Категории:
Генерал-губернаторы

ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРЫ. Генерал-губернаторство — один из старейших полит. институтов императорской России. Возникнув в эпоху петровских времен, он просуществовал на некоторых тер. до 1917, отчасти сохранялся и в период Гражданской войны. Властное освоение окраин, стремление слить их в единое целое с Россией вызывало необходимость существования на местах проводников имперской идеологии и политики, к-рыми стали Г.-г.

Возникновение генерал-губернаторской власти как полит. силы непосредственно связано с преобразованиями системы гос. управления и первой обл. реформой Петра I. Кандидатуру генерал-губернатора утверждал непосредственно император. Потенциальный генерал-губернатор, как правило, был лично хорошо известен монарху, вполне доказал свою полит. благонадежность и преданность. Немалое значение придавалось послужному списку будущего наместника. Исключительно строгий отбор был не случаен: генерал-губернатор являлся никем иным, как представителем самого императора на конкретной тер. Эта ситуация была неизменной на протяжении 200 с лишним лет существования генерал-губернаторской власти. В инструкции Г.-г. кон. 19 в. указывалось, что они, прежде всего, гл. блюстители неприкосновенности верховных прав самодержавия, пользы гос-ва и точного исполнения законов и распоряжений высшего правительства во вверенном им крае. За период 95-летнего (1822—1917) существования генерал-губернаторства в вост. части Сиб. (с 1887 Иркутского) и 60-летнего (1822—82) — в зап. ее части на должностях гл. начальников края побывало соответственно 19 и 9 чел. Средний срок пребывания в должности составлял ок. 6 лет. Этот показатель вполне сопоставим с др. генерал-губернаторствами Азиатской России. Так, например, в Приамурском генерал-губернаторстве (1884—1917) он составлял 5,5 лет, в Степном (1882—1917) — 6 лет, в Туркестанском (1867—1917) — 4 года. Аналогичная картина прослеживается и в др. окраинных генерал-губернаторствах империи. В Варшавском примерно 4,3 года, на Кавказе — 6 лет, в Финляндии — 7,6 года. Обращают на себя внимание личности, к-рые возглавляли генерал-губернаторства по 10 и более лет. В Вост. Сиб. ими были А.С. Лавинский, В.Я. Руперт, Н.Н. Муравьев-Амурский, М.С. Корсаков и А.Д. Горемыкин, в Зап. Сиб. — Г. Х. Гасфорд и П.Д. Горчаков. Среди «долгожителей» следует выделить первого Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана (1867—82), И. И. Воронцова-Дашкова на Кавказе (1905—16), Ф. Ф. Штейнгеля (1810—23) и Н.В. Адлерберга (1860—81) в Финляндии. Рекорд по продолжительности службы на посту генерал-губернатора принадлежит А. С. Меншикову, к-рый возглавлял Великое княжество Финляндское 24 года (1831—54). Случаи пребывания в должности генерал-губернатора в течение года или менее были крайне редки. Генерал-губернаторское правление на окраинах империи выглядело весьма стабильным.

Г.-г. не только формально, но и на деле были верхушкой местной правящей бюрократии. Все Г.-г., за исключением 3, были военными в чине генерал-лейтенанта или полного генерала, что соответствовало III и II классам «Табели о рангах». Их возрастной состав на момент назначения характеризуется следующим образом: от 35 до 40 лет — 2, от 40 до 50 лет — 6, от 50 до 60 — 9 и старше 60 лет — 3. Таким образом, больше половины Г.-г. были старше 50 лет. Средний возраст Г.-г. в Вост. Сиб. составлял 43 года, в Зап. Сиб. существенно выше — 53 года. Для большинства служба в Сиб. стала пиком служебной карьеры. Лишь 5 чел. продолжили службу далее. Для большей части после отставки следовало назначение в Гос. совет (9 чел.), Сенат (3 чел.) или на иные почетные должности. Никто из Г.-г., за исключением Руперта, не был отдан под суд или отстранен от должности за служебные упущения.

На Д. Вост., в Степных и Туркестанских обл. должности Г.-г. занимали исключительно военные, что было связано со сложными приграничными отношениями России с соседями в этих регионах. Сиб. Г.-г., особенно 1-й пол. 19 в., отнюдь не были паркетными генералами. Как правило, они принимали участие в военных кампаниях России того времени. Так, первый западносибирский генерал-губернатор П. М. Капцевич (1822—27) в качестве командира пехотных полков участвовал во всех известных сражениях Отечественной войны 1812 (Смоленск, Бородино, Малоярославец, Лейпциг), за что был отмечен многими боевыми наградами, в т. ч. орденами Св. Георгия 2-й и 3-й ст. и золотой шпагой с бриллиантами. Его преемник на этом же посту И. А. Вельяминов (1827—34), отличившийся в сражении под Аустерлицем, был награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. Активным участником войны с Наполеоном был генерал-губернатор Вост., а затем Зап. Сиб. Н. С. Сулима. Он принимал участие в сражениях под Аустерлицем, Витебском, Смоленском, Бородино, Тарутино, Кенигсбергом, Дрезденом, Лейпцигом, был дважды ранен, отмечен многими наградами, в т. ч. орденом Св. Георгия 3-й ст. и золотой шпагой с надписью «За храбрость». Портреты Капцевича, Вельяминова, Сулимы помещены в портретной галерее героев войны 1812 в Эрмитаже. В военных действиях участвовали и мн. др. сиб. Г.-г.: С. Б. Броневский сражался в 1804—05 на Кавказе, штурмовал крепости Дербент и Баку; П. Д. Горчаков отличился в финл. походе в 1808—09, в сражении под Рущуком в Молдавии в 1810; В. Я. Руперт участвовал в Рус.-тур. войне 1806—12 и заграничных походах рус. армии 1813. Именно армия служила главным источником формирования генерал-губернаторского корпуса как составной части гос. строя России.

По своему сословному происхождению все сиб. Г.-г. были дворянами, 4 из них принадлежали к княжеским (Горчаков), графским (Игнатьев, Кутайсов) и баронским (Фредерикс) родам, Н. Н. Муравьев-Амурский получил титул графа за службу в Сиб. Таким образом, удельный вес титулованной аристократии среди сиб. Г.-г. составлял ок. 23 %. Однако с двором были связаны немногие. Лишь Фредерикс и Муравьев имели свитское звание генерал-адъютанта, а Князев — придворное звание камергера. В остальных генерал-губернаторствах Азиатской России наблюдается примерно такая же картина. В Степных обл. и Туркестане владельцев титула среди Г.-г. не было. Подавляющее большинство Г.-г. получило военное образование. Сохранившиеся формулярные и послужные списки свидетельствуют о том, что, как правило, они заканчивали кадетские корпуса, реже — специальные (артиллерийские, кавалерийские) уч-ща. Вельяминов, Муравьев, Дюгамель и Игнатьев были выпускниками привилегированного Пажеского корпуса; Лавинский, Сулима и Горчаков получили домашнее образование.

Для большинства Г.-г. единственным источником доходов была служба, что в 19 и тем более в нач. 20 в. не было редкостью. Их доходы складывались из жалования по должности, столовых сумм и ассигнований на разъезды. Квартирные деньги (деньги на наем жилого помещения), обычные для большинства чиновников, Г.-г. не выплачивались, т. к. законом предусматривалось предоставление им, как и гражданским и военным губернаторам, служебного помещения. В Иркутске резиденцией генерал-губернатора стал купленный казной в 1837 у вдовы купца Сибирякова особняк в стиле классицизма, расположенный на берегу Ангары. После переноса столицы Зап.-Сиб. генерал-губернаторства из Тобольска в Омск, там в 1850-х был построен специальный дворец для генерал-губернатора. Жалование включало не только выплаты по должности и чину, размеры к-рых четко фиксировались законом, но и так называемое добавочное содержание, размеры к-рого были сугубо индивидуальны и значительно превышали совокупные выплаты по должности и чину. В рассматриваемый период времени жалование сиб. Г.-г. составляло 10 тыс. р. в год, 12 тыс. р. столовых и выплат на разъезды. Таким образом, законом совокупный доход сиб. генерал-губернатора в кон. 1-й четверти 19 в. определялся суммой более 22 тыс. р. в год. Это была весьма значительная сумма, многократно превышавшая жалование его подчиненных. Но на практике жалование по должности и чину, столовые, др. выплаты были не единственными источниками денежных поступлений в бюджет генерал-губернатора. Существенной его частью были разовые денежные выплаты, связанные со вступлением в должность. Имеются в виду не деньги, выделяемые «на обзаведение» или «прогонные» (путевые расходы, связанные с переездом на новое место службы), а выкуп казной заложенного имения генерал-губернатора (если таковое имелось), оплата долгов, предоставление длительного беспроцентного кредита. В 1806 одной из важных побудительных причин согласия И. Б. Пестеля стать сиб. генерал-губернатором стали большие долги, заставлявшие его искать средства для исправления своего состояния. Надежды Пестеля оправдались. При вступлении в должность ему было выдано из казны 40 тыс. р. на 10 лет без залога и процентов, к-рые и пошли на уплату долга. В 1837 В. Я. Руперту при назначении генерал-губернатором было пожаловано 10 тыс. р. на уплату долгов и еще 10 тыс. р. для проезда в Иркутск. М. С. Корсакову в 1861 при вступлении в должность генерал-губернатора Вост. Сиб. единовременно «на обзаведение» из казны было выделено 10 тыс. р. Подобные выплаты имели место, как правило, в связи с назначением на должность гл. начальника края. Для всех остальных категорий служащих они были исключены.

Введенное «Учреждением для управления Сиб. губерниями» 1822 штатное расписание и равенство окладов Г.-г. обеих частей Сиб. было формальным и на практике соблюдалось только в первые годы. Впоследствии гос-во отказалось от этого принципа, введя дифференцированные надбавки. Несмотря на определенные различия, размер жалования генерал-губернатора был весьма значительным и позволял даже при отсутствии имения вести образ жизни, достойный этой должности, и выполнять свойственные ей представительские обязанности. Генерал-губернатор был не только высшим адм. лицом в крае, но и гл. местного общества. Неуставными обязанностями генерал-губернатора были участие в светской жизни, представительские и благотворительные функции. Базируясь на общеимперском законодательстве, организация генерал-губернаторской власти в Сиб. в то же время основывалась на специально разработанных для данного региона законодательных актах, важнейшим из к-рых было «Учреждение для управления Сиб. губерниями» 1822.

Зап.-Сиб. генерал-губернаторство учреждено 22.7.1822, упразднено 18.5.1882. Генерал-губернаторы: генерал от инфантерии П. М. Капцевич (22.7.1822—25.7.1827), генерал от инфантерии И. А. Вельяминов (25.7.1827—28.9.1834), генерал от инфантерии Н. С. Сулима (28.9.1834—28.1.1836), генерал от инфантерии, князь П. Д. Горчаков 2-й (28.1.1836—19.12.1850), генерал от инфантерии Г. Х. Гасфорд (19.12.1850— 13.1.1861), генерал от инфантерии А. О. Дюгамель (13.1.1861—28.10.1866), генерал-лейтенант А. П. Хрущов (28.10.1866—1.1.1875), генерал-адъютант, генерал-лейтенант Н. Г. Казнаков (1.1.1875—19.2.1882), генерал-лейтенант Г. В. Мещеринов (19.2.1881—25.5.1882). Вост.-Сиб. генерал-губернаторство учреждено 22.7.1822, преобразовано в Иркутское генерал-губернаторство 2.6.1887. Генерал-губернаторы: действительный статский советник А. С. Лавинский (22.7.1822— 6.12.1833), генерал-лейтенант Н. С. Сулима (6.12.1833—28.9.1834), генерал-лейтенант С. Б. Броневский (28.9.1834—29.7.1837), генерал-лейтенант В. Я. Руперт (30.7.1837— 29.6.1847), генерал-адъютант, генерал от инфантерии, граф Н. Н. Муравьев-Амурский (5.9.1847—19.2.1861), генерал-лейтенант М. С. Корсаков (19.2.1861—21.1.1871), генерал от кавалерии Н.П. Синельников (21.1.1871—14.12.1873), генерал-адъютант, генерал-лейтенант, барон П.А. Фредерикс (14.12.1873—10.8.1879), генерал-лейтенант Д.Г. Анучин (17.12.1879—1.1.1885), генерал-майор, граф А. П. Игнатьев (4.1.1885— 1.9.1887).

Иркутские генерал-губернаторы, иркутские военные генерал-губернаторы (с 12.6.1899): генерал-лейтенант, граф А. П. Игнатьев (2.9.1887—13.5.1889), генерал от инфантерии А. Д. Горемыкин (26.5.1889—9.4.1900), генерал-лейтенант А. И. Пантелеев (20.4.1900— 1903), генерал от инфантерии П. И. Кутайсов (1904—05), К. М. Алексеев (1906), генерал-лейтенант А. Н. Селиванов (1906—10), тайный советник, егермейстер Л. М. Князев (1911—16), С. П. Белецкий (1916— 15.3.1916), А. И. Пильц (1916—17).

Л и т.: Ремнев А. В. Самодержавие и сиб. адм. политика в 1-й пол. XIX в. — Омск, 1995; Он же. Самодержавие и сиб. адм. политика 2-й пол. XIX — нач. XX в. — Омск, 1997; Матханова Н. П. Высшая сиб. адм. Вост. Сиб. в сер. XIX в.: Проблемы соц. стратификации. — Новосибирск, 2002; ДамешекЛ.М., Дамешек И. Л., Перцева Т. А., Ремнев А. В. М.М. Сперанский: Сиб. вариант имперского регионализма (к 180-летию сиб. реформ М. М. Сперанского). — Иркутск, 2003; Сиб. в составе Рос. империи. — М., 2007; Дамешек И. Л., Да-мешек Л. М. Сиб. в системе имперского регионализма (1822—1917 гг.). — Иркутск, 2009 (Азиатская Россия); Дамешек Л. М. Ин-т генерал-губернаторов Азиатской России и его особенности: учеб. пособие. — Иркутск, 2011.

Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2012. – Ч. 1: А–Л. – С. 178–181.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края