ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ, Великий Сибирский путь, крупнейшая в мире магистральная ж.д., сооруженная в кон. XIX – нач. ХХ в., от Челябинска до Владивостока. Длина 7416 км. Стр-во Т. м. началось в 1891. Дорога строилась участками: Уссурийская ж.д. от Владивостока до Хабаровска (1891–97); Зап.-Сиб. ж.д. от Челябинска до р. Обь (1892–96); Средне-Сиб. ж.д. от р. Обь до Иркутска (1893–98); Заб. ж.д. от Иркутска до Сретенска с паромной переправой через оз. Байкал (1899–1905). В 1898–1901 построена Кайдаловская ветвь, соединившая Т. м. и КВЖД. Первоначально вост. участок Т. м. Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), 1898–1903, проходила по Маньчжурии через Харбин. В дальнейшем построена Амурская железная дорога как продолжение Забайкальской железной дороги от ст. Куэнга до Хабаровска (1908–16). К стр-ву привлекались рабочие из Европейской России и Сиб., ссыльные, каторжане, солдаты, иностранные рабочие, инженеры-строители К. Я. Михайловский, Н. Н. Меженинов, Б. У. Савримович, А.Н.Пушечников, Е. Ю. Подруцкий, А. В. Ливеровский. Стр-во осуществлено на гос. средства. Сооружение Т. м. положило начало быстрому экон. развитию Сиб. и Д. Вост., переселенческому движению, росту сиб. городов. Т. м. играет важную роль в экономике Сиб. и Д. Вост. Заб. ж.д. (длина 2300 км по гл. ходу) является важнейшей частью Т. м., составляя почти 3-ю часть ее общей длины.
Категории:
|
Лит.: Ведмидь А. П. Заб. ж.д.: Опыт справочного словаря. – Чита, 2000. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna