [Там же, с. 9].

Для Сретенска последствия этого визита имели колоссальное значение. После возвращения в столицу Николай Александрович возглавил Комитет по строительству Великого Сибирского пути – так в тот период именовали Транссибирскую железную дорогу. На несколько лет ее конечным пунктом стал именно Сретенск. За короткий срок это обстоятельство изменило жизнь города. Вот что говорилось о станции в «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге», изданном спустя девять лет после визита цесаревича: «Стретенск – казачья стан. Забайкальской обл. Нерчинского окр., при впадении р. Куренги в Шилку; конечная покамест ст. Сибирской жел. дор. С. первоначально был острогом, с 1783 по 1798 г. – городом. Ныне С. самый оживленный пункт Забайкалья, особенно развившийся за последние годы, с открытием Сибирской жел. дор.: в 1897 г. в нем было 1710 жит., ныне – 8000, а в навигационное время свыше 10 т. (коренных жит., казаков, не более 1200). Церквей 2, учил. 2, войсковые больница и лечебный пункт, врачебно-переселенческий пункт, казенные магазины интендантского ведомства и соляной. Пароходство, отдел Сибирского торгового банка, Паровая мельница, заводы шубный и мыловаренный. Торговые обороты С. – около 7 млн. руб. в год» [Путеводитель…, 1900].

Вскоре после того, как пароход «Вестник» покинул Сретенск, в пути произошел эпизод, который князь Э. Э. Ухтомский не преминул вставить в книгу. Возможно, он сделал это по рекомендации самого царственного путешественника, который, как известно, лично редактировал рукопись. «Солнце село, и сумрак надвигался, – писал князь. – Пройдя около 25 верст и выбрав наиболее удобное место, пароход пристал к левому берегу, вдали от всех поселений. Быстро устроили сходни, и Его Императорское Высочество, сойдя на берег, направился на одну из прибрежных гор. Здесь, на вершине горы, Августейший путешественник сам изволил принять деятельное участие в сооружении костра, который через несколько минут и запылал. Чудный вид открывался с вершины горы. Глубоко внизу резко выделялись своими огнями пароходы, широкой блестящей полосой извивалась Шилка, скрываясь между обступивших ее со всех сторон предгорий. На западе постепенно погасала заря и на небе все ярче и ярче разгорались звезды, посылая свои мягкие лучи на землю; пока еще было видно, художник Гриценко набросал несколько эскизов. Окруженный свитою, Наследник Цесаревич долго изволил сидеть пред костром, смотря на расстилавшуюся перед взорами волшебную картину. Только в двенадцатом часу возвратились на пароход. 14-го числа рано утром, предшествуемый «Ермаком», «Вестник» тронулся далее по Шилке и около 10-ти часов утра подошел к Нерче, в одно из устий которой и вошел» [Ухтомский, 1897, с. 9–10].

Природа, окружающая Сретенск, и сегодня не может не завораживать. Эскизы Николая Гриценко стали одними из первых зарисовок Шилки и самого Сретенска, выполненные российским художником с академическим образованием. А видом Шилки и удивительным историческим городком, который во многом сохранил облик ХIХ – начала ХХ вв., можно любоваться и сегодня.

Библиографический список

Панорама империй. Путешествие на Восток цесаревича Николая Александровича в 1890–1891 гг. / под ред. О. А. Сосниной. – М., 2011. – 48 с.; Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. – СПб.: Изд-во Министерства путей сообщения, 1900. – 589 с.; Ухтомский Э. Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича. 1890–1891: в 3 т. – СПб.; Лейпциг: Ф. А. Брокгауз, 1893–1897. – Т. 3, ч. 6: По Сибири. – 255 с.; Шишимарина А. М. Сретенск в воспоминаниях современников: рукопись. – 1997 / Сретенский районный краеведческий музей.

Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 116–121. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»).

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края