Категории:
Налоговая система Забайкальского края

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Является одним из наиболее действенных инструментов экон. политики гос-ва. С одной стороны, обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней, с другой, — меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, гос-во влияет на экон. поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов. Н. с. РФ строится по тер. принципу и состоит из 3 уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федерального, регионального и местного. Основой Н. с. являются налоги. На тер. Забайкальского края установлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы. Законами субъектов РФ устанавливаются и вводятся лишь региональные налоги (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес). В соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ определяются в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения по региональным налогам: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами гос. власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Все предоставленные федеральным законодательством права по законодательному регулированию налогов реализованы в Заб. кр. в законах о региональных налогах. ЗЗК «О налоге на имущество организаций» на тер. края введен налог на имущество организаций, установлены ставки налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы. Налоговая ставка для налогоплательщиков установлена в размере 2,2 %. Для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты кр. значения, а также для субъектов гос. поддержки инновационной деятельности, реализующих приоритетные инновационные проекты Заб. кр., ставка по налогу на имущество снижена на 50 %. ЗЗК «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента в Заб. кр.» установлены виды предпринимательской деятельности, размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, корректирующие коэффициенты, учитывающие место ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на тер. края. Транспортный налог введен ЗЗК «О транспортном налоге», к-рым установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 кг силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, порядок и сроки уплаты налога, льготы по налогу, основания для их использования налогоплательщиками. Налоговым кодексом РФ предусмотрено право субъектов РФ понижать налоговую ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 %. Это право реализовано ЗЗК «О снижении ставки налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Заб. кр.», к-рым указанная налоговая ставка снижена на 4 % следующим категориям налогоплательщиков: общественным организациям инвалидов; организациям, уставный капитал к-рых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 %; организациям, единственным собственником имущества к-рых являются общественные организации инвалидов, созданным для достижения реабилитационных, образовательных, культурных, физкультурно-спортивных, науч., информационных и иных соц. целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и законным представителям инвалидов; учреждениям, исполняющим наказания; организациям при условии трудоустройства лиц, осужденных к исправительным работам. Кроме того, инвесторам, реализующим инвестиционные проекты кр. значения, субъектам гос. поддержки инновационной деятельности, реализующим приоритетные инновационные проекты Заб. кр., ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Заб. кр., снижена на 4,5 %. ЗЗК «О гос. поддержке инвестиционной деятельности в Заб. кр.» устанавливает формы и порядок гос. поддержки инвестиционной деятельности (в т. ч. предоставления налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита инвесторам, реализующим инвестиционные проекты кр. значения). ЗЗК «Об инновационной деятельности в Заб. кр.» устанавливает формы и порядок гос. поддержки инновационной деятельности (в т. ч. предоставления налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита субъектам гос. поддержки инновационной деятельности, реализующим приоритетные инновационные проекты). Представительными органами муниципальных образований приняты муниципальные правовые акты о местных налогах и введении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Заб. кр.» в соответствии с положениями ст. 56 и 58 Бюджетного кодекса РФ дополнительно установлены на неограниченный срок действия единые нормативы отчислений для бюджетов муниципальных районов и гор. округов по передаваемым доходам от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет Заб. кр. В соответствии с ЗЗК «О стратегических направлениях развития Заб. кр. на период до 2025 г. и программе соц.-экон. развития Заб. кр. на 2010–2014 гг.» приоритетными направлениями, планируемыми к реализации в области налоговой политики в период до 2014, являются: повышение эффективности налогового администрирования, включая повышение уровня собираемости основных налогов, к-рое будет обеспечено в т. ч. за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов; создание условий для развития доходной базы, предусматривающее поддержание благоприятного и стабильного налогового климата, равных условий конкуренции экон. субъектов, снижение адм. барьеров входа на региональные (муниципальные) рынки; применение формализованной методики оценки соц.-экон. и финансовых последствий предоставления льгот (в т. ч. в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов; установление долгосрочных единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты (сверх уровня, установленного Бюджетным кодексом РФ); продолжение работы по формированию и совершенствованию законодательства края в части имущественных налогов.

Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – С. 69–71.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края