Категории:
Сретенская таможня

СРЕТЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ. В 1899 образован временный таможенный надзор с целью организации таможенного контроля товаров, преимущественно чая, поступавших водным путем из портов Д. Вост. России – Николаевска-на-Амуре и Владивостока. Располагался на р. Шилка, судоходном притоке Амура, в районе ж.-д. ст. Сретенск, к-рая в этот период являлась конечным пунктом Транссибирской магистрали. Режим порто-франко для Владивостока, других портов, расположенных до устья Амура, и безналоговый статус 50-верстной полосы вдоль границы с Китаем использовался контрабандистами для ввоза в Россию нелегальных товаров. Главной задачей таможенного надзора, а позднее таможни в Сретенске, стали выявление и конфискация или обложение пошлиной незаконно ввезенного чая (байхового, кирпичного, плиточного). В случае использования для перевозки нелегального товара лошадей они изымались вместе со сбруей и подводами. Таможня 1-го класса 2-го разряда учреждена резолюцией Николая II, наложенной на решение Гос. Совета 15.4.1900. Временные правила, к-рыми должны были руководствоваться служащие таможни, утверждены министром финансов в 1901. Трансформация от таможенного надзора до таможни в Сретенске заняла ок. 1 года. Деятельность таможенного надзора в этот период не приостанавливалась. Управляющий – надворный советник, чиновник 7-го класса, имевший личное дворянство Н. А. Рутовский. Руководящими документами служили таможенный устав и тариф, а также правила, установленные для таможенных учреждений Европ. России. Таможня являлась внутрен¬ней, располагалась в 170 верстах от границы с Китаем. Для размещения таможни у купца Исаева-Добисова арендованы здание и 2 пакгауза для хранения и досмотра товаров. Штат состоял из 32 чел., включая 19 досмотрщиков. Сверх штата нанимались рабочие, содержание к-рых обеспечивали местные купцы. Рабочие занимались перегрузкой в вагоны товаров с судов, пришвартованных к сретенской пристани, а также раскрытием при досмотре и упаковкой товаров. Таможня вместе с подчиненными заставами в Акше и Покровке входила в Заб. таможенный р-н, в составе к-рого были также Иркутская, Кяхтинская таможни и др. таможенные учреждения. Административно подчинялась Департаменту таможенных сборов Министерства финансов, а право и обязанность ревизии возлагались на участкового ревизора, находящегося в Чите. В 1909–12 находилась в составе образованного Приамурского таможенного окр. В 1913 вошла во вновь созданный Чит. таможенный участок, сохранявшийся до 1925, инспектор к-рого со своим управленческим штатом находился в Чите (осуществлял только ревизорские функции по отношению к таможням 1-го класса, с 1919 стал выполнять управленческие функции). После вхождения тер. ДВР в состав РСФСР С. т. относилась к Дальневосточ¬ному таможенному окр., учрежденному в 1922.

Помимо борьбы с контрабандой, в Сретенске осуществлялись очистка и выпуск в обращение или контроль транзита в другие таможни (например, Иркутскую) по ж. д. товарных партий чая, прибывших из вост. портов на основании провозных свидетельств. В партиях преобладал черный чай, к-рого ввозилось приблизительно в 8–10 раз больше зеленого. Срок доставки в таможню был установлен в 6 мес. При этом в зависимости от условий перевозки судами по Амуру мог быть увеличен министром финансов при поступлении обоснованного ходатайства. Через таможню проходили амер. мука-крупчатка, посуда и металл из Германии, краска, мануфактура и др. товары. Штат таможни определялся в зависимости от внешних условий, а также ее рентабельности и подвергался директивным изменениям состава и численности. В 1900 штат чиновников составлял 13 чел., в 1909 – 7, в 1923 – 9 (10). В 1909, помимо управляющего, в штат были включены 2 чл., в т. ч. казначей, а также бухгалтер (он же секретарь), пакгаузный надзиратель и 2 его младших помощника. По вольному найму набирались досмотрщики, к-рым, кроме оклада, оплачивали жилье, выдавали обмундирование и оружие. За каждые 5 лет службы назначалась прибавка к жалованью до тех пор, пока оно не удвоится. В обязанности нижних чинов таможни в Сретенске входила не только таможенная очистка прибывающих товаров, но и охрана кассы, складов с товарами. В связи с Рус.-япон. войной 1904–05 штат досмотрщиков сократился, поэтому для С. т. ходатайствовали о сохранении половинного состава в кол-ве 12 чел., а для Покровской заставы – 6. Летом 1905 проблема с кадрами заставила управляющего таможней поставить вопрос о закрытии Акшинской таможенной заставы. Департамент таможенных сборов дал согласие на временное закрытие заставы, ее имущество и досмотрщики переданы в таможню. Такое решение позволило сохранить на важном направлении таможенное учреждение в Акше, позже преобразованное в таможню. В 1-й четверти 20 в. ж.-д. сообщение из районов Д. Вост. приобрело большое значение для продвижения грузов в Сиб. и далее в Россию, уменьшив роль водного транспорта. Это сказывалось на фискальной эффективности работы С. т. По доходам, перечисленным в казну за 1-ю пол. 1923, среди таможен 1-го и 2-го разрядов Сретенская занимала последнее (7-е) место, собрав 23 тыс. р., что в 3 раза меньше поступлений от Хабаровской, находившейся на 6-м месте. Введение пошлинной торговли на Д. Вост. (1901, 1909, после 1.1.1913) позволяло таможне постепенно увеличить фискальную составляющую своей деятельности. Однако она не смогла полностью реализовать то, что предписывалось таможне 1-го класса. После присоединения тер. ДВР к РСФСР из 4 заб. таможен (1-го разряда – Чит., Маньчж.; 2-го – Кяхтинская, Сретенская) Сретенская по показателям занимала последнее место. Это отразилось на штатном расписании для таможен, утвержденном Дальревкомом 10.2.1923. Штат был в 2,5 раза меньше (14 против 35), чем в Кяхтинской, занимающей предпоследнее место. Тем не менее С. т., обеспечивавшая контроль всей массы импортных и рос. товаров, прибывающих водным путем до ж.-д. станции, стала важнейшим фактором развития Сретенска в нач. 20 в. как центра предпринимательства и торговли. В 1926 Сретенская районная таможня 2-го разряда была подчинена Читинской таможне. При этом сохранялось ее назначение – борьба с контрабандой и таможенное оформление партий чая, прибывающих по водному пути бассейна р. Амур из г. Николаевск-на-Амуре. Однако уже тогда руководством Дальневосточного отд-ния Гл. таможенного управления СССР высказывались сомнения в ее необходимости. Упразднена в 1928.

Ист.: ГАЗК, ф. Р-79, Чит. таможня 3-го класса Гл. таможенного управления (1920–1959).

Лит.: Таможня на Тихом океане: документы и материалы / сост. Н. А. Беляева, Н. А. Троицкая. – Владивосток, 2008. – Вып. 5: Заб. таможня; Луконин Д. С. Создание и организация деятельности таможенного надзора в Сретенске // Гос. власть и местное самоуправление. – Чита, 2009.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края