Категории:
Природно-техногенная безопасность

ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, сфера гос. управления. Представляет собой состояние защищенности населения и тер. от аварий и катастроф, вызываемых комплексными воздействиями — опасными природными процессами, повреждениями и разрушениями техн. систем, ошибками и несанкционированными воздействиями операторов и персонала. Цель управления П.-т. б. — установление, поддержание и восстановление научно обоснованного приемлемого уровня безопасности и риска при техногенных воздействиях при условии оптимального и максимально эффективного использования ресурсов общества и сохранения достигнутого уровня жизни. По своей внутренней основе это единый функционально и организационно структурированный процесс, в к-ром органически связывается системная целенаправленная деятельность гос., ведомственных и функциональных органов управления и структур, включая науч.-исслед., науч.-техн. организации, а также органов управления с силами наблюдения и контроля, силами ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при природно-техногенных авариях и катастрофах.

Организация пожарной службы — первый шаг гос-ва в защите населения от стихийных бедствий. Служба образована в московском гос-ве в кон. 15 в.

В сов. время в составе НКВД для организации деятельности межведомственного Пожарного совета был создан специальный аппарат.

Накануне ВОВ пожарная охрана страны представляла собой уже хорошо организованную силу. В централизованном порядке происходило обеспечение квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, специальными видами снаряжения. Вся боевая и профилактическая работа противопожарной службы строилась по единым уставам и наставлениям. Респ., кр. и обл. центры, крупные города, большинство районных центров охранялись профессиональными гор. пожарными командами, содержащимися за счет местного бюджета. Военизированная охрана имелась только на объектах оборонного значения.

В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственной системы. Оперативно подчиняясь Гл. управлению пожарной охраны страны, они вошли в пожарную службу местной ПВО, образованной в 1932 для защиты населения и тер. от опасностей, возникающих при ведении военных действий в условиях бурного развития авиации и роста ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны.

За годы ВОВ ПВО превратилась из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, была важным элементом обороноспособности гос-ва, составной частью Вооруженных сил страны. Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки потребовали коренных изменений. В 1961 принято решение о преобразовании Министерства ПВО в Гражданскую оборону СССР. Состояние гражданской обороны (ГО) в 1960–70-е было одним из сдерживающих факторов развязывания ядерной войны со стороны вероятных противников СССР.

Система защитных мер ГО должна была обеспечить защиту населения и тер. от поражающих факторов оружия массового поражения; значительно расширился круг задач, решаемых ГО, включая создание условий, необходимых для работы пром-ти в военное время и обеспечения всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне; в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших; мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей тер. страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива. Однако ори— ентация ГО в основном только на реше— ние задач военного времени была неоправданной.

В 1980-х в условиях сформировавшегося индустриального общества стали достаточно быстро накапливаться проблемы, связанные с предупреждением и ликвидацией последствий различного рода техногенных катастроф (как, например, авария на Чернобыльской атомной электростанции). ЦК КПСС и СМ СССР в 1987 была продекларирована необходимость развития ГО в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС), вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.

В сер. 1989 ВС СССР принято решение о создании в структуре Правительства СССР специального органа — Гос. комиссии СМ СССР по ЧС. В 1990 создана гос. система по предупреждению ЧС и разработке действий во время ЧС. Она объединила органы управления, силы и средства, направленные на защиту населения и тер. от ЧС природного и техногенного характера.

В 1990 образован Рос. корпус спасателей на правах Гос. ком. РСФСР (пред. С. К. Шойгу). В России впервые был создан федеральный орган исполнительной власти, предназначенный для решения проблем защиты населения и тер. от ЧС природного и техногенного характера. В 1991 Рос. корпус спасателей преобразован в Гос. ком. РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС), а в нояб. 1991 на базе ГКЧС и Штаба ГО РСФСР создан Гос. ком. по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. В 1994 он реорганизован в Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В первые годы существования РФ усилия были направлены прежде всего на формирование гос. системы защиты населения и тер. от ЧС. В 1992 создана Рос. система предупреждения и действий в ЧС, к-рая в 1995 преобразована в Единую гос. систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В 1993 СМ РФ принял важные постановления по вопросам ГО «Об укомплектовании войск ГО РФ», «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения РФ о ЧС мирного и военного времени» и «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов». В авг. этого же года Президент России впервые утвердил новый план ГО РФ.

На основе закона «О защите населения и тер. от ЧС природного и техногенного характера» (1994) приняты соответствующие законы в субъектах РФ, нормативные правовые акты, определяющие различные проблемы защиты населения и тер. от ЧС, функционирование РСЧС. Вслед за этим законом принят ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Он впервые ввел понятие профессионального спасателя, общие организационно-правовые и экон. основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на тер. РФ.

В 1998 в России впервые принят ФЗ «О ГО», к-рый определил задачи в области ГО и правовые основы их осуществления, полномочия органов гос. власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО.

Вышеназванные федеральные законы определили основы порядка организации защиты населения и тер. от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организация защиты населения и тер. от ЧС в Заб. кр. осуществляется Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю (ГУ МЧС). В соответствии с Указом Президента России «О ГО» (1993) штабы ГО, в т. ч. в Чит. обл., были реорганизованы в соответствующие штабы по делам ГО и ЧС, а обл. курсы ГО — в учеб.-метод. центры по ГО и ЧС. Руководство ГО области, городов и районов, организаций и предприятий, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, было возложено на соответствую— щих рук. органов исполнительной власти, учреждений, организаций и предприятий — нач. ГО.

В 1996–97 штабы по делам ГО и ЧС краев, областей преобразованы в органы управления по делам ГО и ЧС. В 1998 в Чит. обл. созданы отд. по делам ГО и ЧС муниципальных образований (район, город, поселок, село). В 1999 при Гл. управлении по делам ГО и ЧС образована поисково-спасательная служба, на базе аварийной радиолюбительской службы области создана объединенная дежурно-диспетчерская служба и ее рабочий орган — аварийный радиоцентр.

С целью предотвращения и ликвидации ЧС, а также повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС в 1996 в области была принята целевая программа «Создание и развитие Рос. системы предупреждения и действий в ЧС на тер. области».

В 1998 на базе Заб. регионального центра по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий создан оперативный отд. Сиб. регионального центра по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, к-рый возглавил полковник В. В. Менчук.

В этот период были разработаны и реализованы 11 обл. целевых программ в области медицины, развития сети гидрометеорологических наблюдений, сейсмической безопасности тер., 2 федеральные целевые программы по вопросам развития тер. подсистемы РСЧС. Главное управление по делам ГО и ЧС во взаимодействии с др. региональными структурами принимало меры по защите населения и тер. Чит. обл. от ЧС в период весеннего половодья, летне-осенних наводнений и лесостепных пожаров, принимало участие в ликвидации последствий аварий на ж.-д. транспорте и коммунальных сетях. 25.5.2000 в рамках соглашения Правительства РФ и Правительства Монголии «О сотрудничестве в области предупреждения пром. аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий» впервые состоялся официальный визит в Чит. обл. делегации Гос. управления ГО Монголии во главе с нач. МЧС Вост. аймака полковником Ж. Сухобатором. По результатам встречи было заключено соглашение в области ГО, предупреждения ЧС техногенного и природного характера и ликвидации их последствий. Впоследствии такие встречи стали регулярными.

Большой вклад в решение задач по ликвидации ЧС на тер. Заб. кр. вносят работники Заб. тер. поисково-спасательной службы, возглавляемой кавалером ордена Мужества А. Ивановым. Спасатели участвовали в ликвидации последствий землетрясения на о. Сахалин, катастрофы самолета «Руслан» в Иркутске, в поисковых операциях на тер. Монголии, ликвидации последствий аварий на Ясногорской ТЭЦ и Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Большинство из них награждены орденами и медалями.

В 2004 Гл. управление ГО и ЧС Чит. обл. преобразовано в Гл. управление МЧС России по Чит. обл., в 2008 — в Гл. управление МЧС России по Заб. кр. Оно взаимодействует со вновь созданным Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края. Рук.: А.А. Кабанов (с 1993), В.М. Пестов (с 1995), В. Б. Корольков (2004–11), А. И. Сидоров (с 2012).

Л и т.: От МПВО к гражданской защите / под ред. С. К. Шойгу. — М., 1998; Шойгу С. К. Ист. аспекты развития системы защиты населения и тер. от чрезвычайных ситуаций // Оперативное управление мероприятиями РСЧС. — М., 2004. — Кн. 1; Воробьев Ю. Л. 15 лет Чрезвычайной службе России // Проблемы анализа риска. — 2005. — Т. 2, №4.

Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – С. 209—211.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края