Категории:
Обычное право хоринских бурят

ОБЫЧНОЕ ПРАВО ХОРИНСКИХ БУРЯТ. Древние источники по обычному праву бурят можно разделить на 3 группы: 1) акты, составленные бурятами для собственного внутреннего пользования без всякого внешнего вмешательства; 2) акты, представляющие ответы на запросы рус. властей; 3) свод степных узаконений кочевых инородцев Сиб. (разработан в 1818–23), к-рый официально не был утвержден, но на практике широко применялся, в т.ч. бур. судьями вплоть до сов. времени. Первым кодифицированным актом у заб. бурят было не дошедшее до нас Степное Уложение хоринцев 1781 (положения документа сохранились в некоторых поздних актах – уложении 1808, приговоре от 1818, приговоре от 30.5.1823). Основным кодифицированным писаным актом является Степное Уложение 1808 (Хыпп), содержащее 132 статьи, регулирующие управление и судопроизводство 11 хоринских родов. Его дополняют Общественный приговор от 18.12.1817 по вопросам управления хоринцев, приговор мая 1818 об управлении хоринских бурят, к-рый вызван запросами Удинского Земского суда, Сведения об обычаях хоринских бурят от 30.3.1823 по запросу иркутского губернатора Цейдлера; общественный приговор 11 хоринских родов от 27.10.1820, содержащий нормы по взысканию податей; Хоринское уложение 1851, составленное по предложению военного губернатора Заб. обл., содержащее нормы религии, нормы права – адм., семейные и судопроизводства. Эти документы раскрывают особенности нормативно-правового регулирования как в сфере публичных отношений, так и частно-правовых.

Отношения в сфере управления строились на основе родовых отношений. Управлялись буряты родоначальниками (тайшами, шуленгами, зайсанами и т.п.). Официальные рус. власти не вмешивались в сферу управления бурятами, напротив, привлекали на свою сторону вождей родов, наделяли их рус. титулами и назначали жалованье из казны. Хоринские буряты управлялись гл. тайшой, 2-м и 3-м тайшами. В 19 в. появилась должность 4-го тайши специально для управления агинск. бурятами. Власть 1-го тайши была практически неограниченной и распространялась на все 11 хоринских родов: 2-й, 3-й, а впоследствии и 4-й тайши управляли в пределах ограниченной тер., подчинялись гл. тайше, приезжали к нему на съезды для решения управленческих вопросов. Каждый род имел родового начальника (теригуу), к-рому подчинялись сайты, назначавшиеся по одному на 200 чел. (см. Сайты 200 душ), и даамылы – по одному на 50 чел. Сайты и даамылы занимались сбором податей, осуществляли управление и судопроизводство. Все должности были формально выборными, реально передаваемыми по наследству.

Гл. податью, поступавшей в гос. казну, был ясак, к-рый буряты уплачивали по родам. Первоначально ясак выплачивался в натуральной форме – шкурами пушного зверя, затем был переведен на деньги. Кроме ясака тайшами собирались внутренние подати на различные нужды – стр-во мостов, ремонт дорог и т.д.

Частное право также определялось господством обычного права, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников-скотоводов. Вещное право представлялось в основном правом собственности. Но в отличие от классического права право собственности регулирует по большей части отношения, объектом к-рых является движимое имущество. Право на недвижимое имущество выражалось в виде права на пользование определенной тер., в пределах к-рой кочевала родовая община. Гл. объектом права собственности на движимое имущество был скот. Право собственности на скот и др. имущество по общему правилу принадлежало семье. При женитьбе сына ему выделялась юрта, часть скота, инвентарь. Право собственности основывалось на приобретении плодов и продукции, приобретении права на находку. Например, нашедший на земле вещь имел право на получение одной десятой ее части, но при условии объявления о находке народу. Если же нашедший скрывал находку, его полагалось высечь. Бур. право содержало нормы защиты права собственности, в частности правила о виндикации имущества от лица, к к-рому имущество перешло в результате недобросовестных действий арендатора или ссудополучателя.

Обязательственное право содержало нормы, регулирующие отношения при заключении договоров дарения, ссуды, хранения, купли-продажи, личного найма, займа, а также правила о возмещении вреда. Наиболее полно были урегулированы отношения, возникающие при дарении имущества. Это обосновано такой нац. чертой бурят, как гостеприимность, и обычаями дарить гостям подарки. По обычаям хоринцев, гость получал все, что просил (коня, верблюда и др.), но впоследствии он обязан отдарить приехавшего к нему дарителя. При отказе «подарившему через суд возвращается то, что у него взято, а одаренный, если он податной, наказывается, кроме того, розгами, если же он сайт, то штрафом в пользу народа». Обещание подарить должно быть исполнено, подаривший что-либо бескорыстно, без обещания, не может впоследствии требовать подарка обратно. Широко распространенным на практике был договор ссуды – безвозмездного пользования имуществом, причем существовало преимущество данного договора перед договором аренды. Так, должностным лицам, а также богатым, имеющим более 100 голов скота, было запрещено отдавать имущество в аренду за плату, они могли отдавать имущество во временное пользование лишь безвозмездно. Правила о возмещении причиненного вреда основаны на принципе виновного поведения причинителя вреда, а также на причинной связи между деянием и причинением вреда. Данные нормы имеют казуистический характер, основаны на конкретных случаях. Например, если вследствие плохой городьбы войдет в хлебное поле скот, неумеренно наестся и подохнет, то по Хоринскому степному уложению весь убыток полностью возмещает хозяин поля.

Бур. обычное право предполагало наследование в 2 формах: по закону и по завещанию. В числе законных наследников были в 1-ю очередь жена, дети (только сыновья), во 2-ю – братья, в 3-ю – пр. родственники. После умершего, не оставившего наследников, по обычаям хоринцев, треть имущества назначалось на чтение священных книг и пр. обрядов в память покойного, треть передавалась в монастырь, треть человеку, жившему с умершим. После смерти ламы половина его имущества должна быть передана в буд. храм, половина — тому, кому он завещал, при отсутствии завещания – тому, кто ему служил. Наследование по завещанию носило вспомогательный характер. Завещание лишь конкретизировало наследование по закону, т.к. лица, указанные в завещании, могли наследовать и без завещания, по закону. Завещание не могло быть сделано в пользу посторонних лиц, такое право было дано лишь ламам, к-рые в силу своего духовного сана отошли от родственников.

Семейное право хоринских бурят также основано на родовых обычаях. Заключению брака предшествовало сватовство, на к-ром сговаривались родители жениха и невесты, устанавливая условия брака, размер и порядок уплаты калыма. Калым обычно платился разнообразным скотом, но мог быть дополнен различными изделиями, а позднее и деньгами. Если сватовство происходило между малолетними женихом и невестой, то калым выплачивался не сразу, а с рассрочкой по годам, до достижения невестой брачного возраста. Случаи заключения брачных договоров между родителями малолетних были не единичны, т.к., с одной стороны, родители жениха стремились при своей жизни как можно раньше женить и наделить имуществом сына, с др. стороны, менее богатые родители, заключая такой договор, рассчитывали на постепенную уплату калыма. Уважительными причинами расторжения брачного договора были смерть или крещение одного из вступающих в брак. В случае смерти жениха его отец мог предложить замену – др. сына или родственника. Если же отец невесты не соглашался, то он должен был возвратить калым. Если жених крестился, отец невесты был вправе не отдавать за него свою дочь, но при этом обязался вернуть калым. В случае смерти невесты отец мог заменить ее др. дочерью. Если же др. дочери не было или отец жениха не соглашался на замену невесты, отец невесты обязан был вернуть половину калыма. Развод мог быть осуществлен как по инициативе мужа, так и по инициативе жены. Муж мог развестись, если жена в течение 10 лет не родила сына. Жена также могла просить родовых начальников о разводе, но не могла уйти самовольно, если же уходила, то ее следовало выпороть и вернуть мужу. Нормы обычного права регулировали ин-т многоженства, к-рое носило ограниченный характер. Было запрещено иметь более 3 жен. Жениться во 2-й раз можно было только с согласия 1-й жены, а в 3-й – с согласия 1-й и 2-й и при наличии веских оснований. Вопрос о том, насколько уважительными являлись основания, решался старшинами, т.к. только с их согласия допускалось многоженство. Отношения родителей и детей строились на взаимных правах и обязанностях. Родители обладали практически абс. властью над детьми, но при этом обязаны были содержать их, воспитывать, наделять имуществом в случае женитьбы. Дети также были обязаны содержать своих старых родителей. Широко распространенным ин-том было усыновление. Усыновленный ребенок обладал равными правами с родными детьми. Особенным был характер взаимоотношений усыновленого с кровными родителями, к-рых усыновленный знал и общался с ними. Нередко усыновители и кровные родители сообща женили сына или выдавали дочь замуж. Усыновление помимо положительных черт имело и негативную сторону, поскольку являлось одной из форм эксплуатации обедневших сородичей. Бедные многодетные родители, к-рые не могли обеспечить своих детей, отдавали их на усыновление своим богатым сородичам, а те, в свою очередь, активно использовали их труд в хоз-ве. Поэтому нередко приемные родители нарушали условия договора воспитания приемных детей, отказываясь своевременно женить или выделить имущество усыновленному.

Уголовное право носило смешанный характер. Более тяжкие преступления выведены из юрисдикции бур. сайтов, в этих случаях применялось уголовное право Рос. империи. Сайтам же было предоставлено рассмотрение менее тяжких уголовных дел. Основными видами наказаний были: а) наказание кнутом с женою и детьми; б) наказание кнутом; в) наказание палками; г) наказание розгами; д) заключение под стражу; е) заключение в колодку; ж) штраф в натуральном или денежном выражении; з) ссылка в др. кочевье, в др. род, исключение из общества; и) религиозная епитимия, отдача в кумирню на прощение и моление; к) продажа в работу, отдача в кабалу. Наиболее распространенными видами наказания были штрафы и наказание розгами. Реже применялись считавшиеся более строгими наказаниями заключение под стражу, заключение в колодку. Ограничение и лишение свободы тяжело воспринималось степными народами. В зависимости от объекта посягательства преступления, содержащиеся в уголовном праве бурят, можно разделить на следующие группы: преступления против собственности, преступления против личности, преступления против общества и нравов, должностные преступления. Среди имущественных преступлений выделялись кража скота, иного имущества, мошенничество, поджог; среди преступлений против личности – покушение на убийство, причинение увечий, оскорбление словами и действием. Особенно суровое наказание назначалось за оскорбление должностного лица, а также родителей. По уложению 1781 «За оскорбление отца или матери виновный наказывается при собрании молодых людей в два раза лозами». Преступлениями против общества и нравов считались нарушения запретов в отношении пьянства, азартных игр, пари. По обычаям хоринцев, было запрещено принуждать пить вино, разрешалось пить архи только в возрасте от 40 лет. Лицам в возрасте от 30 до 40 лет разрешалось пить лишь во время свадебных пиршеств, лицам ниже указанного возраста пить алкоголь воспрещалось. Наказанием для чиновников был арест на сутки, для простых податных – порка розгами. Должностные преступления касались в основном неисполнения предписаний должностных лиц – тайшей, их помощников, родовых старшин.

В целом характерными чертами бур. обычного права являются архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм. нормы морали преобладали над нормами права в регулировании многих вопросов общественной жизни. Эти особенности были во многом сглажены принятием нормативных актов с кон. 18 в., к-рые систематизировали бур. обычаи и просуществовали до нач. 20 в. Данные акты были санкционированы Рос. гос-вом. Это повлияло на содержание норм, многие из к-рых уже имели абстрактный характер.

Лит.: Рязановский В. А. Монг. право. – Харбин, 1931; Цыбиков Б. Д. Обычное право хоринских бурят. – новосибирск, 1992; Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. – М., 1996; Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1999; Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения. – М., 2002; Тумурова А. Т. Генезис обычного права бурят. – Улан-Удэ, 2005.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края