Категории:
Гусиноозёрский дацан
Ламы Гусиноозёрского дацана в масках богов на празднике Цам. Пляска богов
Гусиноозерский дацан

ГУСИНООЗЕРСКИЙ ДАЦАН, памятник истории и культуры респ. значения (Постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.8.1960). Основан в 1741 (тибет. назв. — Даши Гандан Дарджилинг). Статус центра буддизма Вост. Сиб. получил после длительного соперничества с Цонгольским дацаном. С 1809 по 1930 в Г.д. находилась резиденция официального гл. буддистов Вост. Сиб. — бандидо-хамбо-ламы, поэтому его иногда называли Хамбинским. Г.д. расположен в Тамчинской степи на юго-зап. берегу Гусиного оз. (бур. назв. — Хулун-нор), отсюда еще два назв.: Тамчинский и Хулуннорский. Деревянные сооружения Г.д. не отличались долговечностью, поэтому они неоднократно заменялись и перестраивались. Кроме того, в связи с изменением положения и размеров озера дацан пришлось трижды переносить на новые места. Вначале он представлял собой большую войлочную юрту. Деревянный храм Даши Гандан Дарджилинг появился у Гусиного оз. в 1750. Примечательно, что это было 1-е стационарное здание бур. культового зодчества. В период между 1790 и 1820 произошла замена существовавшего ранее сравнительно небольшого храма на более крупный. Вероятно, это можно расценивать как следствие того, что борьба за лидерство между Цонгольским и Гусиноозерским дацанами, длившаяся около полувека, завершилась в пользу последнего. Именно тогда, в 1783, Г.д. стал резиденцией официального гл. буддийского духовенства дацанов, расположенных по лев. стороне р. Селенга, а с 1809 ему подчинялись и все остальные бур. буддийские монастыри. Гл. храм и 16 сумэ окружали деревянные ограды. Священнослужители (здесь насчитывалось уже свыше 80 лам) проживали в домиках и юртах рядом с дацаном. В 1858 иерархи монастыря решили соорудить взамен деревянного гл. храма каменный, в чем, несомненно, отразилось их стремление поднять значение Г.д., к-рый, хотя и был резиденцией гл. буддистов Вост. Сиб., но ни своими размерами, ни архитектурными достоинствами не выделялся среди др. дацанов. Разрешение на стр-во датировано тем же годом. Новое здание возводили местные буряты под рук. рус. мастера Воронина, мещанина Селенгинска. Вслед за гл. постепенно были заменены все 17 малых храмов (позже их стало 18). Этот процесс постепенного обновления был характерен для бур. монастырей. Здания в соответствии с менявшимися вкусами приобретали новый архитектурный облик. Поскольку бур. буддийский монастырь — это совокупность храмовых и жилых зданий, то постепенно изменялся и разрастался весь комплекс. К нач. XX в. Г.д. превратился в большой пос. с правильной сеткой улиц. Ядром его планировочной структуры являлся прямоугольник (60 х 70 саженей) двора гл. храма. Последний возвышался в центре полихромным массивом пирамидально-уступчатого силуэта, завершенным золочеными украшениями. Его окружали семь малых храмов (сумэ и дуганов) и до десятка вспомогательных строений типа рус. изб. Среди прочих выделялся двухъярусный храм Майдари. В нем помещалась громадная, высотою в 6 саженей, позолоченная скульптура бодхисатвы Майдари (санскр. Майтрея), выполненная из дерева бур. мастерами. Вторым по величине был храм Чойры, размещавшийся в отдельном дворе западнее центр, комплекса. Др. храмы образовывали в общей прямоугольной сетке улиц местные композиционные узлы, выделялись объемом, архитектурой и цветом среди скромной жилой застройки. Упорядоченность размещения малых храмов относительно главного как внутри ограды центр, комплекса, так и среди кварталов поселка, свидетельствует о том, что при стр-ве руководствовались одним из аспектов концепции мандала, часто встречающейся в тибет. иконописи. Взаиморасположение храмов символизировало неразрывность центр, единой сущности с порожденной ею путем эманации множественностью и неизбежностью возврата к первоначальному состоянию. В 1903 в монастыре насчитывалось ок. 300 домов. При дацане из 900 лам постоянно жили лишь 500. В обычное время в поселке проживало до 800 монахов и мирян. При Г.д. действовала филос. школа цаннит, основанная в 1861. Культ и система образования — монг. (ургинские). Г.д. имел большую типографию. Здесь впервые среди заб. дацанов был введен Цам докшитов (мистерия, театрализованное представление). В 1938 Г.д. был закрыт, а часть его храмов разрушена. В 1957 взят под охрану как памятник истории и архитектуры. В 1957—63 здесь велись реставрационные работы, по завершении к-рых два храма были отсюда вывезены: храм Дэважин — в Этнографический музей г. Улан-Удэ, храм Аюши — в Историко-архитектурный музей г. Новосибирск. На месте остались два сооружения комплекса: Цогчен-дуган и Чойра-дуган. В 1990 дацан возвращен буддийской общине. В 1991 в связи с торжествами по случаю 250-летия официального признания буддизма в России его посетил и освятил Далай-лама XIV.

Лит.: Ламаизм в Бурятии XVIII — нач. XX в. Структура и социальная роль культовой системы. — Новосибирск, 1983; Жамсуева Д. С. Гусиноозерский дацан // Историко-культурный атлас Бурятии. — М., 2001.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края