МАНЬЧЖУРСКАЯ ТАМОЖНЯ, рос. таможня, расположенная на кит. пограничной ст. Маньчжурия Китайско-Восточной железной дороги. Действовала в 1902–30. Для организации таможенного надзора 3.8.1901 таможенный чиновник 7-го класса С. Н. Хмелевский направлен Департаментом таможенных сборов Министерства финансов из Владивостока на ст. Маньчжурия. 15.1.1902 в Правительствующий сенат поступило донесение министра финансов с целью обнародования распоряжения о совместном решении с министром иностранных дел и приамурским генерал-губернатором необходимости открытия на ст. Маньчжурия таможенной заставы с правом очистки по-шлиной всех разрешенных к привозу товаров. Предлагалось учредить 3 основных штатных должности: управляющего и двух помощников; определялись классные чины (10-й и 9-й соответственно) и размер содержания в рублях (1950 и 1500 соответственно). В февр. 1902 для таможенной заставы на тер. пос. Маньчжурия были выбраны жилые помещения, состоящие из 10 небольших комнат, а также барачное помещение из 4 комнат для временного размещения канцелярии и личного состава досмотрщиков. Штат досмотрщиков формировался из местного населения и проходил обучение непо-средственно при приеме на работу. С этой целью управляющим заставой была подготовлена специальная инструкция, содержащая общие правила поведения и специальные – по проведению таможенного контроля. 14 марта Хмелевский доложил приамурскому генерал-губернатору Н. И. Гродекову об открытии Маньчж. таможенной заставы. Нараставший с каждой неделей поток грузов по ж. д. из Китая в Россию требовал увеличения досмотровой работы, поэтому в донесении Департаменту таможенных сборов Хмелевский сообщал, что во 2-м полугодии необходимо провести преобразование заставы в таможню 1-го класса на таких же условиях, на каких устроены Кяхтинская таможня и Сретенская таможня. Одновременно в органы власти поступали и др. сообщения, тре¬бующие усиления таможенного присутствия и охраны границы. 12.6.1902 Гос. Совет рассмотрел представление министра финансов относительно таможенного надзора в Сиб. и на Д. Вост. Сообщалось об упразднении таможен 1-го класса в Тюмени и Красноярске и создании таможни 1-го класса 2-го разряда в приграничном с Маньчжурией районе, у линии КВЖД. С 13.7.1902 ст. Маньчжурия была выведена из числа станций Заб. ж. д. и стала конечным пунктом КВЖД. 26.10.1902 издан приказ № 1 по М. т., подписанный Хмелевским, устанавливающий порядок управления. С этого времени штат таможни стал увеличиваться за счет прибывающих из Владивостока и Центр. России чиновников и найма персонала из местного населения.
Основные функции М. т. были связаны с организацией таможенного контроля пас-сажиропотока и грузов, следующих из Китая в Россию и в обратном направлении, сбором установленных пошлин, пени, сложением и начислением акцизов и борьбой с контрабандой. Специфическим было то, что фискальная функция ограничивалась договорами между Россией и Китаем о беспошлинном перемещении многих товаров, а также конкретной обстановкой нач. 20 в., требующей передислокации большого объема грузов военного назначения. Так, за 5,5 мес 1902 через таможенное учреждение в Мань-чжурии прошло более 12 тыс. пудов кит. чая, не облагаемого пошлиной, и только 19 пудов 20 фунтов облагаемого пошлиной некитайского байхового чая. Грузооборот чайной торговли во 2-м полугодии 1902 возрос в десятки раз. Поставки кит. с.-х. продуктов (рис, растительное масло, щетина, кожа и др.) насчитывали 18 тыс. пудов. Денежные сборы превысили расходы на открытие таможни более чем на 3 тыс. р. Досмотр грузов, особенно в нач. период организации таможенного учреждения, проводился по упрощенным схемам, а нередко, по отношению к беспошлинным товарам, формально. Этим пользовались торговцы, составляя смешанные партии чая (например, кит., япон., цейлонский) и выдавая комбинированный товар за беспошлинный чай кит. происхождения. Грузы, идущие для нужд армии, в т. ч. с 1904 спирт, не досматривались и не облагались.
Формирующееся таможенное учреждение испытывало трудности разного рода: кадровые; саботаж со стороны досмотрщиков в вопросах борьбы с контрабандой; недостаточная обеспеченность складскими помещениями и др. До отмены порто-франко в 1909 нехватка штатов восполнялась прикомандированием опытных чиновников из Владивостокской таможни. После его отмены и перехода к пошлинному обложению многих товаров потребовалось вернуть их к постоянному месту службы, а в штат М. т. на постоянной основе предлагалось ввести трех помощников пакгаузного надзирателя, помощника секретаря, трех канцелярских чиновников. При таможне рекомендовалось создать пост надзора из 16 досмотрщиков, в т. ч. 8 конных. При этом увольнение досмотрщиков по причинам дисциплинарного характера (пьянство, участие в контрабанде, неблагона-дежность в таможенном отношении и др.) в учреждениях, связанных с М. т., носило массовый характер. Так, в 1910 их было 40. Основные контрабандные товары – чай, спирт, опиум, мануфактура – привозились в Заб. через таможенные пункты пропуска и в обход их через необустроенную и плохо охраняемую границу. По М. т. с 12.9.1902 по 1.1.1903 было произведено 41 задержание. Борьба с контрабандой только силами таможни давала незначительный эффект, несмотря на материальные стимулы в виде отчисления участникам определенного процента от стоимости задержанного товара. В связи с этим военный губернатор Заб. обл. И. П. Надаров призывал консолидировать усилия для борьбы с контрабандой. Несмотря на уменьшение грузооборота, связанного с Русско-японской войной 1904–05, с янв. 1904 по февр. 1905. М.т. собрала ок. 1,2 млн р. пошлины.
В 1902–09 числилась в составе Заамурского р-на. На основании Закона от 2.5.1909 вместе с др. таможенными учреждениями включена в Приамурский таможенный окр., ликвидированный в 1912. С 1.1.1913 входила в Чит. таможенный участок. После присоединения тер. ДВР к РСФСР относилась к Дальневосточному таможенному окр. и через него – к общей сети таможенных учреждений, подчиненной Наркомату внешней торговли. Особенность М. т. заключалась в необходимости взаимодействовать с аналогичным таможенным учреждением Китая. Оно осуществлялось на основании «Временных правил для действий таможен на станциях Маньчжурия и Пограничная...». Рус. и кит. таможни должны быть размещены рядом, чтобы можно было без задержек обмениваться документами и грузами. В связи с этим рассматривались разные варианты приобретения необходимых сооружений, в т. ч. стр-ва зданий и инфраструктуры (склады и пр.) по чертежам таможен и за их счет силами КВЖД. Учитывая, что рус. таможни к моменту принятия решений о формировании кит. таможен (1908) являлись реально действующими, они были готовы предоставить кит. коллегам для досмотра пассажиров и багажа свои ревизионные залы. Подчеркивалось, что рус. и кит. таможни и КВЖД должны оказывать полное взаимное содействие друг другу. Маркировка грузов, бланки таможенных документов должны быть снабжены надписями на рус. и кит. яз.; официальная переписка между таможнями должна вестись по-русски, а при не-обходимости на документах размещается параллельный кит. перевод (на кит. документах – рус.). Досмотр товаров и исчисление пошлин производились поочередно должностными лицами рус. и кит. таможен, при определенных ситуациях таможенники работали совместно. При досмотре пассажиров и багажа, следующих из Китая в Россию, полагалось работать рус. таможенникам в присутствии кит. чиновника, а из России в Китай – наоборот.
М. т. успешно обеспечивала транспортировку военных грузов и др. товаров в период 1-й мировой и Гражданской войн. С янв. 1919 полностью подчинялась инспектору Чит. таможенного участка наравне с др. таможнями 1-го класса. В дек. 1922 служащих таможни и таможенных постов Мациевского и Бугутурского, дислоцированных на ст. Маньчжурия, предполагалось уравнять по зарплате с работниками учреждений, располо-женных на тер. РСФСР. Это вызвало обоснованную аргументацию Особой комиссии Наркомата внешней торговли недопустимости такой акции. В результате (Постановлением от 19.6.1923) были сохранены повышенные оклады содержания рос. таможенным учреждениям, находящимся за границей (полуторные по отношению к внутрироссийским). Штат М. т. в февр. 1923 при 3 вакансиях насчитывал 50 чел. По кол-ву работников незначительно уступала только Читинской таможне, превосходя Кяхтинскую (35) и Сретенскую (14). По доходам в казну за 1923 в Дальневосточном таможенном окр. уступала Владивостокской, Чит. и Благовещенской, опережая Пограничную, Хабаровскую, Сретенскую и др. В 1921 и 1922 кит. власти требовали переноса на рус. тер. М. т. и принадлежащих ей Мациевского и Бугутурского таможенных постов, служащие к-рых вынуждены были хранить служебное оружие на рос. тер., хотя проживали в пос. Маньчжурия. Летом 1923 с кит. стороны имело место давление на адм. таможенных учреждений, воспрепятствование осуществлению деятельности. В июле 1923 посты были выведены с занимаемой тер. в РСФСР. М. т. продолжала выполнять свои функции с перерывами (в 1928–29, возможно, 1932) до нач. 1933.
Верстка сайта Vesna