РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ, КАЗАЧЬИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ, С р е т е н с к и й о к р и с п о л к о м, высший орган власти на тер. Сретенского окр., подчинялся Дальневосточному кр. исполкому. Сретенский окр. Дальневосточного кр. Образован на основании постановления Президиума ВЦИК от 4.1.1926. На I Окр. съезде Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов 15.4.1926 избран окрисполком в составе 27 чл., из них 21 чл. ВКП(б), 22 чл. с низшим образованием, 10 крестьян, 11 служащих, 6 рабочих, 1 женщина. Президиум окрисполкома избран в составе 7 коммунистов. Аппарат окрисполкома, пред. к-рого избран Г. А. Лобода, создан на базе отделов уездного исполкома. Подотделы соц. обеспечения, здравоохранения, нар. образования бывш. уездного исполкома преобразованы в самостоятельные отд. окрисполкома, а др. отд., в частности адм., финансовый, земельный, пром., труда, плановый, торговый, статистическое бюро, были созданы впервые. Укомплектование отд. происходило со значительными препятствиями ввиду полного отсутствия достаточно квалифицированных работников. В целом, к 1927 окр. аппарат был сформирован, хотя неукомплектованность его имела место и в последующие годы. Орготдел создан лишь к окт. 1927. Окрисполком осуществлял руководство местными органами власти. В состав Сретенского окр. входили 8 райисполкомов, 200 сельсоветов, 3 горсовета и 41 общее собрание. К нач. 1930 в его составе стало 9 районов (в т. ч. туземный Витимо-Каренгский), 251 сельсовет и 2 туземных совета, к-рые подчинялись окрисполкому. На первом этапе работы (апр. — июнь 1926) основное внимание исполкома было направлено на переход к новой, установленной районированием, системе управления и укомплектование своего аппарата. Окрисполком периодически (раз в квартал) проводил пленарные заседания, на к-рых рассматривались различные вопросы. Для руководства работой низовых органов власти окрисполком практиковал обследование деятельности райисполкомов, сельских и гор. советов и дачу указаний по выявленным недочетам; заслушивание отчетных докладов на заседаниях Президиума и пленума окриспол кома, рассмотрение и отмена незаконных постановлений райисполкомов; издание руководящих циркуляров. В частности, за 1926–27 обследовано 11 местных органов власти, издано 96 циркуляров, заслушано 6 докладов и отменено 64 постановления районных и гор. органов власти. В последующие годы процент отменяемых окрисполкомом незаконных постановлений низовых органов власти существенно снизился. Неукомплектованность аппарата окрисполкома инструкторским составом, недостаточное ассигнование средств на передвижение вынуждало применять в основном метод письменного руководства.
Сретенский окр. в хоз. отношении отставал от др. округов Дальневосточного кр.: недостаточное развитие с. х., почти полное отсутствие пром-ти, слабое финансовое положение. Несмотря на все трудности, окрисполкому удалось наладить работу местных органов власти округа, в результате значительно увеличился окр. бюджет, расширилась сеть школ, населению стала оказываться агрономическая помощь, снизилась преступность и др. Согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР «О ликвидации округов» от 23.7.1930, округа были ликвидированы, а соответственно и окр. аппараты управления, функции к-рых переданы районным органам власти.
И с т.: ГАЗК, ф. Р-1784, оп. 1, д. 197.
Л и т.: Отчет Сретенского окр. исполнительного ком. Советов. — Сретенск, 1927.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – С. 325–326.
Верстка сайта Vesna