ОБРАЗОВАНИЕ. С открытия в 1723 в с. Нерчинский Завод горной школы началась почти двухвековая история горнозаводских школ Забайкалья. Они были светскими и профессиональными, подчинялись нач. Нерчинских з-дов, к-рые назначали инспектора по школам. Инспектор руководил школой или уч-щем в Нерчинском Заводе и опекал школы при др. з-дах Нерчинского горного округа. Верховное управление горнозаводскими школами, как и горными з-дами, принадлежало Кабинету Его Императорского Величества через посредство Горного отд. при иркутском генерал-губернаторе. С 1802 светские образовательные учреждения, кроме горнозаводских школ, находились в подчинении Министерства нар. просвещения. В состав заб. учреждений образования входили церковно-приходские и приходские школы, уездные и специализированные уч-ща (например, для подготовки переводчиков). На местах деятельность учреждений образования контролировалась воеводами Нерчинской области и Верхнеудинского у., под началом к-рых работало по 1 обл. инспектору. Часть образовательных учреждений подчинялась духовному ведомству в лице Иркутской епархии. С образованием Забайкальской области (1851) с центром в Чите учреждения образования перешли в подчинение военного губернатора области, при этом школьными делами занимались чиновники его аппарата. В 1884 в Чите создана дирекция нар. уч-щ Заб. обл. во гл. с инспектором. Она вводилась для надзора за учеб. заведениями в помощь гл. инспектору нар. уч-щ Вост. Сиб. Дирекции были подчинены гор., уездные и начальные уч-ща, содержащиеся как за счет казны, так и за счет местных средств, гимназии (за исключением Троицкосавской), частные учеб. заведения и лица, занимающиеся домашним образованием. В 1884 введена должность директора нар. уч-щ Заб. обл. (1-й директор — преподаватель Оренбургского учительского ин-та статский советник Сниткин). В 1884 Заб. обл. вошла в состав Приамурского генерал-губернаторства. Однако должности гл. инспектора нар. уч-щ при губернаторе учреждено не было, поэтому рук-во учеб. заведениями области оставлено за гл. инспектором нар. уч-щ Вост. Сиб. Права и обязанности попечителя учеб. округа были возложены на приамурского генерал-губернатора. Учеб. округ Заб. обл. был разделен на инспекции (районы), к-рые возглавляли инспекторы нар. уч-щ. В 1911 в области имелось 6, а в 1917 — 8 инспекций. В 1884 церковно-приходские школы из ведения Министерства нар. просвещения были переданы в ведение Святейшего синода. В соответствии с этим в Заб. обл. данные школы из ведения дирекции нар. уч-щ были переданы в ведение училищного совета Иркутской епархии. С образованием Забайкальской епархии в 1894 руководство ими стал осуществлять Заб. епархиальный училищный совет. Буддийские школы, где училась часть бур. детей, находились под контролем буддийского духовенства. Детские приюты, к-рые возникали в Заб. с 1859, первоначально находились в ведении МВД, а затем стали подчиняться Ведомству императрицы Марии. Нац. школы, такие как евр., татар., кор., формировались и управлялись в рамках конфессиональной принадлежности. Со стр-вом Забайкальской железной дороги возникли ж.-д. школы, к-рые находились в ведомстве Министерства путей сообщения с прямым подчинением Гл. школьному ком. Заб. ж. д., преобразованному в 1906 в Ком. образовательных учреждений. В 1906 указанием Департамента ж. д. Рос. империи организован Ком. образовательных учреждений Заб. ж. д. В 1922 при управлении Чит. ж. д. организован Дорожный отд. нар. образования, к-рый реорганизован в службу просвещения. В 1930 школы Заб. ж. д. переданы в ведение региональных отд. нар. образования, в 1936 возвращены в ведение Наркомата путей сообщения, руководство осуществлялось отд. школ. С 1947 управление школами выполнялось отд. учебных заведений, к-рый в 2000 вошел в состав службы управления персоналом в соответствии с приказом Министерства путей сообщения. В разные годы отд. учебных заведений возглавляли: П. Г. Журавлев (с 1938), И. В. Мисюркевич (с 1945), М. М. Нечаев (с 1948), Е. П. Бурлакова (с 1965), Н. К. Стромилов (с 1970), С. П. Ухаров (с 1983), Л. Ф. Попова (с 1989), М. П. Сидорюк (с 2005). Военно-фельдшерские и повивальные школы подчинялись согласно своему профилю. В 1917 на тер. Чит. обл. создан Совет солдатских и крестьянских депутатов, в его составе — Обл. ком. по нар. образованию (пред. И.А. Бутин). После установления в февр. 1918 Советской власти в нар. образовании произошли радикальные изменения. Старая система управления была разрушена, закрыты учеб. заведения, подчиненные Заб. епархии. Руководство образовательной системой было возложено на бюро Заб. обл. ком. по нар. образованию, а управление ж.-д. школами передано Дорожному отд. нар. образования. В период Забайкальской белой государственности (1918–20) все решения Сов. вл. в области образования были отменены, восстановлена прежняя структура управления. Обл. органы управления нар. образованием подчинялись Министерству нар. просвещения Сиб. правительства. В Дальневосточной республике (1920–22) управление образованием на ходилось в ведении Министерства нар. просвещения (министры: А.И. Блинников, М.П. Малышев, К. С. Шрейбер, А.А. Половинкин, Н. Моисеев), которому подчинялись соответствующие обл. отд. После образования Забайкальской губернии (1922) организован губернский отд. нар. образования (рук. П.К. Номоконов). С 1926 после разделения губернии на Чит. и Сретенский окр. руководство образованием осуществляли соответствующие окр. отд. С образованием Читинской области (1937) руководство учреждениями образования осуществлялось обл. отд. нар. образования. Сектора школ и заочного обучения обеспечивали ликвидацию неграмотности среди взрослого населения. В структуру облоно входили сектора изб-читален, домов культуры и клубов, библиотечный, детских домов, школьного стр-ва, аттестации учителей, кадров, спецсекторов, а также финорганы, лекционно-экскурсионное бюро. В 1939 в аппарате облоно (12 секторов) работали 52 сотрудника. Также созданы районные и гор. отд. нар. образования (до 1937 — 13 отд.). Существовала острая кадровая проблема. Высшее образование имел лишь один руководитель районо, некоторые окончили только 7-летнюю школу с пед. уклоном. В 1940 вышел Указ Президиума ВС СССР «О гос. трудовых резервах СССР». СНК СССР принял постановление «Об образовании Гл. управления трудовых резервов при СНК СССР». В это же время в Чит. обл. образовано обл. управление трудовых резервов (нач.: С. Н. Щербина, Рогоулин (с 1941), С. И. Вдовенко (с 1943), Н. П. Гурьянов (с 1947), В. М. Кишенин (с 1951)). В годы ВОВ резко выросла сеть детских домов для детей, эвакуированных из зап. тер. (всего 59). В янв. 1942 принято постановление Правительства СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Число учителей сократилось до 5,5 тыс. чел. в связи с призывом в армию, школы с благоустройством были переданы под госпитали, занятия проводились в приспособленных зданиях в 3 смены, нагрузка учителей достигала 42–45 ч в неделю. В дек. 1944 Президиум ВС СССР наградил орденами и медалями учителей страны за самоотверженный труд по обучению и воспитанию детей. Среди учителей Чит. обл. орденом Ленина награждены 3 чел., Трудового Красного Знамени — 10, «Знак Почета» — 7, медалью «За трудовую доблесть» — 10, медалью «За трудовое отличие» — 14. С 1951 началось укрупнение общеобразовательных школ: начальные школы реорганизованы в 7-летние, 7-летние — в ср. Выросла численность учащихся в общеобразовательных школах. В 1950 насчитывалось 1255 общеобразовательных школ, в 1967 — 1090. Число учащихся возросло с 183 855 в 1950 до 262 900 в 1967, число учителей в школах возросло с 6960 до 12 908 соответственно. Начальное и ср. профессиональное образование в области обеспечивали 20 ссузов, в т. ч. 5 пед. уч-щ, 4 сельхозтехникума и 40 профтехучилищ. Постепенно происходил процесс накопления условий для перехода ко всеобщему ср. образованию. Увеличилось кол-во ср. школ с 73 в 1952 до 131 в 1957. Число учащихся в 9–10-х классах увеличилось с 8257 в 1952 до 19 017 в 1956. В этот период в образовании происходили коренные преобразования. В 1953 подготовка квалифицированных рабочих кадров передана в Управление культуры, где создан отд. профессионального образования (рук. А. А. Колобов (до 1960)). В 1959 система гос. трудовых резервов упразднена, создан Гос. ком. СМ СССР по профессионально-техническому образованию в Чит. обл., в 1960 — Обл. управление профтехобразования (рук.: А.Г. Авелев, И.А. Рубцов (1977–88)). В 1990–2000-х управление неоднократно подвергалось реорганизациям, в 2006 Управление начальным профессиональным образованием вошло в состав Ком. образования, науки и молодежной политики Чит. обл. Постановлением СМ СССР в 1970 принят Устав ср. общеобразовательной школы, утверждены постановления «О завершении перехода ко всеобщему ср. образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательных школ» (1972), «О мерах по дальнейшему улучшению условий сельской общеобразовательной школы» (1973). Велось активное стр-во учреждений образования. За 17 лет построено 167 типовых школ на 49 600 учеб. мест, пристройки на 190 классных комнат на 7800 учеб. мест, 29 столовых, 25 мастерских, 41 спортзал, 89 пришкольных интернатов, 90 детсадов на 7610 мест. В школах в образовательный процесс внедрялись техн. средства обучения, обновлялась материально-техническая база, произведен переход на кабинетную систему обучения. Особое развитие получило трудовое воспитание и производственное обучение, с 1966/67 учеб. году начался процесс перехода на новые учеб. программы и учебники. На базе школ работали 144 учебно-производственные бригады и 95 школьных лесничеств. В 1969 в области начат эксперимент по переходу обучения в начальной школе с 4-летнего на 3-летнее. Эксперимент был успешно проведен на базе школ Сретенского района. В 1970 переход был завершен, в связи с чем произошли изменения в содержании воспитательного процесса в детских садах, созданы группы по подготовке к обучению в 1-м классе при школах. В 1958 ВС СССР принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии нар. образования в СССР», к-рым было определено, что школа готовит разносторонне образованных людей, хорошо знающих основы наук и способных к систематическому физическому труду. На основании данного закона было принято соответствующее постановление Чит. облисполкома. В 1960–70-х происходил процесс развития материально-технической базы образовательных учреждений. Ежегодно в эксплуатацию вводились школы, детские сады, активно строилось жилье для учителей. За всеми школами и профтехучилищами были закреплены базовые предприятия, колхозы, совхозы, для организации трудового обучения созданы 14 учебно-производственных комбинатов, крупные пром. предприятия имели учебно-производственные цеха для организации трудового обучения учащихся подшефных школ (Читинский машиностроительный завод, Сретенский судостроительный завод, Камвольно-суконный комбинат и др.). Каждая ср. сельская школа имела учебно-производственную базу или школы лесничества, получили развитие летние трудовые лагеря. Ежегодно исполкомы сельского, поселкового, районного и гор. Советов депутатов трудящихся рассматривали вопрос «О подготовке школ к началу учебного года». Вопросы ремонта школ, обеспечения топливом, подвоза учащихся, питания детей и др. решались базовыми предприятиями и шефами. В 1950–80 особенно интенсивно велось стр-во детских садов, число к-рых выросло с 519 до 1278. В 1980 детские сады посещали 76,1 тыс. детей, в 476 общеобразовательных школах 178 тыс. детей получили новые ученические места. В 1979–89 построены 495 детских садов на 50 тыс. мест, 240 школ на 90 тыс. учеб. мест. В 1988 облоно переименовано в Управление нар. образования Чит. обл., в 1992 — в Гл. управление образования адм. Чит. обл., к-рое в 1996 преобразовано в Ком. общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Адм. Чит. обл. Главные направления работы в этот период: дифференцированный подход в процессе обучения; углубленное изучение учеб. дисциплин; внедрение базисного учеб. плана с 1990; решение проблем нац. школ; развитие системы внешкольного образования (40 ДП, 41 детская юношеская спортивная школа, 10 станций юных техников, 5 станций юных натуралистов, 3 станции юных туристов, клуб моряков, туристическая база). Кол-во учреждений до полнительного образования детей с 1980 по 1990 выросло на 55, их посещали 40 тыс. детей. Отмечен рост качества пед. кадров — до 95–98 % учителей с высшим образованием. В 1997/98 учеб. году в области функционировали 702 общеобразовательные школы, в т. ч. 406 ср., 110 неполных ср., 186 начальных. В них обучались 196 598 учащихся. В 1998 в регионе насчитывалось 620 дошкольных образовательных учреждений, к-рые посещали 33 645 детей, что составляло 32,5 % от общего числа детей дошкольного возраста. В связи с расширением функций обл. органа управления образованием, ликвидацией обл. управления начального профессионального образования в 2006 сформирован Ком. образования, науки и молодежной политики Чит. обл. В 2007 в его структуре функционировало 3 управления (общего и дополнительного образования, профессионального образования и науки, финансово-экономической работы), к-рые объединяли 6 отд. (общего образования; воспитания и дополнительного образования; высшего, послевузовского профессионального образования и науки; начального и ср. профессионального образования; финансово-экономический; бухгалтерского учета и отчетности). Кроме того, в структуре Ком. функционировали отд. реабилитационной работы; молодежной политики; лицензирования, аттестации и гос. аккредитации; обеспечения жизнедеятельности образовательных учреждений; кадровой и правовой работы; контрольно-аналитической работы и информационного обеспечения. Общая численность сотрудников составляла 67 чел. На балансе Ком. образования находились 29 детских домов, 22 школы-интерната (коррекционные школы), 22 учреждения начального профессионального образования, 6 ср. специальных учеб. заведений, 8 учреждений дополнительного образования, ср. общеобразовательная школа, спецшкола, Чит. ин-т повышения квалификации работников образования и учеб.-метод. центр, 4 специализированных учреждения. С 2008 управление образованием Заб. кр. осуществляет Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Органами управления образованием руководили: А. О. Бучинская (с 1937), Д. Е. Клымнюк (с 1939), В. С. Серов (с 1940), В.Д. Васильев (с 1951), Г.Г. Филиппов (с 1979), К.И. Карасев (1997–2001, с 2006), Т.К. Клименко (2001–06). Зам. рук.: К. И. Ганин, Г. А. Полозова, А. С. Томских, А. А. Селеменев, А. Г. Зленко, П.В. Арзамасцев, Л. Ю. Коренюк, М. Р. Волокитина, Л.А. Скиданова, И. А. Курышев, А. П. Попов, Н. К. Кочижов, В. Н. Стромилов, Б.А. Баженов, Т. К. Клименко, Б. Ю. Попов, Н. С. Шалаева, Б. Б. Дамбаева. В муниципальных образованиях края управление образованием осуществляют 35 органа, из них 17 являются районными, гор. управлениями образования, 11 — ком., 6 — отд., 1 — тер. отд. Министерства. Руководящим органом образования Агинск. Бур.-Монг. нац. окр. с 1938 был отд. нар. образования Агинск. окрисполкома, к-рый в 1993 переименован в окр. Управление образованием, в 1994 — Ком. образования, в 1998 — Ком. общего и профессионального образования, в 2000 — Ком. образования Адм. Агинск. Бур. авт. окр. В 2005 создан Департамент образования и молодежной политики Адм. Агинск. Бур. авт. окр. Рук.: В. Н. Добромыслов (1938), Т. Т. Няголов (с 1938), Н. В. Резаков (с 1939), Н. Б. Бадмажабэ (с 1940), Ц.-Ж. Балдано (с 1942), Б.-Ж.Ц. Цыбиков (с 1943), Ж. Д. Доржиев (с 1947), П.Б. Балданжапов (с 1951), Ц.Н. Номогонов (с 1953), С. Б. Гонсоронов (с 1975), Ц.Г. Намсараева (с 1986), Б. Б. Дамбаева (с 2002). В связи с объединением Агинского Бурятского автономного округа и Чит. обл. в Заб. кр. в 2008 создан тер. отд. образования Министерства образования, науки и молодежной политики Заб. кр. на тер. Агинск. Бур. окр. (нач. Б. Б. Тарбаева). Важным направлением деятельности органов управления является развитие государственно-общественной системы управления. Участие общества в управлении образованием Заб. в виде частной благотворительности относится к сер. 19 в. Организующей силой благотворительности и просветительской деятельности традиционно выступали образованные слои общества. В 1871 все учеб. заведения, находящиеся в Заб. обл., содержались гл. обр. на общественные средства. Гос. система соц. помощи Сиб. начала формироваться с кон. 18 в. с создания Приказов общественного призрения, выхода «Временных правил об учреждении попечительства». Такие попечительства на тер. Заб. обл. были созданы в Селенгинске, Нерчинске, Баргузине и Троицкосавске. В сер. 19 — нач. 20 в. в Заб. появляются общественные благотворительные организации, к-рые способствовали снижению гос. соц. поддержки школ, больниц, приютов. Это выражалось в сборе средств, пожертвований в случае бедствий. Так, в 1810–1913 в Чите ежегодно 23 сент. проводился «Праздник фиалки», средства от продажи цветов поступал в пользу Мариинского детского приюта. Значительный вклад в развитие благотворительности в Заб. внес М.Д. Бутин. Почетными пожизненными членами Заб. обл. попечительства детских приютов в разные годы были: чит. гор. голова Р.М. Саврасов, врач Забайкальского казачьего войска К. Кокосов, обл. инженер В. Осипов, епископ Заб. и Нерчинский Георгий, купцы Д.В. Полутов, К. С. Шумов, И.И. Козлов, И.А. Колеш. В сов. время попечительство сменилось шефством над школами со стороны предприятий, учреждений, воинских частей и т. д. Вместе с тем стали создаваться органы государственно-общественного управления на региональном уровне. В 1937 в Чит. обл. наряду с обл. отд. нар. образования утвержден состав его Совета — органа государственно-общественного управления, в состав к-рого вошли рук. отд., инспекторы, лучшие рук. и педагоги образовательных учреждений, рук. районо, гороно, представители облисполкома. В 1972 с целью расширения общественного участия, сферы влияния Совет облоно реорганизован в коллегию. Наряду с коллегией с целью организации межведомственного взаимодействия создан обл. Совет по образованию. Сферой управления Совета являлась система общего, профессионального образования и науки. На муниципальном уровне государственно-общественное управление образованием представлено координационными советами при гл. адм. районов, коллегиями органов управления образованием, советами по образованию, советами рук. образовательных учреждений, районными профсоюзными организациями, метод. и попечительскими советами и др. формированиями. Советы по образованию, советы рук. образовательных учреждений работают во всех муниципальных образованиях. С 2004 реализация принципа государственно-общественного управления образованием получила новый импульс, сформированы различные органы общественного управления. На кр. уровне свою деятельность осуществляют Кр. ком. профсоюза работников образования и науки, Заб. кр. попечительский Совет, Совет по образованию, Совет ректоров, Совет директоров ссузов, Совет рук. учреждений начального профессионального образования, кр. советы по модернизации образования, опытно-экспериментальной деятельности, социально-психологическому обеспечению образовательного процесса, охране здоровья, Совет молодых педагогов, коллегия Министерства образования, аккредитационная коллегия. На муниципальном уровне номенклатура органов государственно-общественного управления образованием представлена координационными советами при гл. адм. районов, коллегиями органов управления образованием, советами по развитию образования, районными ком. отраслевого профсоюза, советами рук. образователь ных учреждений, метод. советами и др. формированиями. На уровне образовательных учреждений общественное самоуправление реализуется через попечительские советы, советы образовательных учреждений, управляющие советы. 2004 был объявлен годом развития попечительского движения, инициатором к-рого стал обл. попечительский Совет, переименованный позднее в Заб. кр. попечительский Совет (пред. А.П. Романов). Совет являлся инициатором многих мероприятий, проводимых в крае, оказывал финансовую поддержку одаренным детям, детям-сиротам и др. Наиболее активно работа попечительских советов велась в г. Борзя и Борзинском районе, в Читинском и Чернышевском р-нах. Попечительские советы содействовали внедрению новаций в общеобразовательных учреждениях, предлагали приоритетные направления для использования внебюджетных средств, их аудиторскую проверку, оказывали содействие в трудоустройстве детей. Опыт работы с общественностью широко освещался в региональной печати, в т. ч. в газете «Попечитель Заб.». В 2006 в области созданы управляющие советы, советы образовательных учреждений с наделением их управленческими полномочиями. В их состав входили представители пед. коллективов, профсоюзных организаций, родители, учащиеся, учредители, предприниматели, ветераны, депутаты местного самоуправления, гл. местных поселений и др. Управляющие советы в основном решали вопросы стратегического управления: определяли режим занятий, утверждали программу развития, решали вопросы о введении (или отмене) единой для учащихся формы, определяли порядок предоставления дополнительных услуг, в т. ч. платных, утверждали школьный компонент учебного плана и др. С введением в крае новой системы оплаты труда управляющие советы включились в распределение по предоставлению руководителю общеобразовательных учреждений стимулирующих выплат пед. персоналу и иным работникам. Вопросы тактического, оперативного управления учреждением по-прежнему находятся в введении руководителя. Приказом министра образования Заб. кр. (2008) разработаны и утверждены положения о Совете общеобразовательного учреждения, о Публичном докладе учреждения, «Метод. рекомендации по внесению изменений в Устав образовательного учреждения». Особое направление деятельности — общественное наблюдение, т. е. участие представителей органов управления образовательных учреждений, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных учреждений, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий, создаваемых Министерством образования, науки и молодежной политики Заб. кр. и муниципальными органами управления образованием. Ежегодно общественные наблюдатели отслеживают порядок и организацию проведения единого гос. экзамена. В журналах «Вестник образования Заб.» и «Пед. обозрение» введены рубрики «Государственно-общественное управление», где публикуется опыт школ региона по развитию системы самоуправления в образовательных учреждениях. На 2009 в Заб. кр. действовали 192 школьных попечительских совета, 62 совета муниципальных образований, 47 управляющих советов, 553 пед. совета образовательных учреждений. В 2009–10 проведены первые кр. конкурсы публичных докладов муниципальных образовательных систем, образовательных учреждений. В 2010 Заб. кр. стал участником федерального проекта «Создание федеральной сети подготовки участников органов общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, информационного и консультационного сопровождения их деятельности». Для его реализации создан региональный ресурсный центр. В регионе действуют коллегия Министерства образования, науки и молодежной политики Заб. кр., аккредитационная коллегия, комиссия по образованию и науке Общественной палаты Забайкальского края, Попечительский совет, Совет по образованию, Заб. кр. ком. профсоюза работников образования и науки РФ, Совет ректоров вузов, Совет руководителей муниципальных органов управления образованием, Совет директоров ссузов, Совет рук. учреждений начального профессионального образования, кр. советы по модернизации образования, опытно-экспериментальной деятельности, социально-психологическому обеспечению образовательного процесса, охране здоровья, Совет молодых педагогов, Правление регионального отд-ния Рос. детского фонда, ассоциация «Заб. соц.-пед. университетский комплекс», общественное движение женщин «Забота и надежда» и др. Их деятельность регламентируется соответствующими положениями и планами работы.
Л и т.: Тумунов Ж. Т. Развитие школьного образования в Аге. — Чита, 1991; Константинова Т. А. История горнозаводского образования в Заб.: автореф. дис. … канд. ист. наук. — Чита, 2006; Константинов А. В., Константинова Н. Н. Заб.: Ступени истории (с древнейших времен до 1917 г.). — Новосибирск, 2007; Филиппов Г. Г. Годы и люди: Формирование системы управления образования в Заб. — Чита, 2008; Яцечко Л. А. Развитие начального образования в Вост. Заб. во 2-й пол. XIX — нач. XX в. — Улан-Удэ, 2008.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – 579 с.
Верстка сайта Vesna