Категории:
Токчинский дацан

ТОКЧИНСКИЙ ДАЦАН. Расположен в с. Токчин Дульдургинского р-на. Уступая др. дацанам по численности прихожан, кол-ву культовых сооружений, по богатству их убранства, он вместе с тем относился к числу 1-х монастырей, построенных на тер. расселения хамнеган. В 1801 вместо войлочного дугана было возведено деревянное здание. Его стр-вом руководили ламы Балхиган, он же Сэцэн-Сагаан, и Одсэр. В 1846 здесь официально значились 2 малых храма: Майдари-сумэ и Аюши-сумэ, стоявшие по обе стороны от цогчен-дугана. Своим назв. Т. д. обязан одному из хамниганских родов (тугшин), к к-рому принадлежала боґльшая часть его прихожан. В народе его называли еще и Зутхэлинским (Зуткулейским). Данное назв. закрепилось за дацаном в сер. прошлого столетия в связи с его переносом в окрест. р. Зутхэли (совр. – Зуткулей). Произошло это в 1850, так как, разливаясь весной, воды Онона не раз затапливали монастырские постройки. Местные ламы и прихожане приняли решение о стр-ве нового дацана в местах, более возвышенных, известных в народе как ур. Зудхелийн адак. Возглавил стр-во лама Гунэйского дацана Жаргалов. В этом здании хуралы совершались в течение 14 лет, пока оно не сгорело. После пожара Одсэр-лама поставил войлочную юрту на прав. берегу р. Зутхэли, рядом со своим домом, и совершал религиозные ритуалы там. В 1864 токчинцы обратились с ходатайством о разрешении им восстановить свой дацан, но не в устье р. Зутхэли, а на 4 версты выше, на лев. берегу. Генерал-губернатор Вост. Сиб. Н. П. Дитмар их просьбу удовлетворил. Возведенный в 1868 храм прослужил ок. 30 лет. В 1897, решив, что нет смысла ремонтировать обветшавшее здание на старом месте, а целесообразнее возвести на одной из возвышенностей у р. Зутхэли новое – двухэтажное, деревянное, на каменном фундаменте, совет общины и прихожане вновь подали прошение в губ. адм. Переписка затянулась. Из архивных ист. следует, что токчинцы, не дождавшись разрешения, самовольно осуществили разборку старого здания и стр-во нового дацана, оказавшегося в итоге 3-этажным (3-й этаж предназначался гению-хранителю Т. д. – Чойчжалу). Кроме того, в 1913 был построен еще один, 3-й малый храм – Арьябало-сумэ. Общее число прихожан Т. д., согласно переписи 1897, насчитывало 665 чел. обоего пола. На тер. дацана проживали настоятель, 4 штатных и 62 нештатных ламы. Из них ок. 40 чел. участвовали в служении, а остальные, еще не достигшие необходимого возраста, изучали тибет. и монг. грамоту, буддийские религиозные сочинения.

Лит.: Ламаизм в Бурятии. XVIII – нач. ХХ в. Структура и социальная роль культовой системы. – Новосибирск, 1983; Жамсуева Д. С. К истории Токчинского дацана // Культура Центр. Азии: Письменные источники. – Улан-Удэ, 2000. – Вып. 4; Она же. Агинск. дацаны как памятники истории культуры. – Улан-Удэ, 2001.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края