Категории:
Буддийские бурятские имена

БУДДИЙСКИЕ БУРЯТСКИЕ ИМЕНА. Буд. имена санскр. и тибет. происхождения широко распространены среди бурят Заб. имеют символическое и эзотерическое значение и тесно связаны с религиозно-мистическими представлениями бурят. Абида (санскр.) – неизмеримый свет, имя Амитабхи, одного из 5 дхьяни – будд (в Бурятии он известен как Абида бурхан – владыка рая сукхавати). Агван (тибет.) – владыка слова, одно из имен бодхисаттвы Манчжушри, олицетворяющего беспредельную мудрость. Ананда (санскр.) – радость, имя любимого ученика Будды. Арья (санскр.) – святой. Аюши (санскр.) – имя бога долголетия. Бадма (санскр.) – от «падма» – лотос, символ духовной чистоты. Бадмажап (санскр., тибет.) – защищенный лотосом. Бадмаханда (санскр., тибет.) – дакини лотоса, небесная фея. Базар (санскр.) – алмаз, бур. форма санскр. слова «ваджра»; по-тибет. Доржи, по-монг. Очир. Буда, Будда (санскр.) – просветленный, пробужденный, тот, кто обрел высшую истину, достиг нирваны. Будажап (санскр., тибет.) – покровительствуемый Буддой. Гандан (тибет.) – радостный, назв. рая тушита, где обитают боги. Галсан (тибет.) – счастливая судьба, обычно обозначает благословенную кальпу, мировой порядок. Гатап, Гатып (тибет.) – достигший радости, аскет, отшельник, человек, подавляющий чувственные влечения, желания для достижения религиозных целей. Генин (тибет.) – благочестивый, мирянин, к-рый дал обет не совершать 5 гл. буд. грехов: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не пьянствовать. Гончик (тибет.) – драгоценность, символом к-рой является триада: Будда, Дхарма, Сангха. Гуро, Гурэ (санскр.) – учитель, наставник, бур. форма санскр. «гуру». Гурожап (санскр., тибет.) – покровительствуемый учителем. Гэндэн (тибет.) – набожный. Дамба (тибет.) – возвышенный, святой. Дамбинима (тибет.) – солнце учения. Дандар (тибет.) – распространение учения. Данзар (тибет.) – держатель учения. Дара (санскр.) – освободительница, бур. форма санскр. «Тара» – богиня, воплощающая в буддизме сострадание. Даже простое упоминание ее имени спасает от напасти. Дари (санскр.) – имя белой Тары (так к ней обращаются в своей молитве буряты). Дарижап (санскр., тибет.) – охраняемый белой тарой. Дарима (санскр.) – белая тара. Долгор, Долгорма (тибет.) – белая спасительница, одно из имен белой Тары. Донид (тибет.) – пустота, пустотность. На санскрите «шуньята» – один из основных филос. терминов в буддизме, обозначающий психическое состояние, в к-ром снимается противопоставление реальности и нереальности; знак достижения состояния нирваны. Дугарма (тибет.) – белозонтичная, имя Дакини Ситатапатры – богини «белого зонта» (монг. «сагаан – шухэртэ»), охраняющей от болезней и др. напастей, особенно детей. Дугар (тибет.) – белозонтичный. Дугаржап (тибет.) – защищенный ситатапатрой. Дулма (тибет.) – избавительница от страданий, одно из многих имен Тары. Дулмажап (тибет.) – покровительствуемая спасительницей белой Тарой. Еши, Ешей (тибет.) – совершенство мудрости, всеведение. Ешинхорло (тибет.) – колесо мудрости. Хорло – изображение колеса с 8 спицами, к-рое устанавливается на фронтоне буд. храма как символ проповеди буд. учения. Жамбал (тибет.) – благосиятельный, одно из имен Бодхисаттвы Манчжушри. Жамьян (тибет.) – благозвучный, то же, что и Жамбал. Жанчип (тибет.) – тибет. перевод санскр. «бодхи» – духовного просветления. Жимба (тибет.) – подаяние, пожертвование, щедрость, одна из парамит. Парамита – качество, позволяющее достичь нирваны. Зандан (санскр.) – сандаловое дерево, особо почитаемое буддистами. Зодбо (тибет.) – терпение, одна из парамит. Лайжит (тибет.) – счастливая карма, судьба. Лайжитханда (тибет.) – карма Дакини – обладающая судьбой небесной феи. Лама (тибет.) – высший. Ламажап (тибет.) – покровительствуемый высшим. Лыгжима, Лэгжима (тибет.) – благорожденная. Майдар, Майдари (бур.) – любящий всех живых, бур. форма санскр. имени Майтрейя, Будды грядущего мирового порядка. Максарма (тибет.) – наделенная огромным войском, имя супруги Ямы, владыки царства мертвых. Мижит (тибет.) – невозмутимый, непоколебимый, имя одного из 5 дхьяни – будд Акшобхьи, восседающего в мандала на востоке. Намжилма (тибет.) – полностью победившая, имя богини долголетия, 3-ликой и 8-рукой. Нацагдоржи (тибет.) – вселенский алмаз, ваджра, атрибут одного из дхьяни-будд Амогасидхи, охраняющего в мандала сев. врата. Ойдоп (тибет.) – совершенство, способность, сиддхи. Буд. понятие сиддхи – это сверхъестественные способности человека, приобретенные им в результате практики йоги. Пурбо (тибет.) – назв. буд. магического 3-гранного кинжала для изгнания злых духов. Самдан, Сандан (тибет.) – размышление, созерцание, медитация, на санскр. «дхьяна». Сампил (тибет.) – практикующий созерцание. Сандак, Сандык (тибет.) – владыка тайного, имя бодхисаттвы ваджрапани (бур. «очирвани»), одного из 3 гл. бодхисаттв, символизирует силу, изгоняющий заблуждения, глупость. Содном (тибет.) – добродетели, приобретенные человеком в результате совершения хороших поступков. Сультим (тибет.) – нравственный, понятие о моральной чистоте мысли, речи, поступка, одна из парамит. Сэнгэ (санскр.) – лев, в буддизме воплощение бдительности, постоянства, храбрости. Тогмит, Тогмид (тибет.) – не имеющий начала, вечный, имя Адибудды. Цыбик (тибет.) – бессмертный. Цыбикжап (тибет.) – защищенный бессмертием, вечностью. Цыван (тибет.) – владыка жизни, назв. молебна о долголетии. Чойжол, Чойжил (тибет.) – царь, правящий согласно учению, одно из имен Ямы, владыки царства мертвых. Шагжи (тибет.) – мистический жест рук, буквально – знак пальцев рук. Юндун (тибет.) – свастика, мистический крест. Янжима (тибет.) – владычица мелодии, обладающая чудесной красоты голосом, одно из имен Сарасвати, богини искусства, музыки и науки.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края