Категории:
Сретенск на почтовой открытке

Старинный город Сретенск, как Чита и Нерчинск, стал объектом филокартического интереса в первые годы ХХ в. На протяжении двух десятков лет его облик воспроизвели несколько десятков почтовых открыток, иллюстрируя самые известные и привлекательные архитектурные объекты.

Его панорамные виды вошли в серийные издания, рассказывающие не только о Забайкалье, но и Сибири. Так, популярная серия «Великий Сибирский путь», повествующая о грандиозной трансконтинентальной дороге, включила, например, общий панорамный вид ст. Сретенск. Серия выходила в 1900-х гг., неоднократно переиздавалась в типографии «Товарищества Р. Голике и А. Вильборг» в Санкт-Петербурге.

Ко второй серии общероссийского уровня относится серия «Забайкальская железная дорога», являющаяся проектом известного издателя Д. П. Ефимова (Москва) и неоднократно переиздававшаяся в 1900-е гг. В одном из выпусков под № 29 была напечатана открытка под названием «Зимняя гавань пароходов у реки Шилки близ Сретенска», запечатлевшая зимовку судов в Муравьевском затоне. В другом выпуске одноименной серии имеется открытка «Кокуйский бычок на реке Шилке на 1019 версте» (№ 13) – пейзажная панорама шилкинских видов. То, что сама ст. Сретенск находилась не на основной магистрали, объясняет появление именно видовых открыток данной территории. Так, еще одна «железнодорожная» серия с отсутствующей нумерацией включает сюжет «Окрестности Сретенска. Река Куренга», иллюстрируя очередную природную достопримечательность.

Большой популярностью в первое десятилетие ХХ в. пользовалась неоднократно переиздававшаяся серия «Виды Забайкалья». Первым ее напечатал известный забайкальский общественный деятель А.К. Кузнецов. Среди его фотографических видов можно встретить: «Станица Сретенская на Шилке» (№ 31) – панорамный вид города, снятый с левого берега; «Плашкоут на реке Шилка в Сретенске» (№ 22) – известный вид правобережной пристани; «Подход линии железной дороги к станции Сретенск на реке Шилке» (№ 20); «Долина реки Шилки утесы из красного конгломерата» (№ 19); «Кокуйский бычок на реке Шилке близ Сретенска» (№ 40). Некоторые из них использовались в ефимовских сериях.

Почти одновременно издательство «Акционерного общества Гранберг в Стокгольме» напечатал серию цветных почтовых открыток с аналогичным названием. В ее основу легли уже известные черно-белые снимки, раскрашенные по усмотрению художника. Например, использовался сюжет «На реке Шилке» (№ 11), изображающий плывущий по реке пароход, а также «Усть-Кара на Шилке, от Сретенска в 60 верстах по Шилке. Место каторги» (на самом деле до Усть-Карска 90 км) – популярная панорама данного места.

Кроме того, Сретенск становился объектом интереса местных издателей. В дореволюционный период в разных типографиях страны напечатаны комплекты почтовых отправлений тиражом от 100 до 1000 экземпляров. В серию открыток московского из-дателя Д. П. Ефимова (1904) вошло не менее 20 видов. Аналогичные издания выпустили аптечный магазин О. К. Лаврентьева и Г.М. Афанасьева, магазины В. М. Лукина, Ф. И. Юдина и др. В основу изобразительных сюжетов положены снимки А. К. Кузнецова, сретенского фотографа В. И. Мацкевича и др.

Вышедшие открытки тематически можно разделить три группы: панорамные сюжеты города и окрестностей; конкретные объекты городской среды; природные достопримечательности. Общие виды характеризуют город как панорамный объект, обладающий эффектными перспективами, графически оформленный и зрелищно раскрывающийся с высоких точек осмотра. Чаще всего Сретенск фотографировали в широком формате с вершин окрестных сопок, чтобы дать его пространственное представление. Фотографии второй группы фиксируют и доносят до нас неповторимый колорит старого города: церковь Сретенья Господня, еврейская синагога, разнообразные виды Набережной и Средней улиц, «толкучий рынок», пожарная площадь, здания Сибирского банка, почты, торговые ряды Второва, собственные дома Я. С. Андоверова, И. Е. Шустова и др. К природным можно отнести сюжеты с изображением р. Куренга, зимней Шилки, речных переправ и другие, снятые фотомастерами с любовью и знанием особенностей данной местности.

Большинство рассмотренных серий и отдельных открыток были напечатаны типо-графским способом и имели хорошее полиграфическое качество. Обычно на лицевой стороне указывались название серии и наименование конкретного места или объекта в дореволюционном написании. На некоторых экземплярах слово «Сретенскъ» написано как «Стретенскъ». На обороте указывалось имя издателя и название типографии. В ряде случаев тексты давались на русском и английском языках.

Определяя объекты для фотофиксации, издатели и фотографы прежде всего обращали внимание на хорошо узнаваемые здания, людные местности, пользующиеся неизменным вниманием как самих сретенцев, так и гостей города. Их можно назвать своеобразными визитными карточками Сретенска. Чаще всего на фотооткрытке запечатлен общий вид здания с главного фасада. Важным моментом для использования изображения общественных зданий является их включенность в окружающую городскую застройку и жизнь в городе, то есть присутствие в кадре жителей, занятых повседневными делами. Несмотря на явную неполноту представления о Сретенске в изданных сериях, эти открытки являются самостоятельным информационным источником, раскрывающим особенности повседневной культуры провинциального сибирского города.

По тематике сретенские сюжеты были типичными для видoвыx открыток, издававшихся по всему миру, и включали в себя панорамные изображения, виды главных улиц и площадей, парков и храмов. Главным образом на фото попадали памятники исторического центра города, наиболее известные здания.

В традиционный раздел дореволюционных почтовых открыток относятся так называемые рисованные открытки. Известны два таких сюжета (вероятно, их могло быть больше). На рубеже XIX–XX вв. одним из самых популярных образов фантазийной открытки был дирижабль – символ будущей необыкновенной жизни. Образ широко использовали издатели, не привязывая к конкретной географической точке. В случае со Сретенском таких открыток вышло как минимум две. На одной завис дирижабль над паромной переправой с компанией в корзине. Подпись к изображению «Плашкоут на ходу» перенаправляет к уже известному сюжету из кузнецовской серии «Виды Забайкалья». На другой открытке нарядно одетая пара пролетает над сретенской улицей с расположенным там магазином Ф. И. Юдина, посылая землякам привет. В обоих случаях в воздухе парит один и тот же дирижабль с надписью «Привет из Стретенска шлем из дирижабля», содержащей грамматические ошибки. Подобные иллюстрированные почтовые карточки пользовались большой популярностью у покупателей.

Особый филокартический раздел составляют почтовые отправления с изображением самых известных пароходов, бороздивших шилкинскую волну: «Зея», «Варяг», «Муром», «Благовещенск», «Л. Толстой», «Александр», «Коммерсант», «Ингода», «Пахарь» и др. Забайкальским краеведам хорошо известна местная серия фотооткрыток, запечатлевшая их облик. Это были именно фотоиздания, на оборотной стороне которых указывалось лишь линейно-графическое определение мест для адреса и текста. Некоторые экземпляры были подписаны вручную, указывая в основном на географическую точку нахождения судов. Их издавали небольшими тиражами, поэтому они встречаются значительно реже. Фотооткрытки имели такой же законный статус открытых писем и могли посылаться по почте.

Имеется еще одно уникальное издание – купон почтовой квитанции на денежный перевод. В левой части почтальон уже расписывается за осуществленное действо, а в правой – видна городская панорама со зданиями городской гостиницы «Вокзал» и частного магазина Бирюкова. Именно cо зданий, cтaвшиx неотъемлемой частью городской застройки, начиналось знакомство гостей c достопримечательностями Сретенска.

Представляют интерес фотооткрытки австро-венгерских военнопленных, некоторое время размещавшихся в Сретенске. Оборотные стороны у них выполнены в разном стиле методом штамповки.

В годы Гражданской войны Забайкалье стало перекрестком движения народов из самых разных уголков мира. Эти события привлекли внимание многих стран с точки зрения военного присутствия. В качестве следов пребывания японцев в Забайкалье остались, например, захоронения погибших воинов, а также культурные артефакты. В архивах и фондах разных учреждений и частных лиц имеется несколько десятков открыток с видами забайкальских городов и селений – Читы, Сретенска, Нерчинска, Верхнеудинска, Песчанки и др. Каждая из открыток содержит надпись изображенного объекта на японском и английском языках, что позволяет предположить, что они были выполнены для японских военнослужащих. На серийный характер указывает стилистика оформления лицевой стороны и единообразное оформление оборотной (адресной) стороны (надпись «post card», виньетка вокруг места для марки, надпись на японском языке о почтовом отправлении).

«Сретенская» серия объединяет почти два десятка сюжетов, которую условно можно разделить на две части. К первой относятся открытки, посвященные непосредственно городу. Среди них панорама города, отснятая с левого берега, вид на ледовую переправу верблюдов через Шилку, здание Станичного правления на Соборной площади, казармы офицерского и рядового составов, госпиталь, конюшни, панорама Береговой улицы и др. В ряде случаев это были места расположения японских военных в городе. Вторая часть – хроника пребывания японских войск в городе и его окрестностях. Это, например, прибытие военного руководства в город, сцены построения войск и др.

В обоих случаях съемка производилась в зимнее время. Однако два «сретенских» снимка можно рассматривать как вариации соответствующих дореволюционных открыток о городе (общая панорама и вид Береговой улицы, выполненных в свое время местным фотографом). Остальные были сделаны в момент присутствия японских войск в Сретенске, возможно, сопровождавшим войска фотографом либо работавшим в городе в 1910-х гг. фотографом Амацу, участником Русско-японской войны, разведчиком, проживавшим в Забайкалье [Чащин, 2009, с. 41]. Они скорее документальны и репортажны, чем художественны и иллюстративны.

Можно предположить, что данные артефакты были изданы не типографским способом, а изготовлены, вероятно, в фотоателье, так как открытка имеет традиционный размер, на оборотной стороне надписи произведены принципом штамповки. Также вероятно, что эти издания выходили небольшими тиражами, хотя у коллекционеров встречаются часто. Японские фотооткрытки пересылались по почте наравне с другими видами открытых писем.

Сретенская открытка советского периода ограничивается двумя событиями. Во-первых, в 1960-е гг. вышли несколько фотооткрыток в виде коллажей, традиционных для этого времени. На одном листе собраны несколько видов наиболее известных зданий города. Так, «Привет из Сретенска» (1963) состоит из 12 кадров, рассказывающих о современной городской архитектуре. На фотооткрытке «Сретенск» (вторая половина 1980-х гг.) мы видим панорамные и точечные кадры, посвященные городу. Считается, что такие издания были выполнены сотрудниками редакции местной газеты и, возможно, имели другие виды. Во-вторых, к юбилею района в 2011 г. по заказу администрации муниципального района творческим коллективом в составе Д. Домошонкина, Д. Димова и В. Трухмановой был подготовлен набор открыток. Его отпечатали в типографии газеты «Советское Забайкалье». Фотографии выполнили Д. Димов (6 работ), В. Коновалов, Д. Должиков, О. Корсун. В состав комплекта «Для нас этот край – дорогая земля» вошло 12 сюжетов, рассказывающих не столько о памятных местах Сретенска, сколько об интереснейших природных и социальных объектах в его окрестностях. Каждый сюжет украшает логотип праздника, имеется небольшая историческая справка, а сам комплект сопровождает обращение главы района А. С. Петрова и председателя районного Совета О. Ю. Черенщикова.

Таким образом, «сретенская» тема существует в забайкальской филокартии с начала ХХ в., оставаясь интересной и востребованной по сей день. Одно из главных предназначений почтовой открытки быть документальным источником эпохи наглядно воплотилось в сюжетном разнообразии вышедших здесь почтовых отправлений. Будучи объективным документальным свидетельством исторического характера, открытки обладают сложной природой, одновременно соединяя в себе черты письменных, вещественных и изобразительных источников. Поэтому они способны достоверно реконструировать ушедшие эпохи, события и культурную среду забайкальской жизни – части общероссийского цивилизационного процесса.

Библиографический список

Чащин А. Сретенск. Страницы прошлого. Казачество. Купечество. Военнопленные. Денежные знаки. – Чита: Экспресс-издательство, 2009. – 256 с.

Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 360–364. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края