ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА (ОДВФ). В 1923 организован Совет по гражданской авиации с целью единого гос. руководства авиационным стр-вом, подготовки высококвалифицированных авиационных кадров и изыскания средств на создание воздушного флота. В марте этого же года по его инициативе создано ОДВФ для развертывания всенародного движения за стр-во воздушного флота, организации сбора средств на постройку самолетов и двигателей, популяризации и пропаганды авиационного дела среди населения. В 1923–25 о-во являлось одним из важнейших составляющих элементов общей системы организации и стр-ва гражданского воздушного флота, развернувшегося после окончания Гражданской войны. В Забайкалье первая ячейка ОДВФ организована в кон. марта 1923 в с. Атамановка Титовской волости. В апр. 1923 в г. Новониколаевск (ныне г. Новосибирск) создано Сиб. ОДВФ, в состав к-рого вошли Иркутское губ. отд-ние о-ва, Бур.-Монг. отд-ние и Чит. уездное о-во под рук. Киргизова. В июне 1923 в уездное ОДВФ вовлечено большинство волостей. Наиболее активным оказалось Титовское волостное ОДВФ, в к-рое вошли 10 сельских ячеек — Титовская, Атамановская, Черновская, Сивяковская, Каштакская, Застепнинская, Амодовская, Засопочная, Притуповская, Ереминская общей численностью 150 чел. Возрастной диапазон чл. Чит. о-ва от 16 до 58 лет. По инициативе и под рук. уездного совета ОДВФ в июле 1923 проведена неделя воздушного флота, в течение к-рой устраивались митинги, лекции, спектакли, трудовые дни, сборы пожертвований. Наибольшей результативностью отличилось Шилкинское волостное о-во: учителем П. Н. Валовым прочитана лекция «Роль воздушного флота в будущем»; состоялись митинг «О неделе воздухофлота», спектакль театральной секции местного кружка «Террористы» и спектакль в постановке комсомольцев «В волнах революции». Общий итог «Недели» — 14 тыс. р. в фонд стр-ва воздушного флота. К кон. 1923 заб. ОДВФ насчитывало ок. 8 тыс. чел. Продолжением ОДВФ стало «Рос. о-во добровольного воздушного флота» — «Добролет» (будущее Министерство гражданской авиации), созданное с целью развития гражданского воздушного флота в пределах СССР путем организации воздушных линий для перевозки пассажиров, почты и грузов, пр-ва аэрофотосъемочных и иных отраслей применения воздушного флота на основе отечественной авиапромышленности. Первым практическим результатом деятельности ОДВФ и «Добролета» стала первая в стране регулярная воздушная линия Москва — Ниж. Новгород, открытая в июне 1923. В окт. 1923 утвержден первый план развития гражданской авиации на 1924–26, в к-ром предусмотрено открытие первой регулярной междунар. авиалинии Иркутск — Улан-Удэ — Улан-Батор. В 1928 в Иркутске организовано Управление Сиб. воздушных линий. В янв. 1930 правлением «Добролета» принято решение об изыскании воздушной линии Иркутск — Владивосток с наличием на ней промежуточного аэропорта в Чите, к-рый был построен в 1932. На его базе в 1937 создано Чит. объединенное авиапредприятие.
И с т.: ГАЗК, ф. Р-179; Р-241, оп. 1; Р-467.
Л и т.: Развитие авиационной науки и техники в СССР: Ист.-техн. очерки. — М., 1980.
Верстка сайта Vesna