Категории:
Общественная палата Забайкальского края

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, совещательный орган, обеспечивающий взаимодействия граждан, проживающих на тер. Забайкальского края, с органами гос. власти края и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при реализации гос. политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью исполнительных органов гос. власти и органов местного самоуправления Заб. кр. Учреждение Общественной палаты впервые инициировано общественностью и поддержано гл. адм. (губернатором) Чит. обл. в 2005. Рабочая группа подготовила текст проекта закона «Об Общественной палате Чит. обл.», однако в связи с начавшимся в апр. 2006 процессом объединения Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр. принятие закона отложено. В 2009 в Устав Заб. кр. введена ч. 4 ст. 68, предусматривающая возможность создания в соответствии с Законом края Общественной палаты. Закон «Об Общественной палате Заб. кр.» (далее — Закон) был принят и 19.3.2010 вступил в силу. В соответствии с Законом О. п. З. к. формируется в составе 42 чл.: 21 чл. избирается на кр. конф. отд-ний общероссийских общественных объединений, региональных и местных общественных объединений (за исключением полит. партий), зарегистрированных на тер. Заб. кр.; 21 чл. избирается (назначается) равными частями (по 7 чл.) Законодательным Собранием Заб. кр., губернатором Заб. кр., Советом муниципальных образований Заб. кр. с учетом проведения консультаций с избранными на конф. членами Палаты. В кр. конф. общественных объединений по выборам чл. Общественной палаты от общественных объединений в мае 2010 приняли участие 160 представителей. В качестве возможных канд. в чл. Общественной па— латы выдвинуты 57 представителей, при этом многих представителей выдвинули и поддержали при выдвижении до 10 общественных объединений. По результатам тайного рейтингового голосования избран 21 предусмотренный Законом чл. Палаты от общественных объединений. В течение месяца со дня проведения выборной конф. губернатор, Законодательное Собрание и Совет муниципальных образований края назначили (избрали) своих представителей в состав Общественной палаты. В отличие от Общественной палаты РФ и большинства ранее сформированных общественных палат регионов России, чл. в состав к-рых прежде всего назначались президентом, высшими должностными лицами субъектов РФ, и уже они избирали чл. палат от общественных объединений, О. п. З. к. формировалась в обратном порядке: сначала избирались представители общественных объединений (при этом напрямую избиралась половина, а не треть состава Палаты), а затем формировалась другая половина. Особенностью формирования Палаты стало участие помимо органов гос. власти (законодательной и исполнительной) органов местного самоуправления. К кон. июня 2010 избран (назначен) 41 чл. Палаты (одно место осталось зарезервированным губернатором края). На первом пленарном заседании Палаты 28.6.2010 избран пред. и его заместители, утверждена структура Палаты, сформированы 9 постоянных комиссий (соц. защиты и демографии, по вопросам здравоохранения и экол. безопасности, экон. развития, пром. и с.-х. пр-ва, образования, науки, культуры, правозащитной деятельности, развития инитутов гражданского общества, общественных инициатив, информационной политики и др.), межкомиссионные рабочие группы, избраны их руководители, утвержден состав Совета Палаты. Приняты регламент Общественной палаты, кодекс этики, иные нормативные документы, регламентирующие деятельность Палаты и ее рабочих органов. Создан и поддерживается сайт Палаты в сети Интернет. Общественная палата осуществляет свои функции посредством открытого и гласного с привлечением граждан, общественных объединений и средств массовой информации обсуждения общественно важных проблем, выдвижения и поддержки гражданских инициатив, направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений, в т. ч. свободы слова и права на распространение и получение объективной и полной информации; выработки по данным вопросам рекомендаций, формирования гражданской позиции, правовой культуры и общественного мнения населения Заб. кр., поддержки общественных объединений и иных объединений граждан, деятельность к-рых направлена на развитие гражданского общества в Заб. кр. и РФ; оценки соц. эффективности законодательства, проведения общественной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов исполнительных органов гос. власти и органов местного самоуправления Заб. кр., а также практики их правоприменения после вступления в законную силу; участия в разработке программ соц.-экон. развития Заб. кр., планов правотворческой деятельности, проектов нормативных правовых актов Заб. кр.; осуществления в соответствии с действующим законодательством общественного контроля за деятельностью исполнительных органов гос. власти Заб. кр. и органов местного самоуправления. Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений. Все чл. Палаты осуществляют свою деятельность на общественных началах. Основной формой работы Палаты являются пленарные заседания. В 2010–12 их проведено 8, они были посвящены вопросам дошкольного и общего ср. образования, профессионального образования и социализации молодежи, здоровья населения Заб. кр. и проблемам его поддержания, состояния культуры и нравственности, реализации реформы ЖКХ в регионе, проблемам экон. развития и предпринимательства, экологии и др. Впервые в Заб. кр. организована и проведена науч.-практ. конф. «О состоянии правозащитной деятельности в Заб., механизмах и практике ее совершенствования» как совместное мероприятие Общественной палаты и Уполномоченного по правам человека в Заб. кр. Как член объединенного оргкомитета по подготовке и проведению ежегодного Гражданского форума «Забайкальцы — Заб.» Общественная палата инициировала проведение «Школы Гражданина России», в рамках к-рой Общественной палатой РФ представлен проект ФЗ «Об общественном контроле» и предложенная О. п. З. к. конценция «Гражданского послания» (2011). В ходе подготовки пленарных заседаний использовались такие формы взаимодействия с ин-тами гражданского общества, как круглые столы (всего проведено 23), рабочие встречи с рук., представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, выездные заседания чл. Общественной палаты по социально значимым проблемам местного сообщества, молодежное ток-шоу, социологические исследования, дискуссионные и переговорные площадки в рамках Гражданского форума, общественные слушания, создание при Общественной палате общественного независимого экспертного совета. Для разрешения некоторых соц. проблем, связанных с несовершенством федерального законодательства, контроля за деятельностью тер. подразделений федеральных органов исполнительной власти, О. п. З. к. обратилась к секретарю Общественной палаты РФ Е.П. Велихову с предложением рассмотреть вопрос о создании постоянно действующего Совета по взаимодействию Общественной палаты РФ и общественных палат субъектов РФ. Такой Совет создан в дек. 2010, избраны пред. президиума — пред. О. п. З. к. В.Е. Вишняков и зам. пред. президиума — чл. Общественной палаты РФ М.В. Островский и И.Е. Дискин. Для обеспечения деятельности О. п. З. к. в дек. 2010 сформирован аппарат Общественной палаты в кол-ве 5 сотрудников (не относящихся к категории служащих), являющийся гос. учреждением (с 2011 гос. казенным учреждением) и финансируемый из кр. бюджета. 

Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – 579 с.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края