Категории:
Этнография

ЭТНОГРАФИЯ (от греч. ethnos – народ и grapho – описываю), наука о народах, их бытовых и культурных особенностях, происхождении, расселении, взаимоотношениях между собой. Первые сведения о коренных народах Заб. содержатся в «расспросных речах» и «отписках» рус. землепроходцев, таких как В. Поярков, П.Бекетов и др. В них фигурируют дауры, буряты, тунгусы. Голландец Н. Витсен, посетив Москву в 1665, собрал сведения о Сев. Азии, изложив их в книге «Сев. и Вост. Татария» с приложением карты, на к-рой показано, что на Селенге жили конные тунгусы, к зап. от Селенги – буряты, на Шилке – оленные тунгусы. Иезуиты из Зап. Европы Ж. Ф. Жербильон и Ф. Перейра, находясь в составе кит. посольства в Нерчинске (1689), отметили, что в лесистых местах живут племена, к-рые московитяне называли тунгусами, а маньчжуры – орочонами, поясняя, что орон – это северный олень. Наблюдения о заб. народах составили рус. послы, направлявшиеся в Китай, сначала Н.Г.Спафарий (1675), указавший на сложные взаимоотношения заб. населения с мунгалами, а затем Э. И. Идес и А. Брандт (1693), описавшие внешний вид обитателей Даурии, способы охоты на соболя, характер жилищ, очагов, пищи, погребального обряда и пр. В 1724–25 путешествие от Байкала до Аргуни совершил Д.Г.Мессершмидт, собравший сведения о тунгусах, монголах и их языках и составивший этнографические коллекции для петербуржской Кунсткамеры. В 1735 несколько маршрутов по Заб. проложил Г.Ф.(Ф.И.) Миллер (Мюллер), записав сведения о верованиях и культурных традициях местного населения, назвав его языческим, а также о рус. жителях Нерчинского окр. Вместе с Г. Ф. Миллером в Заб. работали И.Г.Гмелин и С.П.Крашенинников, к-рые вели путевые записки, обращая внимание на обычаи и нравы тунгусов и «братских» (бурят), а также китайцев, живших за границей, рядом с Кяхтой. В статье «О соболином промысле» С. П. Крашенинников раскрыл приемы охоты рус. пром. людей в сравнении с таковыми у тунгусов и якутов, при этом отметил, что у коренных этносов охота сопровождалась языческими ритуалами.

П.С.Паллас, познакомившись с Заб. в 1772, описал быт и обычаи бурят, тунгусов, русских, в т.ч. способы облавной охоты. Его помощник Н. П. Соколов, совершая поход вдоль границы с Китаем, узнал, что тунгусы почитают г. Чекондо (Сохондо), поскольку на ней живет божество – бурхан. В тот же год И.Г.(И.И.) Георги, изучив Даурию, собрал материал о тунгусах и бурятах и включил его в «Описание всех обитающих в Рос. гос-ве народов», сопровожденное информативными рисунками. Оригинальное описание бурят составил швейцарец Ренье, побывавший в Вост. Сиб. на рубеже 1760–70-х. Результаты исследований 18 в. обобщены в одном из томов обширного труда нем. ученого К. Риттера (1879).

Декабрист Н.А.Бестужев дал характеристику бур. народа и уровня его ист. развития в очерке «Гусиное оз.». О бурятах писали также декабристы Н. И. Лорер, В. И. Штейнгель и др. Горный инженер И. Г. Спасский в издаваемом им журн. «Сиб. вестн.» (1818–24) опубликовал подборку статей о нерчинской группе конных тунгусов. Одна из первых этнографических экспедиций проведена Н.Я.Бичуриным и П.Л.Шиллингом (1830). Они вели поиски в бур. селениях Ганджура. В 1844 в Москве опубликован труд сиб. краеведа В. П. Першина «Поездка в Заб. кр.», содержащий характеристики нерчинских тунгусов и их связей с бурятами. В 1845 по поручению АН в Заб. проводил исследования А. Ф. Миддендорф. В его итоговом труде отражены сведения о жизни тунгусов, их способах охоты и характере оленеводства. Наблюдения о тунгусах и бурятах и их взаимосвязях с др. народами изложил финский этнограф М.А.(М.Х.) Кастрен, побывавший в Заб. в 1848. О заб. орочонах и бурятах сообщал 1843–51 в «Современнике» и «Отечественных записках» нерчинский краевед А.А.Мордвинов.

С сер. 19 в. определяющая роль в изучении бурят принадлежала представителям бур. интеллигенции, ученым Д. Банзарову, У.-Ц. Онгодову, Г.Ц.Цыбикову, А.Доржиеву, М. Н. Хангалову, М.Н.Богданову, Б.Б.Барадийну, Ц.Ж.Жамцарано и др. В 1850-х врач Н.И.Кашин изучал культуру и фольклор приаргунских казаков, в т.ч. заговоры от различных болезней. О жизни заб. народов в 1860-х писали путешественники П.А.Кропоткин и И.С.Поляков. В нач. 1870-х изучение рус. населения в Заб. проводил этнограф П. А. Ровинский, уделивший особое внимание семейским. В сер. 1890-х этнографические исследования получили поддержку от новых отд-ний ИРГО – Троицкосавского и Заб., возглавляемых, соответственно Ю.Д.Талъко-Грынцевичем и А.К.Кузнецовым. В музеях, созданных при отд-ниях, появились этнографические коллекции и экспозиции. Одним из экспонатов Чит. краеведческого музея стала шаманка, представленная в виде манекена в подлинном шаманском облачении.

В 1890-х правитель дел Вост.-Сиб. отд-ния ИРГО Д.А.Клеменц и этнограф М.А.Кроль исследовали брачные обычаи, обряды и охотничий промысел бурят. В нач. 20 в. Н. П. Протасов изучал песенное творчество и духовные стихи старообрядцев. В то же время Ф. А. Иванов записывал бур. мелодии. В 1912 исследованием культуры и языка тунгусов занимался петербуржский этнограф С.М.Широкогоров. Культура заб. казачества освещена А.П.Васильевым и Ф.Ф.Буссе. Примечателен иллюстрациями альбом этнографа И.И. Серебренникова «Памятники деревянного зодчества в Иркутской губ.». После 1917 центрами этнографических исследований становятся Иркутский гос. ун-т и ГИНО в Чите. Тунгус. тематика разрабатывалась Б.Э.Петри и Е.И.Титовым, рус. фольклор изучался М.К.Азадовским.

В 1925 в Иркутске состоялся I Вост.-Сиб. краеведческий съезд, определивший задачи в области этнографических исследований. Вслед за этим в Верхнеудинске публикуются «Бурятоведческий сб.» и «Жизнь Бурятии». С 1929 Г.М. Василевич обследовала эвенков сев. Заб. В 1937 А.П.Окладников издал «Очерки из истории зап. бурят-монголов (17–18 вв.)», содержащие обширный материал о бурятах и эвенках. С 1950-х этнографические исследования находили отражение в таких трудах, как «История Бур.-Монг. АССР», «История Бурятии», «Очерки истории культуры Бурятии», «История Сиб.», «Народы мира», «Историко-культурный атлас Бурятии». К числу важнейших относятся книги Г. М. Василевича, В. А. Туголукова, А.И.Мазина об эвенках; Т. М. Михайлова, Л. А. Абаевой, Н. Л. Жуковской, Г. Н. Румянцева, Е. М. Залкинд, Д. С. Дугарова, К. М. Герасимовой, К. Д. Басаевой, Л. А. Бадмаева, Д. Д. Нимаева, И. Е. Тугутова о бурятах; Ф. Ф. Болонева о старообрядцах. Ученые Читы проводили исследования в области культуры казачества (Н.Н.Константинова), песенного творчества и материальной культуры семейских (Т.М. Зенкова, И. О. Кирюшкина, Г. З. Лиханова), культуры и верований бурят и эвенков (Ю.В. Жеребцов, О.В.Кузнецов, А.Г. Янков). С 1990-х внимание исследователей стали привлекать сравнительно малочисленные этнические группы заб. населения – татары, немцы, евреи, поляки и др. Показательна книга «Заб. многонациональное» (Чита, 2008).

Лит.: Кашин Н. И. Свадебные обычаи приаргунцев // Вестн. ИРГО. – СПб., 1860. – Ч. 30; Кроль М. О. Брачные обряды и обычаи у вост. бурят // Изв. Вост.-Сиб. отд. ИРГО. – 1894. – Т. 25, № 1; Он же. О заб. бурятах // Зап. Чит. отд-ния Приамурского отд. ИРГО. – Чита, 1896. – Вып. 1; Буссе Ф. Ф. Заб. инородческое войско. – М., 1897; Васильев А. П. Заб. казаки: (Ист. очерк). – Чита, 1916–1918; Азадовский М. Н. Бестужев – этнограф. – Иркутск, 1925; Виноградов Г. С. Этнографические изучения ВСОРГО 1851–1926 гг. // Изв. Вост.-Сиб. отд-ния Гос. ГО. – Иркутск, 1927. – Т. 50, вып. 1; Попов А. А. Материалы для библиографии рус. лит. по изучению шаманства североазиатских народов. – Л., 1932; Василевич Г. М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII – нач. XX в.). – Л., 1969; Тумунов Ж. Т. Очерки из истории агинск. бурят. – Улан-Удэ, 1988; Мазин А. И. Быт и хоз-во эвенков-орочонов. – Новосибирск, 1992; Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Заб. в XVIII–XX вв. – Новосибирск, 1994; Заб. казачество: История, традиции и перспективы развития. – Чита, 2000; Буряты / отв. ред. Л. А. Абаева, Н. Л. Жуковская. – М., 2004; Этнография бур. народа: Библиогр. указ. 1768–2002. – М., 2006.

Малая энциклопедия Забайкалья. Археология / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2011. — 368 с.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края