РАННЕМОНГОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура. Объединяет в своем составе монг. памятники 10–14 вв.: городища, усадьбы (дворцы), могильные комплексы, жертвенно-поминальные сооружения, памятники эпиграфической письменности и т.д. В Заб. кр. к поселенческим объектам Р. к. относятся Хирхиринский городок и Кондуйский городок; среди могильников выделяются: некрополь знати Хирхиринского городка Окошки; могильники Бол. Канга (см. Канга), Кайластуй и Байкал на р. Аргунь; Малая Кулинда, Ононск, Уламы, Благодатное, Улугуй, Чиндант, Будалан и др. на р. Онон; Илимка-2 и Ишихан на р. Шилка. Памятники эпиграфики представлены «Чингисовым камнем», надписями на бронзовых зеркалах, пуговицах и фарфоровой посуде. Могильники насчитывают от 5 до 15 курганов, реже 25 и более. Погребения Р. к. имеют сверху округлые каменные выкладки диаметром до 3 м, часто однослойные и неплотные. Умершие погребались в неглубоких могильных ямах на спине, обычное трупоположение – головой на сев. – сев.-вост. В изголовье им ставилась вертикально жертвенная кость ноги барана (сулдэ), вмещавшая, по поверью, душу погребенного после его смерти. Известны захоронения в колодах, гробах, берестяных мешках и в земле. Сопроводительный инвентарь представлен предметами конского снаряжения (стременами, удилами, остатками седел и накладными бляхами уздечных ремней), вооружения (берестяными колчанами со стрелами, колчанными крюками, роговыми накладками на луки, кинжалами и т.д.), быта (ножницами, шильями, игольниками), а также украшениями (бусами, раковинами каури, кит. монетами, серьгами в виде вопросительного знака, бронзовыми зеркалами и др.). На раннем этапе существования Р. к. в Вост. Заб. (10 – сер. 13 в.) в материалах памятников заметно влияние дальневосточных племен киданей и чжурчженей, на позднем (2-я пол. 13 – 14 в.) – влияние юаньского Китая. Это объясняется войнами, к-рые монголы вели против своих соседей. Население Р. к. вело подвижный образ жизни и занималось скотоводством. В то же время были развиты различные ремесла, охота и рыболовство. Часть населения во 2-й период проживала в постоянных поселках, таких как Хирхиринский и Кондуйский городки. В Зап. Заб. (Бурятия) некоторые исследователи предлагают датировать Р. к. 7–14 вв. и разделить ее соответственно на 2 этапа: хойцегорский (7–10 вв.) и саянтуйский (10–14 вв.). Памятники хойцегорского этапа они связывают с монголоязычным населением Бурятии, находившимся под властью правителей Тюрк. и Уйгурского каганатов, а памятники саянтуйского этапа – с монг. племенами, пришедшими на тер. края в кон. 10 – нач. 11 в. Погребения хойцегорского этапа, по их мнению, отличаются от саянтуйских более крупными каменными выкладками (5–6 м в диаметре), имеют многослойную структуру, каменную крепиду по краям, а в центр. части у них нередко находится вертикально поставленный камень. К стационарным поселкам в Зап. Заб. относят Темниковское поселение 9–10 вв., Сутайскую феодальную усадьбу и Нарсатуйское поселение.
Категории:
|
Лит.: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р. и др. Древнемонгольские города. – М., 1965; Именохоев Н. В. Раннемонгольская археол. культура // Археол. памятники эпохи средневековья в Бурятии и Монголии: сб. науч. тр. – Новосибирск, 1992; Цибиктаров А. Д. Бурятия в древности. История: С древнейших времен до XVII в. – Улан-Удэ, 1999. – Вып. 3; Кириллов И. И., Ковычев Е. В., Кириллов О. И. Дарасунский комплекс археол. памятников. Вост. Заб. – Новосибирск, 2000. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna