КОЧЕВНИЧЕСТВО, номадизм (от греч. nomados – кочующий), особый вид хоз. деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при к-рых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Вост. Азии, мигрирующие группы населения (например, цыган), и даже современных жителей мегаполисов, работающих на большом расстоянии от дома и др.). Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать К. с 3 гл. признаками: 1) экстенсивное скотоводство как гл. вид хоз. деятельности; 2) периодические перекочевки большей части населения и скота; 3) особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.
Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хоз. деятельности. Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хоз-ва и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств к существованию. Для противодействия природ. катаклизмам скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи: каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота. Поскольку животным требовались новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на др. Наиболее распространенный тип жилищ у кочевников – различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление «всадничества» (наличия большого кол-ва лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Номады никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла. Для кочевников характерна особая ментальность, к-рая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве («звериный стиль»), культовое отношение к скоту – гл. источнику существования. При этом необходимо иметь в виду, что кочевников, кочующих постоянно, немного.
Вопрос о происхождении К. до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Еще в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно современной точке зрения, К. сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света, куда была вытеснена часть населения с производящим хоз-вом. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Не менее дискуссионен вопрос о времени сложения К. Часть исследователей склоны считать, что раньше всего К. сложилось на Ближнем Вост. на периферии первых цивилизаций еще в 4 3 тыс. до н. э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже 9 8 тыс. до н. э. Другие полагают, что здесь еще рано говорить о настоящем К. Даже доместикация лошади (Украина, 4 тыс. до н. э.) и появление колесниц (2 тыс. до н. э.) еще не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему К. По мнению этой группы ученых, переход к номадизму произошел не ранее рубежа 2 1 тыс. до н. э. в евразийских степях.
Существует большое кол-во различных классификаций К. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экон. деятельности: кочевое, полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хоз-во, отгонное (когда часть населения живет, кочуя со скотом), яйлажное (от тюрк. «яйлаг» – летнее пастбище в горах). В некоторых др. классификациях учитывают также вид кочевания: вертикальное (горы равнины) и горизонтальное, к-рое может быть широтным, меридиональным, круговым и т.д. В геогр. контексте выделяются 6 больших зон распространия К.: 1) евразийские степи, где разводят так называемые «пять видов скота» (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается лошадь (тюрки, монголы, буряты, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.); 2) Ближний Вост., где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны и др.); 3) Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.); 4) Вост. Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка, масаи и др.); 5) высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет, Памир) и Юж. Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных, как як, лама, альпака и др.; 6) сев., в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).
Расцвет К. связан с периодом возникновения «кочевых империй» или «имперских конфедераций» (сер. 1 тыс. до н. э. – сер. 2 тыс. н. э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой из оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В др. они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). Также они завоевывали земледельцев и переселялись на их территорию, сливаясь с местным населением (авары, болгары и др.). Заб. входило в состав кочевых империй хунну, сяньби, тюркских каганатов, уйгуров, монголов.
Известно несколько крупных миграций так называемых «пастушеских» народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.). В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. После монг. завоеваний многие народы были включены в состав многонациональной империи. В результате сформировалась единая цепь междунар. торговли, технологических и культурных обменов. В результате этих процессов в Зап. Европу попали порох, компас и книгопечатание. В некоторых работах этот период называют «средневековой глобализацией».
С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хоз-во, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. Все эти процессы можно проследить на примере бурят. В 20 в. в социалистических странах делались попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, к-рые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хоз-ва. В настоящее время примерно 35 40 млн чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Сев., Центр. и Внутренняя Азия, Ближний Вост., Африка). В таких странах как Нигер, Сомали, Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.
В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых связей. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению малопригодных для жилья тер. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на ист. процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации.
Верстка сайта Vesna