ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, сфера деятельности гос-ва по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в экол.-экон. отношении. С 1640-х в сферу интересов Рос. гос-ва вошло Забайкалье. Движение на вост. Сиб. давало гос-ву новые тер. с огромными природными богатствами. Особый интерес вызывали пушнина, драгоценные металлы, к-рые в это время не добывались на тер. России, земельные и лесные угодья. Большое внимание уделялось охотничьему промыслу. К сер. 17 в. в России было принято 67 указов об охоте. В основном это были запретительные царские указы, принятие к-рых преследовало личный царский интерес и интересы казны. Именно гос. интересы заставили московское правительство с сер. 17 в. объявлять заповедными целые районы Сиб. В пушном промысле при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный прирост, а промысел становился хищническим. Таковым он и стал в Сиб. с сер. 1630-х. Введение в нач. 18 в. гос. монополии на заготовку и торговлю соболиными мехами не спасло соболя, численность к-рого катастрофически сокращалась. В нач. 20 в. он сохранился в отдельных труднодоступных местах Заб. Вплоть до кон. 17 в. состояние источников природных ресурсов не вызывало тревоги. Для России очень долгое время было характерно так называемое «природоохранное спокойствие» в сфере управления. Обширнейшая в тер. отношении страна в течение веков не испытывала ощутимого антропогенного влияния на собственные природные богатства. Активное участие гос-ва в системе отношений общества и природы началось во времена Петра I. Выход на европ. рынок при Петре I опирался на поток рос. природных ресурсов, в к-рых Европа была заинтересована. Только со 2-й пол. 18 в. в России начали складываться первые предкризисные ситуации в отдельных сегментах природопользования. Сначала это коснулось лесных ресурсов, а затем землепользования, промыслов и др. форм природопользования.
После 1917 развитие охотничьего промысла в Заб. пошло по пути кооперации и создания промысловых артелей. Промысел превратился в охотничье хоз-во и представлял собой специфическую сферу деятельности в природопользовании.
Осуществление пром. переворота и индустриализации в России потребовало не только адекватных правовых решений в этой области, но и активизации ин-тов власти, что было особенно характерно для сов. периода. Наиболее активная работа развернулась в кон. 1960-х, и к 1970 можно было говорить об определенной экол. политике СССР. После распада СССР в основу новой схемы управления закладывались идеи широкого развития рыночных отношений, наиболее радикальным изменениям подверглась область контроля за использованием природных ресурсов. На современном этапе развитие гос. структур управления природопользованием обретает для России стратегическое значение.
Система органов гос. управления охотничьим хоз-вом России неоднократно реформировалась. В 1940 при СНК РСФСР создана гос. охотничья инспекция, в 1944 преобразована в Гл. управление по делам охотничьего хоз-ва. При объединении в 1953 министерств и ведомств управление охотничьим хоз-вом передали Министерству с. х. РСФСР. В 1955 при СМ РСФСР образовано Гл. управление охотничьего хоз-ва и заповедников (Главохота РСФСР). В задачи Главохоты входили ведение и руководство охотничьим хоз-вом и охотничьим спортом в РСФСР, контроль за осуществлением заготовок продукции охотничьего хоз-ва, а также проведение охотохозяйственных мероприятий гос., кооперативными и общественными организациями. За 1955–58 Главохота добилась улучшения состояния и дальнейшего развития охотничьего хоз-ва и заповедного дела в РСФСР. Охотничье хоз-во получило наиболее интенсивное развитие в 1960–70-е. В это время в Читинской области сформированы первые органы управления охотничьим хоз-вом. Общий контроль за его ведением возложен на управление охотничье-промыслового хоз-ва при Чит. облисполкоме. В облрайпотребсоюзе создан «Трест коопзверпромхозов», а в Чит. обл. управлении с. х. — отд. Севера, к-рый курировал работу промысловых колхозов в сев. районах области. В ведомственном подчинении у Гл. управления охотничьего хоз-ва и заповедников при СМ РСФСР в Чит. обл. находилась Гос. охотничья инспекция. Ей были подчинены окр. и районные охотоведы, гос. егеря, а также общественная охотничья инспекция. Система Главохоты активно развивалась, к кон. 1980-х включала в себя региональные охотуправления, госпромхозы, заповедники, зоопредприятия, охотустроительные экспедиции и науч.-исслед. лабораторию. За годы работы этого органа была образована высококвалифицированная охотоведческая служба со своим науч. обеспечением, сформирована законодательная база, позволявшая решать вопросы охраны и рационального использования охотничьих животных. В 1990 Главохота РСФСР прекратила свою деятельность как самостоятельное ведомство, влившись в состав образованного Министерства с. х. и продовольствия РСФСР (Минсельхозпрод) — специально уполномоченного гос. органа по охране и регулированию использования охотничьих животных на тер. РФ. В функции Министерства входило осуществление гос. управления охотничьими хоз-вами и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хоз-ва, а также осуществление надзора за соблюдением правил охоты, выдачи удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных. Функции Минсельхозпрода по охране и регулированию охотничьих животных в Чит. обл. выполняло охотуправление, однако организационно-правовой статус этих управлений в субъектах РФ не был приведен в соответствие с законодательством. С 2000 в системе Министерства с. х. РФ действовал Департамент по охране и развитию охотничьих ресурсов (Охотдепартамент). Основная его функция состояла в гос. контроле за состоянием охотничьих ресурсов и ведением охотничьего хоз-ва. До 2004 имел в Чит. обл. РУ охотничьего хоз-ва с центр. штатом и штатом межрайонных и районных охотоведов — охотничьих инспекторов, образующих службу госохотнадзора. С 2004 в ходе реформы федеральных органов исполнительной власти Охотдепартамент ликвидирован, а выполняемые им гос. функции распределены между Министерством с. х. и образованными Федеральной службой по вет. и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральным агентством по с. х. (Россельхоз). При этом половина функций, осуществляемых ранее Охотдепартаментом, была утеряна и не вошла в сферу созданных органов гос. власти. В 2007 в Минсельхозе РФ создан Департамент охотничьего хоз-ва. С 2008 все полномочия по управлению охотничьим хоз-вом, ранее осуществлявшиеся Россельхознадзором, перешли в ведение субъектов Федерации. Регионы начали самостоятельно формировать политику в отношении охотугодий. В июне 2008 образована Государственная служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края (Госохотслужба), правопреемник Госохотслужбы Чит. обл. Госохотслужба является исполнительным органом гос. власти Забайкальского края, осуществляющим специальные (контрольные, надзорные, разрешительные) функции и управление в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, охоты и сохранения охотничьих ресурсов на тер. Заб. кр. В 2010 ряд полномочий Министерства с. х. РФ, касающихся гос. регулирования объектов охоты, переданы в Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. Минприроды приобретает в этой связи более широкие права по согласованию структуры и назначению руководителя уполномоченных органов, к-рые осуществляют в субъектах Федерации гос. политику в области использования, воспроизводства и охраны диких животных. Министерство контролирует работу этих органов, а в случае нарушений может выйти с ходатайством об отмене их нормативных правовых актов или даже об изъятии у них переданных гос. полномочий. У Минприроды расширены функции по принятию порядка ведения гос. учета и гос. кадастра. Новые функции — организация работ по разведению в полувольных условиях животных, отнесенных к объектам охоты, и мониторинг объектов животного мира. Под контроль управления природных ресурсов и экологии переданы гос. опытные лесные хоз-ва. С момента передачи новых полномочий Минприроды получило право принимать нормативные правовые акты и вырабатывать гос. политику в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны всех объектов животного мира. В субъектах Федерации созданы соответствующие органы, контроль за деятельностью к-рых осуществляет Росприроднадзор.
Традиционным направлением природопользования является использование лесов. Древесина всегда была основным строительным материалом и гл. источником топлива. В Сиб. к этому добавились пром. лесозаготовки, вырубка лесов для с. х., стр-ва дорог, добычи полезных ископаемых. Начало лесоохранной политики относится к царствованию Ивана Грозного. Впервые вопросы защиты лесов от пожаров, экономного использования ценных пород деревьев для нужд пром-ти, принятия мер по возобновлению лесов были подняты в России в нач. 18 в. при Петре I. Россия в тот период нуждалась в мощном флоте, для стр-ва к-рого требовалось много высококачественного леса. В 1703 вышел первый указ по лесному делу. Было учреждено специальное лесное управление с функциями контроля лесопользования, а с 1722 Вальдмейстерская канцелярия при Адмиралтействе стала заниматься восстановлением наиболее ценных пород лесов. Основой создания лесного законодательства и лесной службы, организации лесного хоз-ва и развития лесной науки послужили 200 лесных указов и инструкций Петра I. В Сиб. защита лесов дополнительно диктовалась интересами казны. Еще в 1681 царским указом было запрещено вырубать и жечь лес в ясачных местах, чтобы не нарушать места обитания соболя и тем самым не наносить урона казне. В кон. 19 в. под гос. охрану в Сиб. были взяты припоселковые кедровники и смешанные кедровые леса. Важное значение для управления использования лесов имело разделение лесов на частные и гос., что было окончательно установлено Указом Екатерины II в 1782. Какое-либо вмешательство в дела частных лесовладельцев со стороны гос-ва было устранено. Правительство предоставило лесовладельцам (прежде всего привилегированному дворянскому сословию) право на самостоятельное определение судьбы своих лесов. В 1843 в России сформирован Лесной департамент, в 1859 под его начало были переведены все казенные леса. С 1862 началось формирование лесного хоз-ва России, т. к. образовывались лесничества с ограниченной площадью леса, на к-рой можно было осуществлять планомерную активную деятельность. В это же время возникает потребность в лесоустройстве. В 1888 издан закон «О сбережении леса» и Лесной устав. Впервые со времен Петра I определено понятие о защитных лесах с особым режимом пользования для гос. или общественной пользы. Этим же законом предписывалось создание лесоохранных губ. ком., в обязанность к-рым вменялось обеспечение охраны леса. Лесной департамент, созданный при Министерстве земледелия и гос. имуществ, управлял лесами России, опираясь на 50 тер. органов министерства (14 управлений гос. имуществ и 36 управлений земледелия и гос. имуществ). Каждое тер. управление определяло ведение лесного хоз-ва в 1–2 губерниях. Тер. управления делились на районы, последние — на лесничества. За ведение лесного хоз-ва на тер. одного района отвечал лесной ревизор. По площади и функциям лесничества тех времен в определенной степени соответствовали нынешним лесхозам. В Сиб. гос-во фактически обладало монополией на леса с точки зрения собственности. Несколько особняком среди сиб. лесов стояли лесные массивы Алтайского и Нерчинского горных окр., к-рые составляли частную собственность царствующей династии. Леса Нерчинского горного округа можно определить как частную собственность, но с существенной оговоркой об ее особенностях, сформировавшихся в силу особого статуса владельца и размеров владения. В царской России основное содержание нац. лесной политики заключалось в бесперебойном обеспечении лесоматериалами гос. нужд, определявшихся стратегически важными задачами гос-ва. Гос-во делилось с народом своей собственностью: рубить казенные леса для насущных нужд разрешалось, а на продажу — нет. В Сиб. леса вплоть до нач. 20 в. подвергались практически неограниченному пользованию со стороны местного населения, и правила лесопользования соблюдались слабо.
С 1917 в России провозглашена гос. собственность на леса. В мае 1918 ВЦИК издал декрет «О лесах», в к-ром частная собственность на леса отменялась и они объявлялись общенародным достоянием. Особое внимание в данном документе обращалось на необходимость сохранения защитной роли лесов. В 1923 утвержден Лесной кодекс РСФСР, определявший основные положения ведения лесного хоз-ва и использования лесных ресурсов. В 1931 все леса СССР разделены на 2 зоны — лесокультурную и лесопромыш ленную с установлением в них различного режима пользования лесом и ведения лесного хоз-ва. В 1930–40-е вопросами использования лесов в Заб. занималось Гл. управление лесозаготовок, лесного хоз-ва и сплава Вост. Сиб. и Д. Вост. До 1947 управление лесными запасами осуществлялось непрофильными министерствами. Министерство лесного хоз-ва РФ с полномочиями управления лесопользованием создано в 1947. Формальное владение лесами находилось в компетенции Гослесхоза — структурного подразделения Минлесхоза. В том же году в лесоэксплуатационной зоне Сиб. и Д. Вост., в т. ч. в Чит. обл., созданы управления лесным хоз-вом и сформированы лесхозы — структурные производственные подразделения по лесовосстановлению, лесоразведению, охране, защите лесов от пожаров, вредителей и болезней. Одновременно создавались система лесоустройства, подразделения авиалесоохраны, материально-техническая база для выполнения возложенных задач. С 1947 Управление лесами Чит. обл. находилось в подчинении Министерства лесного хоз-ва РСФСР. В его составе 5 лесхозов и 100 лесничеств. В связи с ликвидацией Министерства лесного хоз-ва в 1953 Управление лесами Чит. обл. передано в ведение Министерства с. х. и заготовок РСФСР. В кон. 1950-х — нач. 1960-х в период создания Совнархозов многие лесхозы и лесничества передавались в состав лесной пром-ти. В 1959 Управление лесами Чит. обл. перешло в подчинение Читинскому совнархозу. В его состав входило 26 лесхозов и 91 лесничество. В этом же году Гослесхоз упразднен и восстановлен в 1965. Параллельно с Управлением лесами Чит. обл. до 1965 как контрольный орган существовала инспекция лесного хоз-ва и охраны леса. В 1963 Управление было упразднено, его функции переданы тресту «Читлесдревпром». Такое деление ухудшило ведение лесного хоз-ва в области, поэтому в 1965 вновь создано Управление лесами Чит. обл. «Основы лесного законодательства СССР и союзных респ.» (1977) и Лесной кодекс РСФСР (1978) создали правовую основу для регулирования общественных отношений по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. В 1980 в лесном хоз-ве СССР насчитывалось 2616 лесхозов и леспромхозов и 12 523 лесничества. В период перестройки в управлении лесопользованием произошли значительные изменения. В марте 1988 управление и хозяйствование в лесу при сохранении функций Минлесхоза переданы тер. комплексным лесным хоз-вам. В 1988 Чит. управление лесного хоз-ва реорганизовано в Чит. лесохозяйственное тер. производственное объединение (ЛХТПО), на к-рое возлагались функции гос. управления и контроля в области использования, охраны и защиты лесов на всей тер. обл. В его состав вошли механизированный лесхоз и 33 самостоятельных предприятия, в т. ч. 3 лесокомбината и 27 лесхозов. Коренные изменения в управлении лесопользованием произошли в результате распада СССР и перехода к рыночным отношениям. В дек. 1991 Минлесхоз РФ ликвидирован. Контрольные функции управления лесным хоз-вом переданы Ком. по лесу Министерства экологии РФ. Хоз. функции перешли к созданной в нач. 1992 гос. лесопромышленной компании «Рослеспром». В сер. 1992 ряд функций по управлению лесами находился в ведении Минфина РФ. В янв. 1993 создана независимая Федеральная служба лесного хоз-ва (Роскомлес), осуществлявшая контрольные и хоз. функции в лесопользовании. Функции экспорта гос. леса переданы АО «Росэкспортлес». В 1996 по инициативе «Рослеспрома» финансовые потоки отрасли консолидируются в Нац. лесном банке, к-рый обанкротился в 1997. В 1997 принят Лесной кодекс РФ, регулировавший общественные отношения в рыночных условиях. В этом же году «Рослеспром» преобразован в АО «Рослеспром», началась его приватизация. По фактам масштабных хищений в «Рослеспроме» и «Рослесэкспорте» Генпрокуратура вела уголовные дела. В 2000 Роскомлес ликвидирован, его контрольные и хоз. полномочия переданы структуре Министерства природных ресурсов РФ. В 2004 создано Федеральное агентство лесного хоз-ва, к-рому переданы функции в сфере лесного хоз-ва Министерства природных ресурсов РФ, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и функций по контролю и надзору в этой сфере. В 2008 осуществлена передача лесов (кроме особо охраняемых природных тер.) из ведения Министерства природных ресурсов в ведение Министерства с. х. После катастрофических лесных пожаров в России летом 2010 Рослесхоз (Федеральное агентство лесного хоз-ва) был выведен из системы Минсельхоза и передан в прямое подчинение Правительству РФ. С мая 2012 Рослесхоз вновь в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ. С 2007 действует новый Лесной кодекс РФ. Соответствующая реорганизация управленческих структур происходила и на тер. Чит. обл. В 1993 Чит. ЛХТПО реорганизовано в Чит. управление лесами. В его состав вошли 31 лесхоз (из них 5 перешло от лесной пром-ти), лесопитомник и контора материально-технического снабжения. В этом же году при реорганизации структуры управления были разделены функции управления лесами и функции пр-ва. В 2000 Чит. управление лесами присоединено к Ком. природных ресурсов по Чит. обл. В результате организован единый тер. орган по вопросам управления, воспроизводства, охраны и защиты природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, обеспечения экол. безопасности региона. В 2002 Ком. природных ресурсов по Чит. обл. преобразован в Гл. управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по Чит. обл., к-рое состояло из водной, геол., лесной служб, службы охраны окружающей среды, службы гос. контроля в сфере природопользования и экол. безопасности. В 2004 Гл. управление реорганизовано в Агентство лесного хоз-ва по Чит. обл. с передачей всех функций и работников. В его состав входили 5 отд.: организации лесопользования, лесовосстановления и учета лесного фонда; охраны и защиты леса; экономики, финансирования и сводного планирования; бухгалтерского учета, отчетности и контроля; правового обеспечения и кадров. Кроме того, в подчинении находилось 30 федеральных гос. лесхозов, расположенных в районах области. В 2000–04 показатели деятельности лесной службы отражались в ежегодных гос. докладах «О состоянии и об охране окружающей среды в Чит. обл.». С 2007 в Заб. в соответствии с новым Лесным кодексом начало работу Управление лесами в Чит. обл. С 2008 единым органом исполнительной власти в области лесных отношений является Государственная лесная служба Забайкальского края, ставшая правопреемником Управления лесами в Чит. обл. и Департамента лесного хоз-ва Агинск. Бур. авт. окр.
Начало проведению в России целенаправленной гос. политики в области поисков и разработки полезных ископаемых положил Указ Петра I 1700 об учреждении Приказа рудокопных дел, ведающего поиском полезных ископаемых, подготовкой специалистов, постройкой рудников и з-дов, учетом добычи и выплавки, штрафами и наказаниями в горной части. Решением Петра I в 1714 при Сенате учрежден Особый стол (Рудная канцелярия). Создание в 1718 Берг-коллегии, просуществовавшей с перерывами до 1807, фактически способствовало реализации нац. минерально-сырьевой политике, законодательную основу к-рой составлял Берг-регламент (1739) — документ, определивший условия и порядок недропользования, включая обязанности, права, налоги, льготы и т. д. Согласно закону «О горных привилегиях» (1719) местные власти были обязаны всячески содействовать реализации привилегий. Для всех желающих провозглашалась свобода поисков и разработки полезных ископаемых, причем за открытия серебряных и медных руд обещались премии. Потребность гос-ва в драгоценных металлах и камнях возрастала. Московское правительство одной из важнейших задач колонизации Вост. Сиб. считало открытие м-ний серебросвинцовых руд и др. металлов и стр-во з-дов, что должно было обеспечить серебром монетные дворы и потребности рос. рынка. В нач. 18 в. в Заб. зародилась рос. горнорудная пром-ть, получено 1-е отечественное серебро, а затем и золото. В течение 18 в. сформировался Нерчинский горный окр. с комплексом рудников и з-дов по добыче и переработке серебросвинцовых и железных руд. Организация горнорудного дела до 1721 была в компетенции воевод, а позже ее поручили начальникам Нерчинских горных з-дов. На протяжении 18 в. управление кабинетскими предприятиями и землями сосредоточивалось в руках местного аппарата коронного ведомства (горная экспедиция, горное правление, управление округа). Изначально финансово-хозяйственным учреждением, ведавшим собственностью императора (коронное ведомство), являлся Кабинет Его Императорского Величества. В сов. период изучение недроресурсов и их использование существенно расширилось в связи с индустриализацией. Управление изучением и использованием недр осуществлялось акад. учреждениями, с 1946 — министерствами, Гос. ком. по геологии при СМ СССР, в поствоенный период — Министерством геологии СССР. В 1949 в рамках централизованной системы управления создано Чит. геол. управление, преобразованное в 1978 в Чит. производственное геол. объединение, в 1991 реорганизовано в Чит. геол. предприятие «Читагеология», в 1999 — в одноименное ФГУП. С 1992 общее управление недропользованием осуществлял Ком. по геологии и использованию недр Чит. обл. (Читагеолком).
В 1990-е и последующие годы общегосударственная система управления природопользованием в целом подвергалась постоянным изменениям. В апр. 1999 в результате реорганизации Читагеолкома и Читакомвода образован Ком. природных ресурсов по Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр. В авг. 2000 к нему присоединены Чит. управление лесами и Гос. ком. по охране окружающей среды Чит. обл. (Читагоскомэкология). В сент. 2000 он стал называться Ком. природных ресурсов по Чит. обл., в 2002 преобразован в Гл. управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Чит. обл. На его базе в сент. 2004 создано Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Чит. обл. Одновременно созданы Тер. агентство по недропользованию по Чит. обл., отд. водных ресурсов по Заб. кр. Федерального агентства водных ресурсов РФ Амурского бассейнового водного управления (см. Отдел водных ресурсов Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов РФ по Заб. кр.), а служба по охране окружающей среды переподчинена Чит. межрегиональному управлению по технологическому и экол. надзору Ростехнадзора. Тер. структуры центр. ведомств по природопользованию взаимодействуют с региональными органами исполнительной власти: Управлением топливно-энергетического комплекса и природных ресурсов Чит. обл., Ком. пром-ти и природных ресурсов Чит. обл., Министерством природных ресурсов и экологии Забайкальского края.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – С. 211–217.
Верстка сайта Vesna