ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, однопалатный постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган гос. власти Заб. кр. Депутаты Законодательного Собрания 1-го созыва избраны 12.10.2008 сроком на 5 лет в соответствии с ФКЗ от 21.7.2007 № 5 «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр.». Состав 1-го созыва — 50 депутатов (4 — женщины), 20 из них избраны по одномандатным избирательным окр., 5 — по многомандатному избирательному окр., 25 — по единому кр. избирательному окр. — от региональных отд-ний полит. партий (14 от «Единой России», 4 от КПРФ, 3 от ЛДПР, 2 от «Справедливой России», 2 от «Аграрной партии России»). Из состава Чит. обл. Думы 4-го созыва избрано 20 депутатов, 4 депутата являлись депутатами Агинск. Бур. окр. Думы. Пред. избран А.П. Романов (в июне 2010 С.М. Жиряков), 1-м зам. — Д.Ц. Дугаров, зам. — В.И. Дибирдеев.
В Законодательном Собрании 1-го созыва образовано 8 ком., 2 постоянные комиссии, 4 депутатские фракции. Состав ком. и комиссий менялся. Ком.: по гос. политике и местному самоуправлению (пред. С.Б. Трофимов); по бюджетной и налоговой политике (А.В. Никульшин); по экон., инвестиционной политике и собственности (Б.В. Аюшиев); по демографической политике и трудовым отношениям (Ц.Ц. Дамдинов); по соц. и молодежной политике (Л.В. Аникина); по пром. политике, инновациям и развитию инфраструктуры (В.Н. Дарижапов); по аграрной политике и потребительскому рынку (С.П. Михайлов); по нац. политике, межрегиональным отношениям, религиозным и общественным организациям (С.В. Сутурин). По состоянию на май 2012 работали 5 ком.: по гос. политике и местному самоуправлению (пред. С. Б. Трофимов); по бюджетной и налоговой политике (В.Б. Альханов); по экон., пром. политике, тер. развитию и инновациям (Б.В. Аюшиев); по соц., молодежной политике и трудовым отношениям (Л.В. Аникина); по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку (А.А. Ваулин). Постоянные комиссии: по регламенту и вопросам депутатской этики (Б.В. Аюшиев) и по законодательному обеспечению противодействия коррупции (Д.Н. Тюрюханов). Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов создан Совет, состоящий из пред., его зам., пред. ком. и руководителей фракций. Численный состав фракций на май 2012: «Единая Россия» — 38 чел. (рук. Д. Ц. Дугаров), КПРФ — 5 чел. С. В. Сутурин), ЛДПР — 3 чел. (Д.Н. Тю-рюханов), «Справедливая Россия» — 4 чел. (О.И. Куренков).
Депутат может работать в Законодательном Собрании на постоянной профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности. На профессиональной постоянной основе могут работать не более 1/3 депутатов.
З. С. З. к. осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Заб. кр. и законами Заб. кр. За Законодательным Собранием закрепляются следующие основные полномочия: законодательные, контрольные, участие в формировании Правительства края, гос. органов края. Законодательное Собрание работает в соответствии с годовыми и квартальными планами работы. Основными формами его деятельности являются сессии (проводятся не реже 1 раза в 3 мес), состоящие, как правило, из заседаний Законодательного Собрания, ком. Собрания, Совета Собрания, постоянных и временных комиссий Собрания, а также депутатских слушаний, публичных слушаний, «правительственного часа». Заседания Законодательного Собрания проводятся открыто и гласно. По предложению пред. Собрания или губернатора края может быть проведено закрытое заседание. Законодательное Собрание края самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов края, исполнением бюджетов края, Тер. фонда обязательного мед. страхования Заб. кр.; выполнением программы соц.-экон. развития края; соблюдением порядка управления и распоряжения собственностью края. Осуществляя контрольную деятельность, Собрание также ежегодно заслушивает отчеты о результатах деятельности Правительства края, о деятельности Контрольно-счетной палаты края; рассматривает доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае. Законодательное Собрание согласовывает назначение на должность 6 зам. пред. Правительства края, назначает половину чл. Избирательной комиссии Забайкальского края, пред., зам. пред. и аудиторов Контрольно-счетной палаты Забайкальского края.
Полномочия З. С. З. к. могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в т. ч. в порядке самороспуска.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2012. – Ч. 1: А–Л. – С. 333–334.
Верстка сайта Vesna