АЛХАНАЙ, природно-культовый комплекс. Расположен в Дульдургинском р-не Агинск. Бур. окр. Место поклонения буддистов и шаманистов. Самая высокая точка – вершина одноименной горы (1662 м над ур. м.). Этимология слова связана с несколькими легендами. Одна из них – о хоринской княжне Бальжин Хатан, отданной замуж за монг. князя Буубэй-Бэйлэ-хана. В качестве приданого за ней последовали 11 хоринских родов. Мачеха мужа невзлюбила невестку, сделав ее жизнь невыносимой, и в 1595 (4?) Бальжин вместе со своими сородичами бежала из Монголии. Погоня настигла беглецов около высокой горы. Чтобы задержать преследователей, Бальжин, как гласит легенда, отрезала одну грудь и бросила ее им под ноги. Так возникло молочно-белое оз. Бальзино. Но это не помогло, преследователи схватили Бальжин на самой вершине. Ее предсмертный крик «алханн» («убивают») дал имя гор?, а кровь и слезы Бальжин Хатан превратились в источник, стекающий к подножию А. По др. легенде, в этих местах в давние времена жило чудовище огромного роста, пожиравшее людей. Ему принадлежало волшебное ожерелье, способное охранять здоровье того, кто им обладал, от всех недугов и тем самым даровать своему хозяину бессмертие. Молодой богатырь решил завладеть чудесным амулетом для спасения умирающих родителей. Он сумел усыпить людоеда, подсыпав ему в еду снотворное. Пока тот спал, богатырь выкопал яму, в к-рую чудовище рухнуло после пробуждения, человек забросал его камнями. Место, где все это произошло, с тех пор и называется Алханай: от «алхана» – чудовище. Не менее интересна и легенда об Алаг-хане. Алаг-хан («Пестрый Владыка») – древнее назв. горы, давшей наименование всему комплексу. «Алаг» означает «пестрый», так как гольцы горных склонов, покрытые лишайниками, сверкают на солнце яркими пятнами. На вершине Алаг-хана располагался постоянный дозор воинов Чингисхана. Легендарный Алаг-хан – богатырь, живший в те времена. Однажды нагрянула в его родные места лютая болезнь («хара зуд»). Безжалостно истребляла она людей и скот, неся смерть всему живому. В борьбу с этой злой силой вступил Алаг-хан, обладавший волшебным бичом. Достаточно было хлестнуть им, и отступала черная немочь, бежала прочь без оглядки. На белом коне скакал Алаг-хан через реки и горы, из улуса в улус, спасая соплеменников, и одержал победу, изгнав жестокий мор с отчей земли. Народ снова зажил спокойно и счастливо, но вскоре пришла более страшная, огненная беда («халуун зуд»). Сначала в адском жару стали умирать дети и старики, потом мужчины и женщины. Тут волшебный бич Алаг-хана оказался бессилен. Тогда богатырь превратился в скалу и, пожертвовав собой, каменной грудью заслонил людей от гибели. Природно-культовый комплекс включает более 20 объектов, из них самые известные и почитаемые: Маанин Шулуун – каменная стела с текстами мантры, чаще всего это «Ом мани падме хум»; Аршан (священная вода) – водный источник с бальнеологическими качествами; Улэ – культовые каменные плиты, разновидность маанин шулуун с посвящением отдельным личностям, иногда указана дата; Дэмчог Сумэ (Храм хозяина горы Дэмчог)– каменный грот; Уудэн Сумэ (Храм Ворота) – естественная скальная арка; Дорже Пагмын Сумэ (Храм Алмазной царицы – супруги хозяина горы) – скальный останец; обо Тахилган – гл. обо Алханая; Орой (обитель божества) – обо на вершине г. Алханай; Загуурди (Промежуточный мир, «щель грешников») – узкий лаз в скальном останце; Эхын Умай (Чрево Матери) и Нухэн Шулуун (каменная яма) – небольшие каменные пещеры; Нара Хажад (Небесная Музыкантша), Зурхэн Шулуун (каменное сердце), Зула (вечная лампада), Сэндэма (Небесная фея), Хорео Шулуун (каменный забор), Чойчжил Сумэ (посвящено одному из гл. божеств мистерии Цам) – отдельно стоящие скальные останцы. Существуют религиозные трактаты, в к-рых содержатся правила воздвижения обо, их назначение, описание ритуала и видовая классификация. С сер. 19 в. такие трактаты появляются в Заб. Среди них известный трактат монг. хубилгана Лобсана Норбо Шейраба, в к-ром дано описание одного из 5 видов обо «Обо гневного хозяина и 13 малых обо», связанного с культом 9 Далха и их 4 предков – отца, матери, дедушки и бабушки. Согласно назначению и строительным канонам этого вида обо, выполнено гл. обо Алханая, расположенное на возвышенности при въезде в долину аршана. Оно представляет собой 53 каменных объекта, состоящих из мунханов и байпуров. Мунханы – скрепленные между собой овальной формы камни, покрытые белой известью. Самый крупный мунхан обо это центральный медиатор, символ «мировой горы» Сумеру. Байпуры – выполненные из дикого камня сооружения, расположенные вокруг мунханов по четырем сторонам света в форме колодезного сруба, предназначенные для ритуальных костров. Каждый год здесь проходит обряд тахилган (отсюда и название обо), исполняемый ламами Агинского дацана. Во время обряда делают различные приношения: молоко, масло, крупу и т.д. На ветвях берез вывешивают хадаки (ритуальные шелковые шарфы), лоскутки ткани, к-рые символизируют почтение к духам. Во время молебна исполняется обряд гороо, когда верующие нечетное кол-во раз обходят вокруг обо по ходу солнца, моля о благополучии для своей семьи и всех жителей агинск. степей. Уудэн Сумэ (Храм Ворота) представляет собой скальный останец в виде естественной арки, высота к-рой составляет 6 м. По преданиям, на вершине горы располагался постоянный дозор воинов Чингисхана. В результате борьбы шаманов войска Чингисхана и местных духов, преградивших дорогу войску каменной стеной, возник проход в скале в виде арки. «Ворота» воспринимаются и как граница между нашим и сакральным мирами, священное место перехода из одной реальности в другую, где различия между ними стираются. Ламы считают, что Храм Ворота образует канал, соединяющий реальный мир с Шамбалой. Агинск. буряты связывают Уудэн Сумэ с другим священным местом – о. Ольхон (на Байкале). Считается, что все жертвоприношения на Алханае через эти ворота попадают прямо к хозяину о. Ольхон, культ к-рого является общеплеменным у хори-бурят. В 1864 под аркой Уудэн Сумэ по указанию Намнанай-ламы был сооружен субурган (разрушен в 1930, восстановлен в 1956). Загуурди (Промежуточный мир, «щель грешников») – это несколько скальных останцов, образующих лаз длиной около 3 м. Паломники верят, что, проникнув через щель, человек очищается от грехов. Легкость проникновения через щель показывает степень греховности этого человека. Рядом расположен грот Эхын Умай (Чрево Матери) – место, символизирующее культ плодородной земли, обладающей даром исцеления и наделения потомством. Дэмчог Сумэ (Храм Дэмчога) располагается в скальном гроте. Дэмчог (санскр. – Чакрасамвара) является божеством медитации и считается хозяином и покровителем г. Алханай. Буддизация А. относится к 19 в., когда священнослужитель Цугольского дацана Намнанай-лама, занимавшийся духовной практикой в горах А., собрав однажды всех шаманов, к-рых здесь было очень много, вынудил их покинуть эти места и поселиться в долинах. Ежегодно на А. совершается обряд гороо. Малое гороо проходит внутри комплекса по традиционному маршруту, включающему в себя такие святыни, как Дэмчог Сумэ, Уудэн Сумэ, Эхын Умай и др. объекты поклонения. Большое гороо занимает 4 дня с обязательным восхождением на вершину г. Алханай. Летом 1991 эти места посетил гл. буд. духовенства Далай-лама XIV. В честь его пребывания возведен буд. памятник – ступа. В 1999 создан национальный парк «Алханай».
Категории:
|
Лит.: Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. – Новосибирск, 1987; Михайлов Т. М. Бур. шаманизм: История, структура и социальная функция. – Новосибирск, 1987; Сартыпова С. Д. Горный массив Алханы – традиционное место поклонения Заб. бурят в легендах и текстах. – СП б., 2000.
Источник: Малая эницклопедия Забайкалья: Культура: в 2 ч. Новосибирск, 2009. Ч.1: А-Л |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna