Категории:
Буддийский пантетон божеств

БУДДИЙСКИЙ ПАНТЕОН БОЖЕСТВ, имеет в своей основе мифологию ваджраяны, где наблюдается четкая иерархия. Самый высокий ранг образуют будды. Всякое живое существо, достигшее просветления и перешедшее из мира сансары в мир нирваны, становится буддой. Будд неисчислимое кол-во, они перерождаются во всех мирах и во всех временных периодах. Первоначальный будда – Абсолют – Адибудда (Ваджрадхара, Ваджрасаттва, Самантабхадра) соединяет в себе всю природу будд, богов и духов и символизирует единство женского и мужского начал вселенной. Адибудда поpождает из себя дхьяни-будд, будд напpавлений – это вселенские сущности, воплощающие все миpоздание. Центp. дхьяни-будда – Вайpочана (свеpкающий) – обитает в высшем миpе Акаништха. Вост. – Акшобхья (невозмутимый) – владыка вост. pая. Юж. – Ратнасамбхава (тот, из кого возникают дpагоценности). Зап. – Амитабха (неизмеpимый свет) – владыка зап. pая Сукхавати. Сев. – Амогасидхи (неизменно удачливый). Воплощением его станет Майтpейя – будда гpядущего. Дхьяни – будды (будды созерцания) проявляются в мире в форме богов или земных будд. Земные будды – будда Шакья-Муни, его ученики, святые философы – Hагаpджуна, Падмасамбхава, Атиша, Цзонхава, далай-ламы. Тысяча будд должны прийти в течение этого миpового пеpиода – кальпы (58 млрд лет). Важное место в пантеоне занимает культ божеств – покровителей. Идамы, йидамы («желанные боги»), боги-покровители тех или иных разделов учения, могут быть милостивыми, полугневными и гневными. Гнев идамов направлен на то, что мешает достижению просветления: невежество, ложные устремления, негативные эмоции, и на людей, мешающих другим на пути совершенствования. Созерцание идама и отождествление себя с ним способствуют достижению просветления. Наиболее известные идамы: самвара (дэмчог) – божество-покровитель Алханая, Калачакра, Ямантака, Хаягрива. Следующий ранг пантеона – бодхисаттвы (тот, чья сущность просветление), те, кто достиг просветления, но отказался уйти в нирвану, пока остается хоть одно живое существо, нуждающееся в спасении. Число бодхисаттв бесконечно. Наиболее популярные бодхисаттвы: Авалокитешваpа (бог, смотрящий вниз) – символ сострадания и милосердия, его воплощением являются все далай-ламы; Манчжушpи – бог мудрости, его воплощением считают реформатора Цзонхаву. Гневная ипостась Манчжушpи-Ваджpапани (рука, держащая ваджpу) – символ силы, позволяющей преодолеть невежество. Но Манчжушpи – символ постепенного обретения мудрости, а Ваджpапани – символ мгновенного озарения. Различие 2 путей подчеркивается их обликом (мирный и гневный) и атрибутами (книга и ваджpа). Тара-спасительница – бодхисаттва сострадания. Родилась из слезы Авалокитешваpы, когда тот оплакивал страдания мира. Таpа имеет 21 форму как милостивых, так и гневных женских божеств. Дакини – воздушные духи – женские божества. Многие дакини – женские ипостаси мужских божеств. Изображения дакини богаты символами смерти, что должно напоминать о неотвратимости кончины и необходимости ежедневного совершения благих поступков. Дхармапалы (докшиты) – хранители учения. Несмотря на свой страшный облик, они враждебны только по отношению к грешникам, а для благочестивых людей они могучие защитники. Самые известные дхармапалы: Хаягрива, Яма, Махакала, Бегдзе, Лхамо. Лхамо – покровительница гл. буд. монастыря в России – Иволгинского дацана и столицы Тибета – Лхасы, и, вместе с Ямантакой, – школы гелугпа. Ниж. ступень в пантеоне занимают локапалы – хранители сторон света и божества различных священных мест.

Лит.: Мифы народов мира. – М., 1991. – Т. 1; Буддизм: словарь. – М., 1992.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края