Категории:
Гришин Ю.С. с участниками школьного археологического кружка в конце 1950-х гг.
Школьники из археологической секции Забайкальской малой академии наук. Инструктаж перед раскопками на поселении Студеное-1 проводит М.В.Константинов. 1976 г.
Школьная археология

ШКОЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ. Формирование Ш. а. – результат развития нар. просвещения и возникновения школьного краеведения и детского движения в кон. 1910-х – нач. 1920-х. В 1917 в Чите благодаря усилиям известного в стране педагога и скульптора И. Н. Жукова зародилось скаутское движение, ориентированное на активную познавательную деятельность детей, изучение своего края через организацию экскурсий и походов. И. Н. Жуков инициировал проведение в 1918 краеведческой экспедиции учащихся под назв. «Заб. экспедиционный корпус». Деятельность скаутской организации происходила в сотрудничестве с ГО, Чит. краеведческим музеем. Краеведение, включая археологию, стало вводиться в программы обучения в учеб. заведениях. В 1917 краеведение появилось в программе Верхнеудинской учительской семинарии. В ГИНО, созданном в 1921 в период ДВР, преподавался курс первобытной истории, к-рый вел известный археолог В.Я. Толмачев. К занятиям по древнейшей истории Заб. привлекался директор Чит. музея А.К. Кузнецов. Занятия по археологии проводились и со слушателями инструкторских курсов, организованных при музее. С 1921 в Чите учителем в школе и преподавателем в ин-те работал Е.И.Титов – ученик проф. Б.Э.Петри, к-рый прошел у него школу археологии и этнографии. В 1922 проф. А.А. Половинкиным – министром Министерства нар. просвещения ДВР – издана брошюра «Что было на Чертовом бугре (из истории первобытной культуры с рисунками автора)», ориентированная на учащихся и рассказывающая об исследовательской работе. Эту брошюру можно считать первым учеб. пособием по археологии в крае (см. Учебные пособия по археологии Забайкалья). Материалы по древней истории края стали использоваться рядом учителей в учеб. и внеурочной деятельности. В 1924 Е. И. Титов во время экскурсии с учащимися по Титовской сопке и в окрестностях пос. Каштак обнаружил следы древних поселений. Совместно с учениками им были проведены небольшие земляные работы. Учащиеся имели возможность сравнить полученные материалы с экспонируемыми в Чит. музее.

В 1923 в Заб. возникла новая своеобразная форма детского движения – юнисы (юные исследователи), к-рое объединило воспитанников Центр. детского дома Дальневосточного отд. нар. образования. Движение создано по инициативе И. Н. Жукова после запрещения скаутского движения. В 1923 юнисы совершили водную экспедицию по рр. Ингода и Шилка до Сретенска. Известно, что они не только осматривали археол. памятники и собирали подъемный материал, но и под рук. чл. ГО, сотрудника отд. природы Чит. музея М. И. Союзова раскапывали древние могилы у с. Мирсаново. Полученные материалы и фотографии переданы в музей. В экспедиции на практике воплотились в жизнь пед. идеи И. Н. Жукова, разработанные им в программе «Заб. экспедиционный корпус». С кон. 1920-х начались гонения на краеведение и краеведов. Ряд энтузиастов были репрессированы (Б.Э. Петри, Е. И. Титов, М. И. Союзов и др.), эмигрировали (В.Я. Толмачев), отошли от активной работы с детьми (И.Н. Жуков).

Возрождение Ш. а. в крае началось только в 1960-х, что опять же связано с возрождением в стране школьного туризма и краеведения. В нач. 1960-х возник и проводил активную исследовательскую работу археол. кружок Оловяннинской ср. школы под рук. учителя истории Р. Н. Ступникова. Результаты исследований публиковались в науч. сборниках, а материалы раскопок поступили в ЧОКМ. В числе активных кружковцев были Е.В.Ковычев и М.К. Савватеев. С сер. 1960-х работал археол. кружок под рук. учителя истории Ю.С.Орлова в ср. школе № 78 пгт Чернышевск. Работы велись по Открытым листам на тер. Чернышевского и соседних р-нов. Археол. находки передавались в Нерчинский межрайонный краеведческий музей, использовались в оформлении школьного краеведческого музея. В 1967 организован кружок при Дворце пионеров и школьников г. Чита. Его члены участвовали в раскопках стоянки Доронинск-4.

С 1970-х археология утвердилась во внешкольной работе. В 1975 при Дворце пионеров и школьников г. Чита организована ЗМАН, в состав к-рой входила и секция археологии (рук. М.В.Константинов, А.В.Константинов, Л.В.Екимова (Семина)). Змановцы участвовали в раскопках на памятниках Толбага, Студеное, Куналей, Усть-Менза. Среди первых змановцев – С.В. Алкин, М.Ю. Семин, В.В. Черепанов, В. Б. Сумароков, А. В. Куликов, А.В. Колпакова (Иванова), В. Э. Гребенщиков, К.Э. Истомин, А.В. Непомнящих, О.В. Непомнящая (Шурупова). В 1970–80-х археол. кружки работали в школах и во внешкольных учреждениях, таких как Дом пионеров г. Шилка (рук. О. С. Кожин), обл. станция юных туристов (В.В. Черепанов, О.И. Кириллов). Школьные археол. кружки, секции, клубы сотрудничали с ЧГПИ. Школьники приобщались к научно-исследовательской работе, выступали с докладами на обл. краеведческих конф., всесоюз. студенческих конф. и РАЭСК. В 1984 в Чите на базе Дворца пионеров и школьников и ЧГПИ состоялась первая школьная археол. конф. Сиб. и Д. Вост., в 1988 – вторая, совмещенная с РАЭСК. В 1986 обл. школьная археол. конф. прошла в г. Шилка на базе Дома пионеров.

Школьники ср. школы № 9 г. Нерчинск во главе с учителем С. Ю. Литвинцевым в нач. 1990-х принимали участие в археол. работах на тер. города, проводимых экспедицией Ин-та истории, археологии и этнографии народов Д. Вост. Дальневосточного отд-ния РАН под рук. А.Р. Артемьева. Ежегодно Верхнеамурской археологической экспедицией, Чикойской археологической экспедицией и Благовещенским археологическим отрядом организуются школьные археол. лагеря. В их организации активно участвуют В. М. Федурин, С. Ю. Литвинцев, А.Ю. Литвинцев, О.Ю. Черенщиков, О. И. Кириллов, Е. В. и И.А. Скляровы, С. А. Климова, М. Т. Малахов, Г. И. Беломестнов, В. И. Базикалов, Б. Н. Туганов, В. В. Черепанов, С.Г. Васильев, А. Г. Разгильдеев, И.И. Разгильдеева (Князева), В. Б. Сумароков, Е. А. Бахметьева, В. И. Варфоломеев, Ю. В. Жеребцов, Т.И. Жеребцова, Н. В. Феоктистова, А. И. Плысюк и др.

В 1992 законом «Об образовании» наряду с федеральным компонентом образования введен региональный (национально-региональный) компонент содержания образования, что укрепило позиции краеведения и археологии в учеб. процессе, потребовало издания новой учеб. и методической лит., подготовки педагогов.

Лит.: Половинкин А. А. Что было на Чертовом бугре (из истории первобытной культуры с рисунками автора). – Чита, 1922; Фалилеев В. Н. Пед. работа в первой детской экспедиции Центр. детского дома Дальоно // Вопросы просвещения на Д. Вост. – Чита; Владивосток, 1923. – № 1; Титов Е. И. Науч. открытия учащихся школы I ступени г. Читы // Там же. – 1924. – № 5; Ступников Р. Н. Археол. вести Онона // Проблемы краеведения. – Чита, 1966. – Вып. 1; Он же. Археол. исследования в ниж. течении Онона в 1964–1967 гг. // Там же. – 1968. – Вып. 3; Васильев С. Г., Константинов А. В. Юные археологи Заб.: буклет. – Чита, 1984; Константинов М. В., Черепанов В. В. Школьники и археология // Проблемы археологии Сев. Азии (К 80-летию акад. А. П. Окладникова): тез. докл. 28-й РАЭСК. – Чита, 1988; Кожин О. С., Логинов К. Возможности комплексного воспитания школьников в археол. кружке // Там же; Константинов А. В., Разгильдеева И. И. Истоки школьной археологии в Заб. // Молодая археология и этнология Сиб.: докл. 29-й РАЭСК. – Чита, 1999. – Ч. 1; Алексеев Д. А. К истории деятельности школьного археол. клуба «Искатель» // Там же.

Источник: «Малая энциклопедия Забайкалья. Археология». – Новосибирск, 2011.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края