Категории:
Культура конца XIX века

Вторая половина XIX в. в Нерчинске характеризуется всесторонним развитием культурной жизни и в особенности сценического и музыкального искусства. По сведениям Е.Д. Петряева, первый спектакль в Нерчинске состоялся в 1841 г. на Святках в Култуке в работном доме [Петряев, 2003, с. 34]. Надо отметить, что тяга к искусству у горожан была высока: спектакли и литературно-музыкальные вечера проходили почти во всех учебных заведениях и домах знати.

Одним из самых ярких событий в Нерчинске стало открытие М.Д. Бутиным в 1872 г. первой частной музыкальной школы, для руководства которой был приглашен профессиональный музыкант Маврикий Лаврентьевич Мауриц.

Во время поездки в Петербург в ноябре 1873 г. Бутин обратился в Главную дирекцию Императорского Русского музыкального общества с просьбой о содействии распространению музыкального образования в Сибири, разрешении открыть в Нерчинске отделение Музыкального общества, чтобы «начатое им дело из частного перешло в узаконенно-официальное» [Зензинов-Фучан, 1907, с. 2]. Прибыв в Нерчинск, Михаил Дмитриевич предложил городскому обществу подписку на звание членов отделения, причем сам внес 3 тыс. рублей в его пользу и заявил, что «устроит помещение для классов и концертов со всеми приспособлениями и приличною отделкою» [Там же]. Подписавшихся оказалось достаточно для открытия отделения Музыкального общества, и список был представлен в Главную дирекцию, а 30 июля 1874 г. последовало торжественное открытие отделения. В его состав вошли 14 действительных членов и 23 члена-посетителя – самые известные и влиятельные нерчинцы. В дирекции состояли четыре человека: М. Д. Бутин (председатель), А. М. Михайловский (товарищ председателя), К. А. Бутина и М.Л. Мауриц. Почетными членами отделения стали генерал-губернатор Восточной Сибири барон П. А. Фредерикс и военный губернатор Забайкальской области И.К. Педашенко. В 1875 г. их ряды пополнила солистка Петербургской оперы Д. М. Леонова, побывавшая с концертами в Нерчинске.

Своими главными задачами Нерчинское отделение Русского музыкального общества считало «обучать юношество музыке, а концертами и музыкальными вечерами знакомить публику с лучшими музыкальными произведениями» [Там же]. Отделение открыло музыкальные классы, разработав для этого временную программу. «Учреждение музыкальных классов исключительно принадлежит М. Л. Маурицу, который, будучи знаком с методом преподавания и с преданностью музыке отдавшийся столь тяжелому труду, поставил классы в педагогическом отношении настолько удовлетворительно, что в непродолжительное время мог составиться целый оркестр, чем была достигнута и вторая часть задачи отделения», – сообщалось в одной из местных газет [Там же].

Спустя год в музыкальных классах обучалось 34 ученика: 4 в приготовительном, 20 в первом и 10 во втором. В основном это были мальчики – учащиеся уездного и приходского училищ, как бы сейчас сказали, из малообеспеченных семей. Детей обучали игре на скрипке, альте, виолончели, флейте, кларнете, корнете, валторне, тромбоне и литаврах. Кроме того, преподавались первоначальные понятия о теории музыки и пение как вспомогательный предмет.

Нерчинское отделение Музыкального общества существовало за счет доходов концертов, музыкальных вечеров, спектаклей и денежных взносов членов. Основной поддержкой были средства М. Д. Бутина. Нерчинская публика на концертах и музыкальных вечерах имела возможность знакомиться с произведениями выдающихся композиторов и развивать музыкальный вкус. В отчете отделения за 1875/76 г. проскальзывали и такие строки: «Общественные условия убеждают, что для постепенного большого распространения музыкального образования в окружающей среде слишком односторонне держаться взгляда об исполнении перед публикой музыкальных пьес только классических писателей. Музыка эта слишком высока, для понимания ее нужно большую подготовку и потому отказаться от выполнения легких пьес – значило бы лишиться всякого значения и влияния на общество. Музыкальные мотивы, как и нравственные идеи, должны снисходить до понимания слушателей, если не желаешь бесплодно тратить труда. Классическая же музыка исполняется в классах и на бесплатных музыкальных вечерах» [Отчет..., 1876].

Упомянутая выше оперная дива Д. М. Леонова, посетившая Нерчинск в 1875 г. во время своего кругосветного путешествия, позднее вспоминала: «В Нерчинске существовало отделение Музыкального общества под покровительством известного Бутина, любителя искусств и литературы... Здесь я оставалась две недели и дала четыре концерта. В ма-ленькой консерватории Бутина оркестр был настолько хорош, что мог мне аккомпанировать всю сцену из «Жизни за царя», также из «Рогнеды» и «Пророка». Нельзя передать всего восторга, который пришелся на мою долю в Нерчинске, потому что публика услыхала мое пение под аккомпанемент оркестра. Впечатление было такое, что мой портрет повесили на вечные времена в залах Музыкального общества, а от оркестра мне был поднесен венок и фотография всего оркестра, собственно для меня сделанная» [Леонова, 1891, с. 644–645].

В местной прессе отмечалось, что «музыкальная школа дала из среды учащихся в ней самостоятельных музыкантов – скрипачей, и недурно играющих на духовых инструментах. Например, Наседкина, управлявшего военным оркестром в Хабаровске, кларнетиста Подгорбунского, потом ушедшего чуть не пешком доучиваться в Петербурге и т. д.» [Зензинов-Фучан, 1907, с. 3]. Слава о нерчинском оркестре распространилась по всей Сибири, поскольку он был участником всех важных встреч в городе. Так, в 1882 г. во время инспекции по Сибири в Нерчинске в доме Бутиных останавливался начальник Главного тюремного управления М. Н. Галкин-Враский. Позже в его дневнике, опубликованном в одном из центральных журналов, нашлась запись о Нерчинске: «17-го вечером в здешнем отделении Императорского Русского музыкального общества, в Бутинском помещении, Бутинским же оркестром был дан концерт по следующей программе: I, 1) Увертюра «Jean de Paris» – Boieldieu, 2) гавот «Heimliche Liebe» – Resch, 3) «Дочь Фараона», соло для флейты – Ciardi. II, 4) увертюра «Les diamants de la Couronne» – Auber, 5) романс «Fruhlingsgruss» – Resch, 6) увертюра «L'enlevement du Serail» – Mozart» [Галкин-Враский, 1901, с. 158]. Когда в 1891 г. через Нерчинск проезжал наследник цесаревич Николай, его тоже встречал оркестр музыкантов, состоящий большей частью из бывших участников школьного оркестра.

Нерчинское отделение, а вместе с ним и музыкальная школа процветали всего семь лет. В 1879 г. здоровье непривычного к забайкальским морозам М. Л. Маурица было подорвано – он простудился, заболел чахоткой и вскоре умер. Прибывший ему на смену капельмейстер иркутского оркестра И. В. Гусев не смог организовать работу отделения на таком же высоком уровне и вскоре вернулся в Иркутск. Кроме того, инициатива М. Д. Бутина постоянно осмеивалась сибирской прессой, которая назвала его музыкальный проект амбициозной прихотью богача для услаждения своей потехи. А вскоре на предприятиях Бутина грянул кризис, и ему уже было не до музыкальных вечеров школы.

В 1881 г. по инициативе служащего фирмы Бутиных Алексея Ильича Шумихина возник кружок книголюбов, получивший название «Чайный клуб». Своей задачей клуб считал организацию в праздники литературно-музыкальных и «вокально-чайных» вечеров, чтобы объединять оркестрантов, ораторов и музыкантов. Вступительный взнос в него составлял 15 рублей, вход тоже был платным, поэтому не все желающие могли стать его членами. В начале 1890-х гг. клуб закрылся [Петряев, 2003, с. 56]. В статьях различных сибирских газет о Нерчинске часто можно было встретить информацию о том, что в городе время от времени ставятся любительские спектакли. Например, в «Сибирской газете» за 2 июня 1885 г. читаем: «30 марта состоялся любительский спектакль в пользу городской общественной библиотеки, давший чистого дохода 350 рублей. Шла пьеса Шпажинского «Все прахом пошло». Игра любителей была вполне удовлетворительной. Нельзя не порадоваться тому, что Нерчинское общество отнеслось с таким сочувствием к прекрасной мысли инициаторов спектакля – увеличить средства городской библиотеки, которая с известного времени значительно улучшается, и деньги, собираемые в ее пользу, не идут «прахом», как в былые времена».

В 1886 г. по инициативе Алексея Кирилловича Кузнецова с целью «знакомить местное общество с лучшими произведениями музыки и литературы, и доставлять тем разумные, приятные, полезные и общедоступные развлечения, оказывая в то же время своей деятельностью материальную поддержку общественным учреждениям, нуждающимся в частной благотворительности», основан кружок любителей музыки и литературы [Исторический очерк…, 1907, с. 3]. Первыми членами кружка стали А. К. Кузнецов (председатель), Д. С. Шилова, Д. Иорданская, О. Горшкова, Михайлов и Масюков, казначеем избран Г.А. Стуков. Кружок начал работу 2 ноября 1886 г. литературно-музыкальным утром, а 14 ноября того же года был дан первый спектакль по пьесе А. Н. Островского «Доходное место». Ежегодно кружок ставил около 10 спектаклей, организовывал литературно-музыкальные и танцевальные вечера. На большие праздники – Рождество, Новый год, Пасху – самодеятельные артисты устраивали всевозможные представления. Деятельность кружка постоянно освещалась на страницах сибирских газет. Для примера приведем лишь один из отзывов, опубликованный в газете «Байкал» за 4 июля 1899 г.: «По части сезонных общественных увеселений в первую половину зимы по разным случайным обстоятельствам было почти совсем тихо, зато во вторую половину от Рождества до Великого поста «разумных и полезных» общественных развлечений было вполне достаточно для потребностей и карманов нерчинских обывателей. Кружок любителей нынешний сезон с похвальной энергией и с полным успехом поработал и потрудился в этом отношении, а вместе и на пользу разных общественных учреждений, нуждающихся в благотворительности. В результате – 2213 рублей 30 копеек валового сбора, из которого 200 рублей пожертвовано в пользу местной женской прогимназии, 280 рублей 78 копеек в пользу городской общественной библиотеки, 75 рублей местному тюремному комитету на улучшение продовольствия «мира отверженных», 200 рублей в пользу голодающих из далекой России и 157 рублей 85 копеек в пользу местного Общества попечения о начальном образовании. Не была забыта кружком и Обществом попечения также местная учащаяся и не учащаяся детвора. На Рождестве была устроена по подписке елка, а на Масленице для всех учащихся (до 700 человек) в учебных заведениях города два бесплатных вечера, которые прошли очень удачно, доставив немалое удовольствие детям исполняв¬шимися на них номерами пения, чтения и проч., а в особенности характерными танцами косарей, русской пары, цыганского танца, польки и др. Кроме того, каждый учащийся, обласканный и напоенный чаем с вкусным печеньем, получил в подарок какую-нибудь учебную вещицу или книжку и пакет сластей. Средства для вечеров составились частью из подписки, частью из платы за вход (для взрослых) и из средств кружка – 108 рублей. По примеру прошлых лет в воскресные дни Великого поста Обществом попечения и кружком любителей открываются народные чтения (при добровольной плате) с световыми картинами волшебного фонаря».

В 1907 г. кружок отметил 20-летие со дня образования. На собрании горожан был прочитан «Исторический очерк о деятельности Нерчинского кружка любителей музыки и литературы с 1 ноября 1886 г. по 1 ноября 1907 г.». «За все время существования кружка им было поставлено 107 спектаклей, 43 литературно-музыкальных вечера, 7 ис-ключительно кружковых вечеров, 2 вечера с туманными картинами и 36 танцевальных вечеров… Поставлены были пьесы 27 авторов, а именно: Островского 17 пьес, Чехова – 3, Гоголя – 2, Александрова Виктора – 8, Шпажинского, Малинина, Манефельда, Невежина, Аверкиева, Немировича-Данченко и многих других, коих пьесы ставились один раз… Главное участие в постановке спектаклей принимали лица педагогического персонала местных учебных заведений и, в особенности, педагогический персонал женской прогимназии и бывшего здесь духовного училища. За труды педагогов кружок удостоил звания почетных членов нижеследующих лиц: Домнику Савватеевну Шилову, Георгия Андреевича Стукова и Тимофея Михайловича Масюкова, а за пожертвование кружку почетным членом был избран Михаил Дмитриевич Бутин, поставивший даже условием при найме своего дома для Общественного собрания, чтобы кружку не было бы чинимо каких-либо препятствий в его деятельности со стороны Общественного собрания. Средний сбор со спектаклей и вечеров при высшей цене за места 3 рубля и низшей 50 копеек, при вместимости зала в 300 человек, колебался от 300 до 400 рублей... Общая валовая выручка от спектаклей и вечеров за все время существования кружка выразилась в сумме 37 328 рублей 72 копейки» [Исторический очерк…, 1907, с. 3].

Постановка одного спектакля обходилась в среднем в 80 рублей. На собственные нужды кружок тратил меньшую часть выручки, большую отдавал на благотворительность – оказывал помощь библиотеке и музею, Обществу попечения о начальном образовании, учебным и многим другим заведениям – всего 32 учреждениям (общая сумма поддержки 19 286 рублей).

25-летие кружка в 1912 г. не было пышным. Одной из причин стала смерть 4 ноября Г. А. Стукова, который состоял его почетным членом, активно участвовал в деятельности кружка, писал статьи о нем в газеты. На общем собрании членов кружка были подведены итоги сезона 1911–1912 гг.: поставлено восемь спектаклей и один маскарад, выручка составила почти 2577 рублей, из которой лишь 204 рубля 42 копейки были потрачены на нужды кружка, остальное же традиционно ушло на благотворительные цели. Дальнейшая судьба кружка неизвестна. Без сомнения можно сказать, что его многолетняя плодотворная работа значительно повлияла на формирование культурной среды в Нерчинске, заложила основы будущего Нерчинского народного театра, который по праву считает себя продолжателем традиций своих предшественников.

Довольно часто Нерчинск посещали гастролеры. Чаще всего это были всевозможные цирковые труппы. «Из хроники общественной жизни за лето нужно отметить спектакли малороссов, везде и всюду имевших и имеющих блистательный успех – сделавших в Нерчинске четыре полных сбора (всего 1500 рублей) и очаровавших публику. Зато почему-то в особенном изобилии появившиеся нынче летом на горизонте Нерчинска разных сортов и рангов артисты, фокусники, чревовещатели и звукоподражатели, куплетисты и рассказчики и прочие потерпели полное фиаско, за исключением разве скорохода, устроившего в городском саду два бега (в кандалах и без них)», – писала газета «Байкал» 25 октября 1898 г. Заглядывали в город и знаменитости. К примеру, все та же Дарья Леонова давала свои концерты не только во Дворце Бутина, но и на сцене Общественного собрания. Специально для этого на средства Бутина были изготовлены декорации и перестроена сцена. Дважды, в 1894 и 1899 гг., в Нерчинске побывал малолетний скрипач Костя Думчев, о котором газеты писали: «Очаровал публику своей восхитительной игрой: необыкновенная чистота, правильность и задушевность тона его скрипки делают то, что извлекаемые из нее звуки буквально ласкают слух, а в более глубоких мотивах затрагивают и чувство». Его концерты «расшевелили местное общество и пришли послушать те даже, кто никогда не бывал в Общественном собрании. «Нерчугане» вообще не любят музыки и их любительский кружок хотя и дает концерты, но послушать музыку почти никто не является», – сообщало «Восточное обозрение» 25 мая 1894 г. В свой второй приезд юный скрипач даже сорвал некоторые планы кружка любителей музыки и литературы. «Собрал с нас свою дань (два почти полных сбора) и скрипач-виртуоз Костя Думчев, давший здесь вместо обычного у артистов «только одного» – два концерта 21 и 23 февраля, и тем значительно понизивший против прежних, почти всегда полных сборов, сбор с последнего спектакля кружка любителей 26 февраля в пользу Общества попечения о начальном образовании, на каковом спектакле первый ряд, самый доходный, блистал своей пустотой», – сетовал корреспондент газеты «Байкал» за 4 июля 1899 г.

В учебных заведениях города тоже существовала своя творческая самодеятельность. Особенно этим отличались Софийская женская прогимназия и гражданское уездное училище. А в открывшемся в 1906 г. реальном училище даже был создан свой оркестр балалаечников, славившийся на всю округу.

К концу первого десятилетия XX в. бурная культурная жизнь в городе стала угасать. «Нужно отвлекать молодежь от кабака, нужно давать пищу для души, говорят лучшие люди города и время от времени устраивают народные чтения, где читают рассказы Гоголя, Чехова, Горбунова, чтения, которые очень охотно посещают гимназистки с реалистами, народ же на них не идет» [Восточная заря, 1910, 28 марта].

Библиографический список

Восточная заря. – 1910. – 28 марта; Галкин-Враский М. Н. Поездка в Сибирь и на остров Сахалин в 1881–1882 гг. // Русская Старина. – 1901. – Т. 105. – янв. – март. – С. 145–196; Зензинов-Фучан А. А. Музыкальная школа и ея время в Нерчинске. Из прошлаго 70-х гг. // Нерчинский вестник. – 1907. – № 35. – С. 2–3; Исторический очерк деятельности Нерчинскаго кружка музыки и литературы к 20-летнему юбилею // Нерчинский вестник. – 1907. – № 24. – С. 3; Леонова Д. М. Воспоминания артистки императорских театров Д. М. Леоновой // Исторический вестник. – 1891. – Т. 43. – № 3. – С. 644–659; Отчет Нерчинскаго отделения Императорского Русского музыкального общества за 1875(6) г. – Нерчинск: Тип. М. Д. Бутина, 1876. – 12 с.; Петряев Е. Д. Нерчинск: Очерки культуры прошлого. – 2-е изд. – Чита: Экспресс-издательство, 2003. – 100 с.

Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 108–115. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края