Категории:
Проекты церквей архивные

ПРОЕКТЫ ЦЕРКВЕЙ АРХИВНЫЕ. В ГАЗК хранятся несколько проектов церквей Заб. обл. (ф. 1, оп. 2, ед. хр. 112). Проект церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Чите (деревянная, на каменном фундаменте, на 350 чел.) выполнен на ватмане — разрез церкви. На чертежах имеются отметки об утверждении 8.8.1862 проекта военным губернатором Заб. обл. генерал-лейтенантом Жуковским, благословлении 10.8.1862 стр-ва церкви епископом Иркутским Парфением, а также указаны имена проектировщика здания — архитектора ЗКВ Питера, чертежника и проектировщика иконостаса, помощника архитектора В. С. Кудельского. Стр-во церкви предполагалось в квартале между современными ул. Столярова, Ангарской, Красноярской, Ленина. Однако в 1866 церковь была построена в квартале между ул. Николая Островского (бывш. Якутская), Столярова (Камчатская), Ангарской и Ленина (Большая) — там, где расположена современная площадь Декабристов. На фотографии 1911 видно, что построенная церковь, в отличие от проекта, имела еще сев. и юж. боковые приделы, увенчанные главками. После постройки церковь была освящена как Михайло-Архангельская, один из престолов освящен во имя Казанской иконы Божией Матери. В основе объемно-пространственной композиции здания 2 массивные вертикали: двусветный храм под массивным куполом с главкой на барабане и 3-ярусная колокольня восьмериком на четверике. Колокольня расположена над притвором и увенчана таким же куполом с главкой, как над храмовым объемом. Арх. церкви эклектична. В строгом убранстве фасадов использованы элементы рус. стиля: полукружия кокошников образуют аттиковые ярусы, венчающие объемы церкви. Фасады расчленены лопатками с имитацией рустовки в 1-м уровне и раскреповкой в ритме пилястров во 2-м. Окна и двери оформлены наличниками, предлагаемыми образцовыми проектами для деревянных церквей. Когда построили новый каменный собор Александра Невского, деревянную церковь в народе стали называть Старым собором. Снесена в кон. 1930-х.

Проект «План предполагаемой к постройке каменной часовни во имя Св. Равноапостольного князя Владимира, в Чите на Базарной площади, составленный в 1890» выполнен на листе ватмана: фасад, разрез и план часовни. Квадратная в плане постройка перекрыта крестовым сводом. Скатная кровля со щипцовыми фронтонами по 4 сторонам прорезана в коньке глухим барабаном с главкой. Фасады оштукатурены, декорированы лепными геометрическими элементами. Место для часовни освящено 15.7.1888. Часовня построена на пожертвования в 1906. «Проект на постройку Часовни в Усть-Уровском станичном окр. во имя Св. Равноапостольного князя Владимира» включает фасад, разрез и план часовни. Деревянная, квадратная в плане постройка под вальмовой кровлей, увенчанной барабаном с крестом, в стиле эклектики. Мелкая круглая расстекловка 2 окон и двери, резной фриз с накладными элементами, декоративное оформление накладными пилястрами углов и простенков. Сведений о постройке часовни нет.

На 3 листах кальки тушью выполнена копия «Проекта каменной церкви для станицы Курлыченской III Военного отд. Заб. обл.»: зап., боковой фасады, продольный разрез, план. Интересно наличие в проекте ситуационной схемы ст-цы Курлыченской с 2 предлагаемыми точками размещения церкви. На схеме также указаны места размещения уч-ща, старой церкви, станичного правления. Проект составил инженер Г.Б. Шплет 31.8.1900, подписали военный губернатор Генштаба генерал-лейтенант Е. И. Мациевский, обл. инженер А. Просянников, обл. архитектор Поляковский и делопроизводитель Павленко. Церковь, построенная по этому проекту, располагается на горе на вост. окраине с. Курлыч Чернышевского р-на. Единственный в Заб. образец каменной церкви в стиле эклектики с использованием элементов древнерусской арх. Объем храма перекрыт сомкнутым сводом со световым барабаном, увенчанным главой. По 4 углам храмового объема расположены малые главки на глухих барабанах. Объем трапезной перекрыт цилиндрическим сводом. Над прямоугольным основанием колокольни возвышается 2-ярусный восьмерик, завершенный шатром с главкой. Рядами кокошников декорированы арочные проемы верхних ярусов колокольни, угловые башнеобразные объемы храма и притворы. Фасады оформлены полуколонками, килевидными обрамлениями проемов (лекальный кирпич), поребриками, сухариками. Несколько оконных проемов колокольни при постройке были выполнены глухими. В годы Сов. вл. в церкви и на ее тер. размещалась МТС. В 1990-х церковь заброшена, разрушается.

На листах кальки тушью выполнена копия «Проекта каменной церкви на 750 чел. для Петровского Завода Заб. обл.»: гл. и боковой фасады, продольный и поперечный разрезы, план, план крыши, ген. план размещения церкви на тер. целого квартала без указания улиц. Проект подписали военный губернатор лейтенант И. П. Надаров, исполняющий должность обл. инженера Г. Б. Шплет, за обл. архитектора — Кузнецов, делопроизводитель Павленко. Церковь 3-престольная, относится к типу шатровых церквей. Нижний ярус здания на подклете. Двусветный четверик храма венчается восьмериком, перекрытым крестово-купольным сводом, над к-рым возвышается деревянная конструкция шатра с 2 ярусами проемов. Шатер увенчан главкой на глухом барабане. Четверик храма развит в плане за счет боковых приделов с арочными крыльца¬ми, 5-гранной апсиды и небольшой трапезной. Звонница расположена над притвором и увенчана шатром с главкой на глухом барабане. Над боковыми приделами — 4 малых декоративных восьмерика с главками на барабанах. Фасады выполнены в стиле эклектики с элементами древнерусского зодчества. Восьмерики завершены поясами кокошников. Планом предполагалась обработка фасадов рустованной штукатуркой, углов нижнего яруса здания — бриллиантовым рустом. В арх. деталях фасадов планировалось использовать лекальный кирпич, фризы выполнять декоративной кирпичной кладкой. На плане церкви показано расположение 5 печей, хоры на 50 чел. В проекте представлен план сложной крыши. Церковь по этому проекту в Петровском Заводе не была построена.

Копию «Проекта двухпредельной деревянной церкви для селения Харашибирь Заб. обл. на 750 чел.» подписали 24.5.1903: за губернатора вице-губернатор Вилькен, обл. инженер А. Просянников, обл. архитектор Г. Б. Шплет и делопроизводитель Павленко. Арх. церкви в стиле эклектики с традициями древнерусского зодчества. Силуэт 2-престольного деревянного храма формируют шатровые венчания с маковками, выстроенные по продольной оси. Одноэтажный четверик центр. храма завершается восьмериком под большим шатром. Боковой придел венчает малый восьмерик под малым шатром. Соразмерен ему шатер звонницы. Фасады церкви обшиты горизонтально, покрытия шатров «в шашку». В убранстве фасадов несложные резные фризы, строгие наличники и козырьки, филенчатые двери. Портал парадного входа оформлен разорванным фронтоном с барельефной главкой — распространенный элемент в убранстве деревянных церквей. На плане указаны 4 печи-голландки. Сведений о постройке церкви по этому проекту нет.

Проект «Деревянная церковь на 150 чел.»: фасад, план, разрез — чертеж №6  из альбома образцовых проектов. Продольный фасад с 3-гранной апсидой и колокольней над притвором. Колокольня — четверик на четверике с шатровой кровлей и луковичной главкой. Круглые люкарны расположены на 4 гранях шатра. Крыша храмового объема прорезана подвышением 8-гранного барабана с луковичной главкой. Арх. убранство церкви характерно для позднего классицизма. Миниатюрные фронтоны венчают подвышение барабана. Гладкие накладные пилястры закрывают перерубы. Для поддержания композиции в арх. храмового объема применена пара пилястр, не связанных с внутренним пространством, плоскости стены между пилястрами и подоконье декорированы прямоугольными накладными элементами. Щипцовые фронтоны храма декорированы накладными круглыми элементами. Интересно, что проектом на колокольне предусмотрены круглые часы. При отсутствии декора на окнах церкви парные окна храмового объема декорированы наличниками: узкие проемы обрамлены пилястрами, поддерживающими антаблемент с разорванным фронтоном и барельефной главкой. Подобные наличники оформляют церковь Прокопия Блаженного в с. Горбица Сретенского р-на, в прошлом — собор в Чите.

Источник: Малая энциклопедия Забайкалья: Архитектура и строительство. – Новосибирск, 2016. — С. 329-332

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края