Категории:
Свет просвещения

В конце XIX в. в Нерчинске было несколько учебных заведений: уездное училище, четыре приходских училища и женская прогимназия. В 1868 г. благодаря помощи купцов Н. Д. Бутина и М.Д. Бутина открылось женское училище второго разряда (в будущем Софийская женская гимназия), в 1872 г. – Воскресенское училище (попечитель и блюститель А. И. Рыжиков), в 1881 г. – Троицкое училище (блюститель купец А. О. Мысловский), в 1888 г. – Михайловское училище (названо в честь блюстителя М. М. Зензинова), в 1893 г. – Николаевское училище (открыто по инициативе Общества попечения о начальном образовании в Нерчинске).

Тяга к образованию у нерчинских жителей была так высока, что число учащихся в учебных заведениях превышало норму. С 1884 г. инспектором народных училищ являлся Анатолий Николаевич Малевич, бывший учитель истории, русского языка и литературы уездного училища. В приходских училищах работало, как правило, по два учителя. Учебная программа включала Закон Божий, церковное пение, русский язык, чистописание, рисование, арифметику, геометрию. В здании Михайловского училища для всех учеников организовывались литературные вечера.

Большую помощь в обеспечении училищ пособиями и книгами, в организации учебного процесса в целом оказывали представители местной интеллигенции, купечества, а также Общество попечения о начальном образовании. Значительные пожертвования поступали от купцов И. И. Сибирякова, А. О. Мысловского, Н.П. Колобовникова, потомственного почетного гражданина И. Ф. Голдобина, начальника городской управы И. П. Бобылева.

Огромный вклад в развитие народного просвещения внес нерчинский первой гильдии купец М. Д. Бутин. В 1871 г. на его средства открылась музыкальная школа (руководитель М. А. Мауриц). Школа предназначалась только для мальчиков и была бесплатной, в ней обучались от 37 до 66 человек. Ученикам преподавали песнопение, учили игре на инструментах. Школа стала заметным явлением в образовательной и культурной жизни города. После смерти М. А. Маурица в 1879 г. закрылась.

Доходы учебных заведений формировались за счет казны, пожертвований частных лиц и городских обществ. Однако финансирование было недостаточным. На пополнение библиотек, приобретение новых учебных пособий средств не хватало. Здания училищ были слишком малы, чтобы вместить всех желающих, к тому же нуждались в ремонте. Так, из 700 детей, проживавших в Нерчинске в 1899 г., училища посещали лишь 300, в основном это были мальчики [Баркин, 1995, с. 108].

Положительные изменения в народном просвещении стали происходить в начале XX в. К шести имевшимся училищам, находившимся в ведомстве Министерства народного просвещения, прибавились начальное училище им. Е. Н. Эповой, женское училище им. Н. В. Гоголя, 6-е и 7-е женские училища. В 1901 г. старейшее в Нерчинске уездное училище было преобразовано в трехклассное, в 1910 г. – в четырехклассное, в 1914-м – в высшее начальное. За отличную учебу и хорошее поведение ученики удостаивались стипендий: именных – Г. М. Юринского, протоиерея П. Р. Затопляева, Н. М. и К.А. Бути-ных, О. С. Мещерина, Н. И. Переломова, Р. П. Василенко (инспектор училищ Восточной Сибири), В. О. Лидермана; кружка любителей музыки и литературы; в память 250-летия Нерчинска, 300-летия дома Романовых и Георгиевских имени Николая II кавалеров.

В 1904 г. открылась воскресная школа, преподавали учителя приходских училищ, обучались в основном девочки из малообеспеченных семей (около 90 %). «Воскресная школа, – писал А.А. Зензинов, – при минимальных затратах давала блестящие результаты» [Зензинов-Фучан, 1910, л. 78]. В связи с осадным положением из Владивостока в Нерчинск в январе 1905 г. перевели мужскую гимназию, которая разместилась в каменном доме купца Ф. И. Рифа. В сентябре 1905 г., когда военная угроза миновала, учителя и учащиеся гимназии (150 человек) вместе с семьями вернулись во Владивосток.

В 1890 г. в Нерчинске по инициативе чиновника городской Управы и частного поверенного М. Ф. Суровцева организуется Общество попечения о начальном образовании с собственным уставом, в котором были сформулированы его цели, задачи и структура [Устав…, 1891]. Первоначально членами Общества стало 97 человек. Был избран совет в составе председателя, товарища председателя, пяти членов и пяти кандидатов. Совет должен был работать на безвозмездной основе. Первые взносы поступили от мещанского общества и городской Думы. Члены Общества М. Ф. Суровцев и Г.А. Стуков находились в составе делегации, которую принял 14 июня 1891 г. наследник цесаревич Николай во время визита в Нерчинск [Отчет Общества…, 1892]. Впоследствии ежегодно в этот день совет Общества организовывал детский праздник с играми и угощениями. В 1891–1892 гг. сумма членских взносов составила 1767 рублей. В 1893 г. около 1000 человек пожертвовали Обществу попечения на приобретение одежды, организацию детского праздника, лотереи аллегри.

В 1893 г. Общество попечения о начальном образовании открыло 4-е приходское училище и взяло на себя все расходы по его содержанию. Общество ежегодно оказывало помощь нуждающимся ученикам в приобретении одежды и обуви, в 1894 г. приняло участие в подписке на так называемый «волшебный фонарь». Акция под таким названием была необходима для проведения народных чтений, чтобы «отвлечь народ от праздного препровождения времени и разгула, вредно влияющего на взрослое население города и положительно развращающего молодое поколение» [Отчет Общества..., 1894].

Совет Общества стремился найти источники дохода, которые приносили бы больше материальных средств. С этой целью в 1903 г. был открыт склад земледельческих орудий, выписываемых из Читы для продажи жителям города. Собирали пожертвования и посредством установки кружек в государственных и общественных учреждениях (так называемые кружечные сборы).

В 1904 г. Общество попечения о начальном образовании открыло воскресную школу. Спустя год, в 1905-м, благодаря ему и помощи купца А. О. Мысловского удалось собрать средства на строительство нового здания для приходского училища. В качестве благодарности Мысловскому совет Общества постановил присвоить училищу его имя и поместить в здании его портрет. Почетным блюстителем училища стал горный инженер П. Ф. Степанов. Благодаря его пожертвованиям училище располагало необходимыми учебными пособиями и имело хорошую библиотеку.

Общество организовывало и проводило праздники, лотереи, народные чтения. Так, в 1908 г. по инициативе Д. С. Шиловой, Е. А. Зост, Е. С. Путиловой прошел цветочный праздник (поступило 1206 рублей), члены кружка любителей музыки и литературы проводили спектакли, сборы от которых также шли на нужды Общества [Отчет Общества…, 1911]. Каждый год на Рождество для учеников приходских училищ устраивались елки. Благодаря деятельности Общества попечения о начальном образовании многие малоимущие дети могли учиться, в Нерчинске развивалось не только начальное, но и среднее и профессиональное образование.

Особой телеграммой на имя императора Николая II 8 ноября 1903 г. граждане Нерчинска ходатайствовали о скорейшем открытии реального училища в память о 250-летии города. На эти цели к 1905 г. они собрали 60 тыс. рублей. Кроме того, для училища планировалось выделить усадьбу с двумя домами. Однако открыть это учебное заведение удалось только после окончания войны с Японией – 1 октября 1906 г. До 1917 г. состоялось шесть выпусков учащихся. Первоначально училище размещалось в особняке купца Верхотурова, а с сентября 1908 г. – в зданиях, завещанных Нерчинску золотопромышленником М. Д. Бутиным. Училище содержалось на общественные средства и пособие государственного казначейства в размере 3 тыс. рублей, с 1908 г. – за счет казны. Первым директором был П.Н. Рябинин. В этом учебном заведении работали 18 преподавателей, 14 из них имели педагогическое образование, обучались дети от 10 лет и старше, были и юноши до 21 года, количество учащихся составляло от 200 до 300 человек.

Реальное училище ориентировало на получение среднего образования и, следовательно, давало возможность выпускникам продолжить образование в высших учебных заведениях. Учебная программа в отличие от гимназии была направлена на изучение предметов естественно-математического цикла, поэтому имелись химическая лаборатория, физический кабинет, кабинет по естествознанию, рисовальный класс. Оснащенность кабинетов позволяла проводить учебные опыты и обеспечивала наглядное обучение. В рекреационном зале совершалась общая утренняя молитва, устраивались чтения, публичные заседания. Училище имело большую библиотеку – 11 129 книг. Помимо этого М. Д. Бутин завещал училищу 8979 книг. Библиотека выписывала 29 наименований журналов и газет, в том числе 2 иностранных журнала. Особой известностью пользовался созданный в училище оркестр балалаечников, в котором числилось 30–40 учеников. Их силами в благотворительных целях организовывались спектакли, концерты, вырученные деньги шли на оплату обучения бедных учеников.

В 1912 г. было принято правительственное решение о выделении средств на организацию Нерчинской сельскохозяйственной школы. 21 октября 1913 г. в день восшествия на престол Николая II состоялось ее открытие. По ходатайству Общества попечения о начальном образовании заведению присвоили имя императора Николая II. Средства на ее устройство, помимо правительственных, поступили от областной администрации, собрания уполномоченных, городской администрации, мещанского общества, Общества попечения о начальном образовании. Следует отметить, что созданию Нерчинской сельскохозяйственной школы содействовали краевед, общественный деятель А.К. Кузнецов и чиновник, золотопромышленник, меценат А.Л. Шанявский [Константинова, 2011, с. 37]. Под школу город выделил участок земли в 300 десятин [ГАЗК, ф. 52, оп. 3, д. 3428, л. 5–6].

В первый год своего существования школа размещалась в арендованных помещениях. В 1912–1914 гг. были построены главный корпус с интернатом и квартирами для воспитателя, управляющего, дом для рабочих, помещения для содержания скота, баня, амбар для припасов [Там же, л. 15]. С 1915 г. началось сооружение еще девяти зданий, в которых нуждалась школа, – погреба-ледника, квартир для учителей, сарая для хранения сельскохозяйственного инвентаря, мастерских по столярному и слесарному производству, молотильного сарая, омшаника, теплиц.

Сельскохозяйственная школа, рассчитанная на 60 учащихся, до 1915 г. полностью не была укомплектована. В нее принимались представители всех сословий, в основном это были дети из бедных семей (крестьян, казаков, мещан) или сироты. Так, в 1913 г. здесь обучалось 15 мальчиков, в 1915 г. – 29.

Курс обучения продолжался три года и состоял из трех классов. Теоретический курс включал все предметы приходских училищ и ряд специальных дисциплин: Закон Божий, русский язык и чистописание, арифметику, геометрию с черчением и землемерием, русскую историю, ботанику, зоологию, физику, химию. Также проводилась допризывная подготовка. Большое значение уделялось практическому обучению юношества, которое включало занятия по земледелию, скотоводству, огородничеству, пчеловодству, кузнечно-слесарному, столярному мастерству. Эти занятия проводились в период с 15 апреля по 15 октября. Первое время ученики занимались только в столярной мастерской.

Уже к 1915 г. в школе получили развитие полеводство с луговодством, племенное животноводство, огородничество, декоративное садоводство и пчеловодство. Имелось 25 семей пчел. Под полеводство выделили около 30 десятин земли, на которых практиковался четырехпольный и шестипольный севооборот. На четырех десятинах земли организовали опытное поле. При школе существовал питомник йоркширов, пункт для разведения крупного рогатого скота. В 1916 г. в хозяйстве школы насчитывалось десять чистокровных коров симментальской породы, вывезенных из Европейской России, четыре местных телки, две пары заанненских коз, семь свиней и два борова чистокровных йоркширов [Там же, л. 6]. Хорошие результаты давало огородничество, культивировались все употребляемые овощи.

В 1918 г. предполагалось открыть питомник для выращивания огородных семян.

В школе имелся необходимый инвентарь для проведения практических занятий и опытов [Там же, л. 5–5 об.]; для занятия пчеловодством, вплоть до машин для изготовления искусственной вощины; машины для переработки молока в масло и проведения анализа молока. На содержание школы выделялось около 81 114 рублей [ГАЗК, ф. 82, оп. 2, д. 78, л. 53]. Средства формировались из ежемесячного пособия государственного казначейства, департамента земледелия и сельскохозяйственной промышленности; из сумм, выделенных Нерчинской городской Думой, мещанским обществом и Обществом попечения о начальном образовании; доходов, полученных от продажи продукции фермы (мед, искусственная вощина, ячмень, молочные продукты, мясо и др.), мастерских; пожертвований частных лиц.

Преподавательский коллектив школы состоял из управляющего, учителя общеобразовательных предметов и двух учителей специальных предметов. Многие педагоги, окончив реальные и сельскохозяйственные училища, специально приезжали в Нерчинск для работы в школе. Государство создавало стимул для привлечения педагогов из Европейской России, предоставляя им подъемные в размере годового жалованья. Обстановка в домах педагогов выглядела просто – обеденный стол, этажерки для книг, комод. Как правило, учителя сами покупали необходимую мебель для квартир. Из кладовой школы им выдавали некоторые продукты – мясо, пшеничную и ржаную муку и т. д.

Положение школы ухудшилось в годы революции 1917 г. и Гражданской войны. Так, в протоколах комиссии по ревизии школы за 1918 г. указывалась неукомплектованность школы персоналом [Там же, д. 147, л. 7]. Учебное заведение находилось в крайне затруднительном положении. В докладе А. И. Кольчугина (управляющий школой) отмечалось: «...Теперь школа дошла до такого состояния, что продолжать ее прежнюю деятельность является нерациональным». Решение проблем виделось в преобразовании учебного заведения в среднее сельскохозяйственное училище, что в сложившихся условиях было крайне трудно осуществить. В 1918 г. по решению спецкомиссии низшая сельскохозяйственная школа была преобразована в среднее пятилетнее сельскохозяйственное училище и переведена в Читу [Константинова, 2011, с. 37].

Следует заметить, что на всей территории Забайкалья Нерчинская низшая сельскохозяйственная школа являлась единственным учебным заведением подобного типа [ГАЗК, ф. 82, оп. 3, д. 15, л. 8]. Причиной этого была нехватка финансов, что не позволило открыть большее количество сельскохозяйственных учебных заведений, хотя сельское хозяйство в них крайне нуждалось. В связи с этим деятельность Нерчинской сельскохозяйственной школы, несомненно, имела особое значение для такой громадной территории, как область. В настоящее время в здании училища размещается средняя общеобразовательная школа с. Заречное.

После Февральской революции 1917 г., когда в сфере народного просвещения начались демократические преобразования, функции педагогического совета перешли к школьному совету. В его состав, кроме преподавателей училища, представителей Нерчинской городской Думы и родительского комитета, вошли учащиеся старших классов.

Под влиянием анархических идей возникло понятие «свободная школа». Так, воспитанники реального училища разработали правила автономии для учеников старших классов, основные пункты которых заключались в следующем: бесконтрольное посещение учениками уроков, отмена ежедневных опросов и сдачи по третям пройденного курса. Все это отрицательно сказалось на учебном процессе и качестве образования. Уже в ноябре «отношения между учащимися и преподавателями сделались настолько ненормальными, а отношение воспитанника к учению таким равнодушно-небрежным, что преподаватели отказались давать уроки в 7 классе, и занятия были прерваны на восемь дней» [ГАЗК, ф. 4, оп. 5, д. 94, л. 8]. Нестабильность в общественной жизни (установление Советской власти в Петрограде, разгон Учредительного собрания) привела в начале 1918 г. к тому, что резко снизилась дисциплина и успеваемость учащихся. В протоколах заседаний школьного совета реального училища за 1918 г. отмечается, что «случаи пьянства и безобразий в Нерчинском общественном собрании за последнее время стали обычным явлением, в числе прочих посетителей собрания, к сожалению и учащиеся реального училища» [Там же, д. 105, л. 2 об.].

В феврале 1918 г. после установления в Нерчинске Советской власти началась чистка училищных библиотек. Новая власть считала, что «по своему подбору и характеру они не только не отвечали своему назначению, но и благодаря содержанию в себе монархической литературы во всех отношениях обесценивались» [Там же, д. 94, л. 5]. Как и в других учебных заведениях, неспокойной стала обстановка среди педагогов. Председатель Нерчинского совета обвинил преподавателей реального училища О. Н. Попова и П.И. Затопляева в контрреволюционной пропаганде и предупредил их о мерах, которые могли быть предприняты по отношению к ним. В высшем начальном училище «бесчинства и своевластие учеников старших классов вынудили школьный совет прекратить занятия в марте 1918 г.» [Там же, д. 195, л. 3 об.].

В период белой государственности (1918–1920) образовательные учреждения испытывали острую нехватку учителей. Многие преподаватели были призваны на военную службу (В.Е. Рыжиков, К. Я. Бутин, В. А. Архипов и др.). Частично эта проблема решалась путем привлечения беженцев из европейской части России. Преподаватели подолгу оставались без жалованья. В 1919 г. при Софийской гимназии с целью обеспечения семей учителей хлебом и картофелем создан сельскохозяйственный учительский кооператив [ГАЗК, ф. 4, оп. 6, д. 33, л. 9]. Многие ученики были вынуждены оставлять учебные заведения, чтобы помогать содержать семью. В связи с этим, а также из-за общей нехватки средств некоторые училища вынуждены были завершать учебный год уже в апреле.

В 1921 г. в связи с принятием «Положения о единой школе в Дальневосточной республике» старую общеобразовательную систему сменила советская система образования. Вместе с другими учебными заведениями Нерчинское реальное училище было упразднено.

Библиографический список

Баркин Г. А. Развитие начальной и средней школы Забайкалья (2-я половина XIX – начало XX вв.) // Проблема комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья. – Чита, 1995. – С. 106–109; Зензинов-Фучан А. А. Отчет городского самоуправления за 1910 г. // Забайкальская новь. – 1910. – 30 нояб.; Константинова Т. А. Нерчинская сельскохозяйственная школа им. императора Николая II // Малая энциклопедия Забайкалья: Наука и образование: в 2 ч. Ч. 2: Н–Я. – Новосибирск: Наука, 2011. – 590 с.; Отчет Общества попечения о начальном образовании за 1891. – Нерчинск, 1892. – 44 с.; Отчет Общества попечения о начальном образовании за 1893. – Нерчинск, 1894; Отчет Общества попечения о начальном образовании за 1908, 1909 и 1910. – Нерчинск, 1911. – 64 с.; Устав Общества попечения о начальном образовании. – Нерчинск, 1891. – 18 с.

Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 123–132. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края