СКИФО-СИБИРСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ, стиль в искусстве. Археол. культуры раннего железного века степной Евразии рассматриваются археологами как своеобразное ист. образование – скифо-сибирский мир, в рамках к-рого складывалась и развивалась характерная скотоводческая цивилизация народов степной и лесостепной зоны. Хотя наименование эпохи связано с именем одного из племен кочевников Причерноморья – скифов (индоевропейцев, носителей одного из древнеиранских яз.), известно, что культуры скифского облика возникали и развивались на разной основе не в отдельных центрах, а по всей тер. их распространения. Таким образом, имея местные корни происхождения, эти культуры отличаются между собой многими элементами материальной культуры (форма керамической посуды и технология ее изготовления, особенности устройства поселений и жилищ, погребального обряда). В то же время эти культуры имеют общие черты: близкие формы вооружения и конского снаряжения, отдельные украшения и господство в искусстве так называемого «звериного стиля». Тер. распространения позволяет выделить ряд его локальных вариантов, имеющих также свои культурные и хронологические особенности. Сходство важных компонентов материальной культуры, подчас демонстрирующее полное тождество, позволяет ставить вопрос о существовании культурно-исторических общностей и общей мировоззренческой основы, к-рой является анималистическое искусство. Хронологически развитие стиля во всех его локальных вариантах охватывает период ок. 1 тыс. Расцвет его в районах Евразии произошел исключительно на местной основе в 5–3 вв. до н. э. и связан с местной мифологией. Искусство скифо-сибирского мира и его основа – «звериный стиль» – являлось одним из факторов сложения скифо-сибирского феномена. Вместе с единством уровня экономики и общественных отношений он явился отражением идеологического единства многих народов степной части Евразии. Среди предметов С.-с. з. с. обращают на себя внимание металлические (бронза, золото), деревянные и кожаные изображения животных. Военизация и социальные изменения в древних сообществах привели к тому, что украшались предметы, значимые для воина-кочевника, – конское снаряжение, вооружение, одежда, пояс. Известно большое кол-во бронзовых бляшек, изображающих оленей в традиционной для скифо-сибирского искусства манере с подогнутыми ногами, объемных и горельефных изображений стоящих баранов, стилизованных изображений др. животных, в основном хищников, украшающих навершия ножей, кинжалов и др. предметов вооружения. Именно образы животных составляют ту характерную черту искусства скифской эпохи, к-рая позволяет устанавливать общие тенденции искусства этого времени на обширной тер. Евразии и формировать гипотезы о происхождении искусства скифо-сибирского мира в целом. Наиболее распространенной является теория ближневосточного происхождения «звериного стиля», основанная на близости раннескифских и сиб. изображений с ближневосточными. С.-с. з. с. получил распространение на обширной тер. степей и лесостепей Евразии в связи со следующими обстоятельствами: внедрение полукочевого и кочевого быта на основе нового типа хозяйствования, что привело к большей мобильности населения, интенсификации контактов, включая экон. обмен носителей скифо-сибирской общности, к-рые были связаны общностью происхождения; при сходстве исходных форм в искусстве «звериного стиля» (образ оленя, барана, свернувшегося кошачьего хищника, условной художественно-стилистической манеры изображения). На конкретном археол. материале можно выделить крупные локальные районы развития С.-с. з. с., отличающиеся между собой преобладающими образами и манерой их передачи: Сев. Причерноморье и Кавказ (скифский «звериный стиль»); Поволжье и Юж. Приуралье (сарматский «звериный стиль»); Центрально-Азиатский регион и Приаралье (С.-с. з. с., к-рый в свою очередь подразделяется на сакский, алтайский, тагарский и центрально-азиатский, куда входит Заб., Ордос и Монголия). В искусстве заб. скифской эпохи наиболее ярко проявилось использование образов оленя, барана и козла. Истоки этого явления можно видеть в предшествующее карасукское время. Считается, что культовое оформление образов барана и козла было связано с горными районами Алтая, Ср. Азии, Заб., к-рые стали одним из древнейших очагов одомашнивания мелкого рогатого скота. Кроме того, под скифо-сибирским искусством подразумеваются не только предметы мобильного искусства, но и так называемые оленные камни, распространенные в степях от Монголии и Заб. до Причерноморья. В основе их лежат стилизованные изображения человеческой фигуры, где детали, как правило, не показаны: голова не отделена скульптурно, а передана с помощью ожерелья. Для оленных камней характерны изображения оленей и др. животных в раннескифской позе, стоящих или стремительно летящих, устремленных веред, вверх, с вытянутыми клювовидными мордами, развевающимся рогом и короткими ножками. Хронологически оленные камни всех тер. распространения датируются в пределах 8–5 вв. до н. э. В эпоху раннего железного века происходит формирование характерного стиля петроглифического творчества. Изображения в скифо-сибирском стиле появляются на разных тер., включая Казахстан, Туву, Алтай, Минусинскую котловину, Монголию. Выделяются локальные варианты скифских петроглифов. Среди монгольских прослежено наличие 2 изобразительных традиций: вост. – характеризуется изображениями оградок, заполненных точками, хороводами людей, парящих птиц, коней и т.д., зап. – в стиле оленных камней – оленей в летящем галопе, хищников, сцен охоты, антропоморфных фигур с луками. Набор образов, их сочетание между собой и с предметами, на к-рых они изображались, сформировался как отражение ритуально-мифологических представлений, носивших тотемистическую и магическую окраску. Идея связи с животными проходит в анималистическом искусстве скифской эпохи и отражается в ритуально-обрядовой деятельности. При этом «тотемистическое родство» являлось реализацией фактора единства кочевых сообществ. Повторяемость сюжетов и определенных категорий предметов с изображениями зверей в канонических позах позволяют определять их как своеобразные знаки-эмблемы, фиксировавшие принадлежность конкретного человека к определенной этнической и социальной группе. Этно и социально-различительная функция С.-с.з.с. позволила ему стать основой анималистического искусства практически всего кочевого мира Евразийского субконтинента в скифское и гунно-сарматское время.
Категории:
|
Лит.: Членова Н. Л. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. – М., 1967; Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. – М., 1976; Мартынов А. И., Алексеев В. П. История и палеоантропология скифо-сибирского мира. – Кемерово, 1986; Переводчикова Е. В. Язык звериных образов: Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. – М., 1994; Шер Я. А. О возможных истоках скифо-сибирского звериного стиля // Вопр. археологии Казахстана. – Алма-Ата; М., 1998. – Вып. 2; Раевский Д. С. Скифский звериный стиль: Поэтика и прагматика // Древние цивилизации Евразии. История и культура: материалы Междунар. науч. конф., посвященной 75-летию проф. Б. А. Литвинского. – М., 2001; Кореняко В. А. Искусство народов Центр. Азии и звериный стиль. – М., 2002.
Малая энциклопедия Забайкалья. Археология / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2011. 368 с. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna