Спросите любого жителя Нерчинска: давно ли живут на той территории, где стоит город, люди? Кто-то вспомнит XVII в., когда в край пришли русские землепроходцы, кто-то упомянет о тунгусах, которых здесь встретили казаки. Словом, вряд ли современники отнесут начало освоения Забайкалья человеком за пределы тысячелетия.
Между тем то, что люди впервые появились в нашем крае около 100 тыс. лет назад, уже давно доказанный наукой факт. Пока нет свидетельств, что в то далекое время жили они и на территории Нерчинска, но то, что расселились они в этих местах еще во времена каменного века, известно давно. Главное доказательство этому – наличие как в самом Нерчинске, так и в его окрестностях археологических памятников той эпохи. Наиболее известный из них – Каштачная (Каштакская) сопка на южной оконечности улицы Советской. Среди горожан она больше известна под названием «Еврейка», которое возникло из-за расположенных здесь еще с конца позапрошлого века еврейского кладбища и синагоги. Примерно в это же время здесь были найдены и первые следы древнего человека.
Первым их обнаружил основатель Нерчинского музея Алексей Кириллович Кузнецов. Ему удалось собрать здесь 1336 предметов из камня, металлов, кости и глины: каменные основы для изготовления орудий (нуклеусы), снятые с них ножевидные пластины и изделия из них, скребки для выделки кожи, наконечники стрел, ножи, фрагменты глиняной посуды и многое другое. Уже много позже, во второй половине прошлого века, другой ученый, Игорь Иванович Кириллов, смог по этим предметам определить, что впервые люди поселились на Каштачной сопке примерно 6 тыс. лет назад и продолжали жить здесь вплоть до позднего средневековья [Кириллов, 1966, с. 66–68]. В наши дни здесь все еще можно найти некоторые каменные орудия, изготовленные древним человеком, а если очень повезет, то и какие-то изделия из бронзы и железа.
В окрестностях Нерчинска есть и другие места, где встречаются древние артефакты: падь Кирпичная – непосредственно там, где сейчас стоит памятник расстрелянным красногвардейцам; прямо на проселочной дороге между селами Калинино и Шивки; на подъеме к селу Макеевка, больше известному горожанам под названием «Куба».
Нерчинские старожилы упоминали, что на том месте, где сейчас расположен самый центр города, в начале XIX в. можно было увидеть оградки из вертикально поставленных каменных плит. Археологи называют такие объекты плиточными могилами и относят их сооружение к периоду бронзового века. Строительство города не пощадило древние памятники, но подобные им сохранились в нескольких километрах выше по течению Нерчи. В пади Гожалка они расположены в двух местах группами погребений, которые ученые называют могильниками. Вблизи самого большого погребения, к восток-юго-востоку от надмогильного сооружения лежала каменная стела (сэргэ). После расчистки было выявлено все сооружение. Камень оказался расколотым на две части. Очевидно, первоначально он был установлен вертикально и обложен с западной, южной и восточной сторон окатанными камнями. Выкладка имела размеры 180 х 160 см. Среди камней встречались фрагменты керамики и раковин речного моллюска, зубы лошади. Стела оформлена в виде стилизованного антропоморфного изображения с четко профилированной головой и геометрическими штрихами в средней части. Изображение выполнено в технике выбивки. Геометрическими линиями обозначены два пояса с подвешанными к ним снизу кинжалом со стилизованным навершием рукояти и П-образным предметом на верхнем поясе. В верхней плоскости камень имеет тамгообразное изображение (возможно, серьга) в виде кольца со свисающим вниз сужающимся отростком. Немного выше над кольцом просматривается слабо заметное изображение в профиль: выделены низкосклоненная морда, крупное ухо и силуэт туловища малорослой лошадки забайкальско-монгольского типа. С левой стороны едва видно изображение лука и футляра для него (горита) [Кириллов, Литвинцев, 2006, с. 30]. Сейчас этот камень представлен в экспозиции Нерчинского музея.
А еще чуть дальше к северу от Нерчинска, близ села Левые Кумаки, в пади Ламинской, в середине 1980-х гг. был найден необычный археологический памятник эпохи бронзы. Помимо традиционных погребений ученым удалось исследовать здесь большой ритуальный комплекс, где было принесено в жертву духам множество животных и несколько человек. Их количество поражает. Даже уцелевших черепов – более 150, а с учетом раздавленных и фрагментированных они количественно превышают 200 единиц. Столько животных обычно приносили в жертву только при стечении огромного количества народа в период проведения крупного родового праздника. Возможно, это был праздник Надом. Он совпадал с окончанием весенне-летнего сезона и его основной функцией, по мнению ученых, являлось единение людей друг с другом и с духами, охраняющими родовую территорию. Во время проведения Надома после жертвоприношения и пиршества начинались состязания, проходившие у подножия горы. По-видимому, на Ламинском комплексе ученые столкнулись с местом проведения именно такого праздника, а элементы ритуала жертвоприношения являются дополнительным доказательством этому [Там же, с. 28]. Такие памятники прошлого встречаются очень редко, а значит, берега Нерчи когда-то особо почитались.
Жили люди на территории Нерчинска и в более позднее время, когда им уже были знакомы свойства железа, и большинство бытовых, охотничьих и военных орудий изготавливалось именно из этого металла. К югу от Каштачной сопки, на горе, возвышающейся над руинами бывшего хлебозавода, сохранились остатки средневекового городища. Сегодня его можно определить по сохранившимся валу и рву, когда-то огораживавшим этот поселок по квадрату, длина каждой из сторон которого 25 м. Учеными были предприняты небольшие раскопки территории городища. Наиболее результативным оказался шурф, заложенный в центральной его части, с небольшим отклонением к юго-востоку. Здесь под дерновым слоем на глубине 20 см была зафиксирована выкладка из небольших по размеру камней галек. Все камни были уложены плотно друг к другу и имели следы воздействия огня. Кладка уходила за пределы шурфа, поэтому о точном ее назначении судить пока трудно. Вполне вероятно, что здесь была зафиксирована часть кановой системы отопления жилища, при которой для обогрева помещения используется дым, пропущенный под полом. К сожалению, больше никаких находок на городище обнаружено не было, за исключением галечного желвака со следами первичной обработки. Скорее всего, он попал сюда случайно, возможно, был принесен вместе с другими камнями с близлежащей стоянки [Литвинцев, 2006, с. 47].
К югу от городища, в непосредственной близости от него, в небольшой ложбинке, был обнаружен могильник, который можно датировать второй половиной первого тысячелетия нашей эры. Точно количество погребений в нем определить трудно, так как на поверхности они практически не отличаются от скальных выходов. Наиболее выразительной оказалась кладка погребения № 1, хотя она и была потревожена оврагом. Округлой формы, диаметром полтора метра, она была выложена в один слой мелкими камнями. Практически сразу под кладкой в небольшой подовальной могильной яме, врезанной в скальный грунт, были обнаружены остатки костяка человека, который лежал в скорченном положении, на правом боку, головой на юго-восток. Погребение было потревожено крупным грызуном, поэтому правая рука оказалась за головой, некоторые мелкие кости и вещи были сдвинуты со своих мест. Вероятнее всего, здесь была похоронена женщина, поскольку в основном были найдены предметы украшения: ожерелье из округлых халцедоновых и сердоликовых бусин, граненых стеклянных бусин синего цвета и мелких подвесок из ракушечника. Голову покойной украшала шапочка, имевшая ободок из ромбовидных орнаментированных бронзовых нашивок и небольшой кожаный ремешок, украшенный бронзовыми «скобками-обоймицами». Кроме того, в районе черепа найдены две фигурные серьги, на кисти левой руки – «перстень», в ногах – крупные пуговицы. Все эти предметы также были выполнены из бронзы. В норе грызуна, выделявшейся черным пятном, обнаружены фрагменты железного ножа. По всем признакам данное погребение относится к Дарасунской археологической культуре Восточного Забайкалья. Два других погребения из раскопанных в пади Кирпичной значительно отличались от первого. В одном погребении был обнаружен костяк мужчины в вытянутом положении на спине, головой на запад – северо-запад. Вместе с ним были обнаружены лишь фрагменты железа и небольшой, грубо вылепленный и плохо обожженный глиняный сосуд коричневого цвета. В другом погребении удалось зафиксировать лишь череп ребенка, несколько ребер и черный глиняный сосуд. Сохранность костяков в обоих случаях плохая, могильные ямы, врезанные в щебень скалы, неглубокие [Там же, с. 47–48].
Незадолго до прихода в Забайкалье русских казаков по долине Нерчи кочевали тунгусские племена. Считается, что это были их исконные земли. Один из археологических памятников, оставленный этим народом, сохранился в пади Безымянной, посреди тайги Борщовочного хребта, примерно в 2,5 км к юго-западу от развилки трассы Калинино – Савватеево – Приисковая. Это целый комплекс из 16 выложенных из камня «ящиков», преимущественно подпрямоугольной формы, размерами 2,5–3 на 4 м, 4 на 5 м, высотой от современной дневной поверхности до 1 м. Кладки сделаны из крупных валунов, плотно подогнанных друг к другу. Все стенки сооружений ровные, сложены под прямым углом по отношению друг к другу. Самое большое (центральное) сооружение имеет неправильную Т-образную форму и длину 15 м, выступ – 4 м. Часть сооружений разрушена, что, однако, не мешает выявить их первоначальную форму.
Подобные сооружения известны в северо-восточных районах Забайкальского края (в частности, в Сретенском, Чернышевском и Могочинском). В каждом случае они расположены в тайге близ скальных выступов и ручьев. Вероятнее всего, такие места для тунгусов были священными и служили для жертвоприношений. Пока это только гипотеза, но от охотников и старожилов ученые неоднократно слышали подобные суждения.
Итак, еще задолго до прихода русских на землях современного Нерчинска кипела бурная жизнь, и археологам пока удалось раскрыть лишь малые ее фрагменты.
Библиографический список
Кириллов И. И. Древняя стоянка у озера Каштак (по неопубликованным материалам А. К. Кузнецова) // Проблемы краеведения. Материалы ко II Забайкальской краевой конф. – Чита: Изд-во Заб. фил. Геогр. о-ва СССР, 1966. – Вып. 2. – С. 66–69; Кириллов О. И., Литвинцев А. Ю. Исследование памятников 1-го тысячелетия до н. э. в долине реки Нерчи // Зап. Нерчинского краеведческого музея. – Нерчинск: Тип. МУ «Редакция газеты «“Нерчинская Звезда?», 2006. – Вып. 2. – С. 8–35; Литвинцев А. Ю. Комплекс археологических памятников в пади Кирпичной // Зап. Нерчинского краеведческого музея. – Нерчинск: Типография МУ «Редакция газеты “Нерчинская звезда?», 2006. – Вып. 2. – С. 46–48.
Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 325–329. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna