К моменту революционных событий 1917 г. в станице Сретенской было пять православных храмов. Сведений о них до сегодняшнего дня дошло немного, в основном их можно почерпнуть в клировых ведомостях, хранящихся в фондах Государственного архива Забайкальского края.
Из этих документов мы узнаем и о главном храме Сретенска – церкви во имя Сретения Господня [ГАЗК, ф. 8, оп. 2, д. 93].
Согласно этим документам, первая деревянная одноэтажная Сретенская церковь была сооружена на средства прихожан. Год ее постройки установить не удалось, поскольку она впоследствии сгорела вместе со всеми своими архивами. Вместо нее в 1731 г. была заложена, а в 1734 г. освящена новая деревянная же церковь. К 1790-м гг. она обветшала и с разрешения епископа Иркутского и Нерчинского Вениамина была разобрана и использована на топку печей новой каменной церкви.
Одноэтажный каменный храм был заложен по благословлению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила в 1788 г. Приделов в нем было три: главный центральный во имя Сретения Господня, слева – во имя Николая Чудотворца, справа – во имя иконы Казанской Божией Матери. Архитектором его был протоиерей Кирилл Суханов, а строителем выступил заводской крестьянин Илья Куликов. 7 июля 1793 г. протоиерей Иоанн Кабанов освятил правый придел во имя Явления Божией Матери, именуемой Казанской. 3 июля 1794 г. левый придел во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского освятил протоиерей Кирилл Суханов. Главный придел во имя Сретения Господня освящен 28 июля 1803 г. тем же протоиереем Иоанном Кабановым.
Первоначально церковь была покрыта тесом, который в 1873 г. дополнили железом, выкрашенным масляной краской. В этом же году на куполах деревянные кресты заменили железными с позолотой, а стены церкви как снаружи, так и внутри выбелили известью (впоследствии внутренние стены покрасили). Тогда же справа от входа церковной ограды было размещено отдельное строение для сторожей, ранее находившееся с левой стороны от паперти. В 1880 г. выстроена новая ограда с балясником, такими же воротами и двумя калитками с северной и южной сторон. Кроме того, появилась ограда для сада с двумя створчатыми воротами. Деревянные элементы ограды были выкрашены зеленой краской, а фундамент и столбы – белилами. В 1887 г. на средства благотворителей – урядника Николая Афанасьевича Беломестнова и казака Виссариона Ивановича Шайдурова – в Никольском и Казанском приделах, а в 1889 г. в Сретенском приделе были установлены новые резные с позолотой иконостасы. В том же 1889 г. в левом углу ограды от входа в храм построено помещение для архивных дел, библиотеки и канцелярских занятий. В 1890-е гг. у церкви появилась новая кирпичная оштукатуренная ограда с железными решетками.
Собственной земли и домов церковь не имела, пользовалась отрезом сенокосной земли от прихожан, общественными и наемными домами для священнослужителей. При Сретенской церкви с 1894 г. находилась 2-классная церковно-приходская школа, построенная на средства купца и мецената И. Е. Шустова. В ней ежегодно обучалось около 80 мальчиков и 40 девочек.
По легенде, в Сретенской церкви хранилась чудотворная икона Знамения Божией Матери «Слово Плоть Бысть», принесенная сюда в конце XVII в. из разрушенного Албазинского острога. Эта икона в 1854 г. сопровождала первый амурский сплав флотилии генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, а 20 июня 1868 г. по многочисленным просьбам прихожан торжественно передана вновь назначенному на кафедру Камчатской епархии епископу Вениамину для возвращения в Приамурье [Иркутские епархиальные ведомости. – 1868. – № 19, 28].
В начале 1930-х гг. Сретенская церковь была закрыта и впоследствии разрушена. На ее месте установлен памятник Ленину, устроен парк культуры и отдыха с аттракционами, летним кинотеатром, танцевальной площадкой и музеем. Находящийся при церкви некрополь, где были погребены священники и выдающиеся жители города, сровняли с землей, осталась могила командира 7-го кавалерийского полка Ф.А. Погодаева, похороненного в 1920 г.
К Сретенской церкви была приписана каменная, с такой же колокольней, кладбищенская однопридельная церковь во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия, построенная на средства казаков Сретенской станицы и освященная 7 сентября 1890 г. епископом Селенгинским Макарием [ГАЗК, ф. 8, оп. 2, д. 98]. Как и все храмы, в 1930-е гг. она была закрыта, но избежала участи разрушения, и в 1946 г. по настоянию верующих вновь стала действующей. Однако в 1962 г. под предлогом аварийного состояния ее вновь закрыли, а все церковное имущество в 1968 г. передали в Свято-Воскресенский храм Читы, где оно находится и по сей день. В 1992 г. образовался новый приход, через четыре года начались восстановительные работы, и в 1999 г. церковь вновь была освящена епископом Читинским и Забайкальским Иннокентием (Васильевым). Сегодня она является единственным действующим храмом Сретенска.
Второй приписной церковью стала деревянная Николаевская церковь. Она была построена на средства нерчинского купца 1-й гильдии Я. С. Андоверова в 1902 г. в восточной части города на территории кожевенного завода, освящена 9 мая того же года во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского благочинным протоиереем Николаем Пляскиным и священниками Александром Костровым и Ильей Бенкогеновым в память коронования Их Императорских Величеств по благословению Преосвященного Мефодия, епископа Забайкальского и Нерчинского [ГАЗК, ф. 8, оп. 1, д. 1396, л. 1–7]. При церкви работала церковно-приходская 2-классная школа-училище с 5-летним сроком обучения, которая содержалась на средства Я. С. Андоверова. После революции эта церковь была закрыта одной из первых. 24 августа 1923 г. должна была состояться передача имущества государству, однако дальнейшая судьба его неизвестна, а на месте самой церкви образовался пустырь.
В 1910 г. в Сретенске появилась четвертая церковь – во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Эта деревянная однопрестольная церковь была построена на территории переселенческого пункта Забайкальской епархии и содержалась на средства Переселенческого управления [ГАЗК, ф. 8, оп. 2, д. 110]. При церкви имелась церковно-приходская школа – приют для детей колонистов. Просуществовала церковь недолго: в 1920-х гг. была разрушена.
В октябре 1899 г. наказным атаманом Забайкальского казачьего войска Е.О. Мациевским был отведен войсковой участок земли около Шелопугинской войсковой больницы в районе южных ворот бывшего Сретенского гарнизона для постройки войскового храма Стретенского резервного батальона во имя Святого Иннокентия. Закладка и освящение места для храма завершены благочинным протоиереем Милетием Прянишниковым 26 ноября 1899 г. [ГАЗК, ф. 8, оп. 1, д. 1361]. За образец постройки взят стандартный проект церкви на 600 человек [Атлас…, 1899, с. 31]. Построили ли именно такой храм, достоверных сведений нет. Возможно, его строительство было приостановлено или отложено из-за Русско-китайской (1900–1901) и Русско-японской (1904–1905) войн. Но в то же время есть сведения, что «10 мая 1902 г. всенощное бдение Его Преосвященство Епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий служил в церкви Стретенского Резервного батальона» [Забайкальские епархиальные ведомости. – 1902. – № 11; ГАЗК, ф. 8, оп. 2, д. 102, л. 5]. Имеется также и свидетельство, что 1 июля 1907 г. казаки и прихожане Сретенской церкви обратились с прошением о постройке нового каменного храма во имя Святого Иннокентия, первого епископа Иркутского Чудотворца на месте закладки церкви для резервного батальона, а через две недели указом Консистории было дано разрешение на это строительство [ГАЗК, ф. 8, оп. 1, д. 1488, л. 1–3]. Каменная церковь с колокольней построена в 1910 г. и просуществовала до 1923 г. После закрытия «церковная утварь гарнизонной церкви должна была быть отправлена в Читу, но Уездный комитет помощи голодающим в апреле все ценные вещи продал Сретенскому рабочему клубу по очень низкой цене, а тем более в кредит на сумму 266 р. 50 к.» [Чащин, 2009, с. 59].
Православные традиции в Сретенске возрождаются, современный приход насчитывает около 30 человек, и действующий храм во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия не пустует во время служб. Постепенно восстанавливаются старые и строятся новые храмы и в пгт Кокуй, пос. Усть-Карск, сс. Алия, Ломы.
Библиографический список
Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях. – М.: Синодальная типография, 1899. – 54 с.; Забайкальские епархиальные ведомости. – 1902. – № 11; Иркутские епархиальные ведомости. – 1868. – № 19, 28; Чащин А. Сретенск. Страницы прошлого. Казачество. Купечество. Военнопленные. Денежные знаки. – Чита: Экспресс-издательство, 2009. – 256 с.
Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 74–77. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»).
Верстка сайта Vesna