ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, совокупность законов Забайкальского края, принятых и опубликованных (обнародованных) в установленном порядке. Законодательство охватывает сферы: гос. устройства; организации местного самоуправления; регулирования бюджетно-финансовых и налоговых отношений; соц., экон. (хоз.) деятельности; регулирования правоотношений в области природопользования и экологии; безопасности, правопорядка, профилактики преступности и др. Законы края регулируют наиболее значимые общественные отношения, устанавливают общеобязательные правила, обладают наибольшей юр. силой по отношению к иным нормативным правовым актам края и действуют на всей тер. края.
Законы Заб. кр. принимаются Законодательным Собранием Забайкальского края. До его формирования в переходный период объединения субъектов РФ полномочия законодательного органа власти нового субъекта РФ — Заб. кр. осуществляли совместно Читинская областная Дума и Агинская Бурятская окружная Дума. Всего за период апр. — сент. 2008 состоялись 6 совместных заседаний обл. и окр. Дум, на к-рых принято 267 нормативных правовых актов, из них 67 законов края (в т. ч. 38 базовых). Принятые законы обеспечили успешное начало функционирования кр. органов гос. власти: определены основы деятельности высшего исполнительного органа гос. власти; установлены права и обязанности депутатов Законодательного Собрания Заб. кр. 1-го созыва; закреплены правовые и соц. гарантии депутатской деятельности; определен порядок назначения и деятельности мировых судей Заб. кр.; продлены полномочия Контрольно-счетной палаты области и округа. В целях организации гос. гражданской службы Заб. кр. принят ЗЗК «О гос. гражданской службе Заб. кр.», а также др. нормативные правовые акты в сфере регулирования гос. гражданской службы. Начато формирование законодательства, регулирующего организацию местного самоуправления в Заб. кр.
Законодательное Собрание края начало свою работу 28.10.2008. Его гл. задачей стало формирование единой для всей тер. Заб. кр. законодательной базы, т. к. с 1.1.2010 законы Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр. прекращали свое действие. Важнейшим результатом работы Законодательного Собрания края стало принятие Устава Забайкальского края, установившего государственно-правовой статус региона как субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ. Закон «О гербе и флаге Заб. кр.» определил официальные гос. символы Заб. кр. Законом края учреждены символы Агинск. Бур. окр. Заб. кр. как адм.-тер. единицы с особым статусом.
В развитие Устава края приняты законы края, устанавливающие правовые основы деятельности органов гос. власти края: законодательного — «О статусе депутатов Законодательного Собрания Заб. кр.», «О Законодательном Собрании Заб. кр.»; исполнительных — «О системе исполнительных органов гос. власти Заб. кр.», «О Правительстве Заб. кр.», «О некоторых вопросах обеспечения деятельности Губернатора Заб. кр.». Также законами края созданы должности мировых судей и судебные участки в Заб. кр. и установлен порядок назначения и деятельности мировых судей Заб. кр.; Контрольно-счетная палата Забайкальского края, Избирательная комиссия Забайкальского края, учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае. В целях содействия развитию гражданского общества и обеспечения взаимодействия граждан РФ и общественных объединений с органами гос. власти края и органами местного самоуправления при реализации гос. политики на тер. региона образована Общественная палата Забайкальского края.
Приняты законы края, наделяющие гос. полномочиями органы местного самоуправления в различных сферах деятельности, устанавливающие наименования органов и должностных лиц местного самоуправления в Заб. кр. Законодательно определен порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Заб. кр., порядок подготовки и проведения муниципальных выборов депутатов представительных органов, гл. муниципальных образований, чл. выборных органов муниципальных образований (ЗЗК «О муниципальных выборах в Заб. кр.»).
Бюджетное законодательство Заб. кр., состоящее из законов края о бюджетах края, бюджетах тер. гос. внебюджетных фондов, межбюджетных отношениях, бюджетном процессе, развивалось в условиях реформирования федерального бюджетного законодательства, а также введения системы кр. бюджетного финансирования, ориентированного на результат. Законом «О бюджетном процессе в Заб. кр.» установлен порядок составления и рассмотрения проекта бюджета края на очередной финансовый год и плановый период, порядок утверждения, исполнения бюджета края и контроль за его исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения отчетности.
Законом «О межбюджетных отношениях в Заб. кр.» установлен порядок взаимоотношений между органами гос. власти и органами местного самоуправления муниципальных образований при формировании и исполнении кр. бюджета и местных бюджетов в сфере межбюджетных отношений, в т. ч. единые для всех муниципальных районов, гор. округов и поселений нормативы отчислений от налогов и сборов, подлежащих зачислению в местные бюджеты; определены формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета края бюджетам муниципальных образований Заб. кр. (субвенции, субсидии, иные межбюджетные трансферты).
Законами края определяются следующие элементы налогообложения по региональным налогам: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения. Законом «О налоге на имущество организаций» на тер. края введен налог на имущество организаций. Налоговая ставка для налогоплательщиков установлена в размере 2,2 %, а для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты кр. значения, ставка снижена на 50 %. Законом «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента в Заб. кр.» установлены виды предпринимательской деятельности, размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, корректирующие коэффициенты, учитывающие место ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на тер. края. Законом «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, льготы по налогу, основания для их использования налогоплательщиками. Законом «О снижении ставки налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков в части сумм налога, зачисляемых в бюджет Заб. кр.» на 4 % снижена ставка налога общественным организациям инвалидов. Кроме того, инвесторам, реализующим инвестиционные проекты кр. значения, ставка уменьшена до 13,5 %.
Ежегодно принимается закон Заб. кр. о бюджете края на очередной финансовый год и плановый период. Составление проекта бюджета края основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе соц.-экон. развития Заб. кр., основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Законодательное Собрание Заб. кр. с участием Правительства Заб. кр. по проекту закона о бюджете края проводит публичные слушания. Закон содержит основные характеристики бюджета края: общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит), иные характеристики. В структуре доходов бюджета края собственные доходы характеризуются устойчивыми темпами роста, к-рые в 2009 составили 44 %, в 2012 — 56 %. Основными источниками налоговых поступлений в кр. бюджет являются налог на доходы физических лиц (39 %), налог на прибыль организаций (24 %). Приоритетными направлениями бюджетных расходов определены расходы на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда работников бюджетной сферы, оплату коммунальных услуг, обслуживание гос. долга Заб. кр., обеспечение выполнения публичных нормативных обязательств, предоставление финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности. Исполнение бюджета края обеспечивается Правительством Заб. кр., организация исполнения возлагается на финансовый орган края. Отчет об исполнении бюджета края за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета края утверждается законом об исполнении бюджета края. Бюджетный процесс одновременно с принятием закона края о бюджете предполагает утверждение бюджета Тер. фонда обязательного мед. страхования Заб. кр., средства к-рого в основном предусмотрены для обеспечения финансирования тер. программы обязательного мед. страхования, являющейся составной частью Тер. программы гос. гарантий оказания гражданам РФ бесплатной мед. помощи.
В целях улучшения условий качества жизни населения края, в первую очередь социально незащищенного, лиц пожилого возраста, детей, инвалидов, принят блок законов в сфере соц. политики: определены меры соц. поддержки многодетных семей (ежемесячная денежная выплата на 3-го ребенка), ветеранов труда и тружеников тыла (снижение размеров оплаты за жилье и коммунальные услуги), обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, обеспечение полноценным питанием по заключению врача беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет и др.
Законом «О наградах в Заб. кр.» учреждены награды края, Губернатора и высших органов гос. власти края, определен правовой статус наград, порядок возбуждения ходатайств о награждении и порядок награждения граждан, трудовых коллективов и организаций. Законами края установлены порядок и условия присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Заб. кр.»; определены формы, условия и порядок увековечения памяти лиц, имеющих выдающиеся достижения, особые заслуги перед Заб. кр.; созданы организационные и правовые гарантии для осуществления системы мер в сфере профилактики наркомании и токсикомании на тер. края; сформирован комплекс соц., экон., правовых, мед. мер по обеспечению организации донорства в крае.
Отношения, связанные с реализацией права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в гос. образовательных учреждениях в различных формах и объеме, определены законом «Об образовании».
Сформирован блок законов о физической культуре и спорте, культуре в целях правового регулирования деятельности органов гос. власти, объединений, организаций и граждан в указанных сферах.
Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на тер. Заб. кр.» урегулированы отношения в области гос. охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
Отношения, связанные с формированием обязательного экземпляра документов Заб. кр. как ресурсной базы комплектования полного регионального библиотечно-информационного фонда документов края и развития системы краеведческой библиографии, также урегулированы законодательно.
Законодательство в сфере экон. (хоз.) деятельности формировалось в рамках экон. политики, проводимой федеральными органами гос. власти и во многом было направлено на преодоление финансово-экономического кризиса. В современных условиях из-за необходимости обеспечения конкурентоспособности региональной экономики при дефиците финансовых ресурсов важнейшей задачей гос. управления становится комплексное и сбалансированное долгосрочное планирование. В законе о стратегическом планировании в Заб. кр. определена система документов стратегического планирования, порядок взаимодействия органов исполнительной власти края при разработке и утверждении планово-прогнозных документов, при этом деятельность органов местного самоуправления структурирована в единую систему стратегического планирования края.
Для решения сложных соц.-экон. проблем и усиления гос. влияния на развитие экономики края принят закон «О стратегических направлениях развития Заб. кр. на период до 2025 г. и программе соц.-экон. развития Заб. кр. на 2010—2014 гг.».
Законодательно определен статус градообразующих организаций пром-ти и меры их гос. поддержки, установлена система правовых и экон. мер, направленных на повышение эффективности работы пром-ти, исходя из интересов и целей соц.-экон. развития края, определены меры гос. поддержки инвестиционной деятельности.
Законом «Об инновационной деятельности в Заб. кр.» определены организационные, правовые и экон. условия инновационной деятельности в крае, цели, задачи, принципы региональной инновационной деятельности, установлены формы гос. поддержки и стимулирования субъектов инновационной деятельности.
Установлен порядок реализации правомочий собственника органами гос. власти Заб. кр. в отношении объектов гос. соб-ственности края, а также полномочия органов гос. власти края в сфере управления и распоряжения гос. собственностью. В области с. х. законами края урегулированы отношения, связанные с оказанием гос. поддержки деятельности организаций, граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по заготовке, хранению, транспортировке и реализации с.-х. продукции на тер. края; предусмотрены организационные и финансовые меры гос. поддержки личных подсобных хоз-в (субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным заготовительными организациями, привлеченным гражданами, ведущими личные подсобные хоз-ва в соответствии с законодательством РФ и Заб. кр., субсидирование продукции жив-ва, произведенной в личных подсобных хоз-вах); урегулированы отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжени¬ем земельными участками из земель с.-х. назначения и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель с.-х. назначения.
Основу системы действующего кр. законодательства о земле составляет закон «О регулировании земельных отношений на тер. Заб. кр.», к-рым установлены нормы предоставления земельных участков; порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со стр-вом; категории лиц, к-рым однократно бесплатно предоставляются земельные участки, а также порядок их предоставления; предельные максимальные цены работ по проведению тер. землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хоз-ва, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и жилищного стр-ва.
Законом «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на тер. Заб. кр.» определен порядок организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, установлены правила приема, учета, хранения, транспортировки и отчуждения древесины на тер. Заб. кр. Закон содержит ряд принципиальных отличий от действовавшего Закона Чит. обл., в т. ч. обязательное предоставление при сдаче древесины на пункты копий документов, подтверждающих законность происхождения древесины; постановка пунктов приема на учет в Министерстве пром-ти и энергетики края; предоставление пунктами ежемесячной отчетности о принятой, переработанной и отгруженной древесине.
Закон края «Об адм. правонарушениях» установил адм. ответственность за нарушение законов и иных нормативных актов Заб. кр. и органов местного самоуправления. В основе данного закона — основные положения одноименного Закона Чит. обл. В отличие от него новый закон имеет ряд нововведений. Предусмотрена ответственность родителей за нахождение в ночное время несовершеннолетних детей, не достигших 17-летнего возраста, на улицах, стадионах, площадях, в парках, скверах. Воспрещается распитие пива на площадях, в парках, скверах и др. общественных местах всем гражданам независимо от возраста. Впервые предусмотрены мера ответственности за несоблюдение норм закона о деятельности пунктов приема и отгрузки древесины; ответственность за нарушение порядка организации деятельности на ярмарках, организуемых исполнительными органами гос. власти края или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2012. – Ч. 1: А–Л. – 334–338.
Верстка сайта Vesna