РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР, словесный (нар. поэтическое творчество). В Заб. занесен первыми рус. (2-я пол. XVII в.) и последующими переселенцами из разных губ. Европейской России, а также из Украины и Белоруссии, выходцы из к-рых постепенно ассимилировались русскоязычной средой. Произведения их фольклора подверглись в той или иной мере русификации и стали достоянием местной устной традиции. Не все жанры нар. творчества, попадавшие в Заб., «прижились» и утвердились в местном репертуаре. Дошедшие до наст. времени фольклорно-этнографические материалы не содержат ни записей, ни иных свидетельств бытования в Заб. нар. драмы, трудовых, бурлацких, чумацких песен. Только у старообрядцев (семейских) в небольшом кол-ве зафиксированы духовные стихи. Крайне скудны случайные записи похоронных причитаний. Остальные жанры оказались очень пластичными, обладающими способностью не только закрепиться в новом регионе, но вобрать и художественно отобразить все то, что преподнесла новая среда обитания. Поэтому в репертуаре забайкальцев представлены почти все основные прозаические и стихотворные жанры традиционного рус. фольклора: сказки, мифологические рассказы (былички, бывальщины), легенды, предания, заговоры, загадки, пословицы, эпические песни (былины, ист. песни), сюжетные песни (баллады, романсы), обрядовые песни (родильно-крестильные, свадебные, календарные), лирические необрядовые песни, частушки, анекдоты, все разновидности детского фольклора. Их жизнеспособность, устойчивость объясняются тем, что они отвечали потребностям всего рус. населения края или выражали интересы отдельных его социальных, конфессиональных, возрастных групп. Каждый из них занимал в репертуаре забайкальцев свое, далеко не равноценное мес¬то, обусловленное собственной функционально-утилитарной и общественно-эстетической значимостью. Многим произведениям рус. фольклора забайкальцев присущи разнообразные черты локальной (местной) окраски, за исключением произведений отдельных архаических жанров (заговоров, загадок, пословиц), менее всего склонных, в силу своей жанровой специфики, к отражению черт жизни их носителя. По составу фольклорный репертуар забайкальцев пестр и многослоен: в него входят популярные и общенар. произведения (принесенные и заимствованные), собственные варианты, созданные на их основе, и самостоятельные оригинальные произведения. Р. ф. забайкальцев как явление «живое», тесно связанное с повседневностью, подвергался, как и сама жизнь, неизбежным изменениям. В XX в. из устной традиции ушли календарные и свадебные песни, архаические жанры (былины, ист. песни), сузили сферу бытования мифологические рассказы, заговоры, легенды, предания, перешли в репертуар детей сказки, загадки. Однако многие произведения др. традиционных жанров рус. фольклора (лирические песни, частушки, пословицы, анекдоты) еще живут полнокровной жизнью: в устном нар. творчестве, входят в репертуар фольклорных групп, коллективов художественной самодеятельности, профессиональных ансамблей песни и пляски, их используют в своих произведениях заб. писатели.
Категории:
|
Лит.: Азадовский М. К. Эпическая традиция в Сиб. // Вестн. просвещения. – Чита, 1921. – № 5–7; Кошелев Я. Р. Вопросы рус. фольклора Сиб. – Томск, 1963; Рус. фольклор Сиб.: Исследования и материалы. – Новосибирск, 1981. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna