ДЕМАРКАЦИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО УЧАСТКА РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ (от Монголии до Амурской обл.). Являлась составной частью урегулирования пограничных вопросов на вост. отрезке гос. границы между Россией и Китаем (от Монголии до КНДР общей протяженностью свыше 4,2 тыс. км). Демаркация проводилась в 2 этапа: в 1992–99 на основе Соглашения между СССР и КНР о сов.-кит. гос. границе на ее вост. части от 16.5.1991 (РФ приняла на себя все права и обязательства по этому соглашению); в 2006–08 на основе дополнительного Соглашения между РФ и КНР о рос.-кит. гос. границе на ее вост. части от 14.10.2004. Эти делимитационные соглашения прошли ратификацию в парламентах, т. е. имеют для междунар. договоров высшую юр. силу. Вместе с Соглашением 1994 о границе на ее зап. части (от Монголии до Казахстана) три бессрочных документа составляют единую правовую базу, определяющую прохождение линии границы между Россией и Китаем на всем ее протяжении. Для Заб. участка отдельным трехсторонним документом закреплена точка стыка границ России, Китая и Монголии (см. Тарбага-Даху).
На 1-м этапе демаркация охватывала Заб. участок за исключением района о. Большой в верховьях р. Аргунь. На 2-м этапе – указанный выше район. В обоих случаях правительствами России и Китая были сформированы рос.-кит. комиссии по демаркации с полномочиями официальных делегаций. Помимо работников федеральных министерств и ведомств, в состав рос. делегации входили и активно участвовали в практической работе по демаркации представители приграничных регионов России. Чит. обл. по очереди представляли В.Е. Ломако, В. Н. Дорижапов, А.Н. Новосельцев. Различные аспекты демаркационных работ, касающихся того или иного края, области России или провинции Китая, рассматривались при участии чл. обеих делегаций от этих регионов в совместных комиссиях по демаркации. Более полный учет их интересов достигался на отдельных сессиях и рабочих встречах комиссий в приграничных районах. В Чите такое совещание состоялось в июле 1995. С рос. стороны в нем приняли участие: пред. рос. делегации, посол по особым поручениям Г. В. Киреев, члены комиссии представители МИДа, МО, служб картографии и геодезии, пограничной службы, региональной власти (Б.П. Иванов, В. Е. Ломако и др.). В состав совместных демаркационных рабочих групп входили рук. адм. районов и городов, непосредственно граничащих с Китаем (А.П. Варфаломеев, В.А. Мамаев, П. Н. Сильванович, С. П. Пищерский, И. П. Любин, А. М. Дудкин, А. А. Шадрин и др.). Задачи демаркации определялись следующим образом: установление на местности точного положения линии границы, включая пограничные реки, обозначение линии границы пограничными знаками, создание подробной демаркационной карты, подготовка и издание документов демаркации.
Демаркационные работы осуществлялись сторонами на паритетных началах, включая проведение аэрофотосъемочных, гидрографических, топографических и типографических работ, в соответствии с согласованными критериями и принципами. Многие из них ранее не встречались в международно-правовой практике. Совместно проведенная таким образом демаркация границы исключала конфликтные ситуации на почве разного толкования ее прохождения. Договорно-установленный режим границы предусматривает регулярные ее проверки совместными усилиями по прошествии, как правило, 10 лет после предшествующей демаркации.
Соглашения 1991 и 2004 не изменяли гос. границу и тер. России, а лишь уточняли и определяли прохождение линии гос. границы, к-рая была установлена дополнительным Пекинским договором 1860 (на р.Амур в частности) и Цицикарским протоколом 1911 (от Монголии до места слияния рр. Аргунь и Шилка). Там, где договоры допускали различное толкование, были найдены взаимоприемлемые решения (на Заб. участке – р-н о. Большой). Прохождение линии границы определялось там, где она вообще не устанавливалась ранее двусторонними документами, прежде всего это касается разделения водного пространства судоходных рр. Амур и Уссури, включая острова. По результатам демаркации на рос.-кит. пограничных реках 1163 острова и отмели отнесены к России, 1281 остров и отмель – к Китаю, в т. ч. на р. Аргунь – 204 острова и отмели к России и 209 островов и отмелей – к Китаю, считая в каждую сторону от сер. этой реки, принятой за несудоходную. На обоих этапах демаркации конструктивно действовало руководство Чит. обл., что дало возможность провести демаркацию без осложнений в районах группы островов Менкесели и о. Большой на Аргуни. К кон. 20 в. часть островов Менкесели общей площадью ок. 170 км2 сомкнулась с кит. берегом (островная часть составляла 140 км2). По Цицикарскому протоколу 1911 острова отнесены к России, хотя находились за проведенной тогда линией границы. По соглашению 1991 они были отнесены к Китаю, как расположенные по кит. сторону от линии сер. гл. русла р. Аргунь. Поскольку острова традиционно активно использовались населением рос. прибрежных сел с тем, чтобы нейтрализовать возможные трудности для приграничного населения, региональные власти предложили совместное хоз. использование островов, отходящих по итогам демаркации к др. стороне, в т. ч. части островов Менкесели. В 1997 и 1999 заключены Межправительственные Соглашения по вопросам совместного хоз. использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках, к-рые охватывали уже всю рос.-кит. границу. Соглашения действовали ок. 10 лет, создав, по оценкам зарубежных специалистов, выдающийся прецедент в мировом опыте урегулирования пограничных вопросов на основе взаимопонимания и в интересах укрепления добрососедства. По району незаселенного заболоченного о. Большой в верховьях р. Аргунь, где стороны по-разному воспринимали современный ландшафт и толковали про¬исшедшие в нем изменения за последние десятилетия, путем сближения вариантов разграничения, предлагавшихся сторонами, было найдено взаимоприемлемое решение. Оно предусматривало, что разграничение пройдет через сам остров, деля его примерно пополам, при этом интересовавший рос. сторону водозабор остался на рос. части острова. Демаркация рос.-кит. границы по всей ее длине решила вопросы о границе, су¬ществовавшие с 17–19 вв., к-рые пытались урегулировать в течение последних 40 лет. По итогам демаркации межправительственными документами – протоколами-описаниями и приложенными к ним картами юридически закреплено положение границы на местности. В ис¬тории рос.-кит. отношений не было столь подробного описания линии границы. Общий объем всех документов демаркации составил ок. 2 тыс. листов. Демаркация имеет важное значение для того, чтобы рос.-кит. граница служила полосой, не разделяющей, а соединяющей два дружественных соседних гос-ва – стратегических партнеров. В Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР 2001 констатировано отсутствие взаимных тер. претензий, подчеркивается решимость превратить границу в зону мира и дружбы.
Верстка сайта Vesna