Категории:
Мифологические рассказы

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ, былички, бывальщины, нар. устные рассказы, в к-рых повествуется о встречах человека с разнообразными сверхъестественными «существами», с людьми, обладающими чудодейственными способностями, с таинственными, неподдающимися объяснению, явлениями в природе, в жизни. Основу М. р., отражающих старые, некогда искренние суеверные заблуждения народа, порожденные соединением языческих воззрений наших предков и более поздних поверий, всегда составляет художественный вымысел. Его цель – не унести слушателей в воображаемый условно фантастический мир (как в волшебной сказке), а, наоборот, убедить их в достоверности существования в реальном мире созданных воображением фантастических существ, якобы имеющих возможность вмешиваться в человеческую жизнь.

М. р. обычно подаются как житейские бытовые повествования о необыкновенных «случаях», «происшествиях», «встречах» или «явлениях». Отличаются динамикой развития действия, живостью, эмоциональностью изложения, содержат индивидуальные особенности разговорной речи рассказчика. Они невелики по объему. Содержание каждого из них составляет почти всегда один эпизод – описание какого-то конкретного «случая» или «явления», поразившего «очевидца» (в быличке), либо несколько эпизодов, оформившихся в фабульное – сюжетно-связное повествование (в бывальщине). Как произведения фольклора М. р. имеют свою художественную форму, свой круг тем и сюжетов. Изначально важнейшие функции М. р. сводились к тому, чтобы установить неписанные этические нормы, правила поведения человека в окружающем его мире (в лесу, в поле, в доме, во взаимоотношениях с др. людьми, в семье, в обществе), предостеречь человека от необдуманного поступка, предохранить от якобы неминуемой беды, показав на конкретных примерах, «случаях из жизни», что может произойти с ним вследствие нарушения тех или иных неписанных общественных запретов. Поэтому все приемы, используемые в М. р., подчинены задаче подтвердить тот факт, что, хотя в основе М. р., где бы они ни бытовали, лежат одни и те же (или близкие, сходные) сюжетные мотивы, используется один и тот же круг традиционных образов демонологических персонажей, почти все они являются сугубо региональными, имеют местную окраску. К изучению суеверных воззрений старожилого населения местные краеведы обратились в XIX в. Основная масса М. р. как произведений фольклора записана на тер. Чит. обл. во 2-й пол. XX в.

М. р. можно разделить на несколько сюжетно-тематических групп: 1) о духах природы – лешем, водяном, русалках, полевике (полуднице); 2) о домашних духах, т.е. «обитателях» крестьянского двора, – домовом, баннике, кикиморе; 3) о змее, чертях проклятых; 4) о людях, обладающих сверхъестественными способностями, о творящих зло ведьмах (оборотнях), колдунах; 5) о мертвецах, встающих из могил; 6) о чудесных кладах; 7) о предсказаниях судьбы; 8) о предзнаменованиях. Установка на достоверность, правдивость повествования в М. р. проявляется своеобразно: несмотря на фантастичность содержания, все подчинено предельной конкретности изображения реального мира, что в итоге приводит к предельной насыщенности их местным (локальным) колоритом. Так, в качестве «участников», или «очевидцев», происшествия выступают либо сам рассказчик («со мной такое было»), либо его родственники, близкие или знакомые ему люди. Называются их имена, фамилии, указывается, где они живут, приводятся факты их биографии. В М. р., записанных от старожилов Заб., действие обычно происходит на тер. края. В них встречаются назв. множества разных населенных пунктов – заб. городов, деревень, сел, поселков, приисков; назв. больших и малых заб. рек – Шилка, Урюм, Нерча, Ингода, Онон, Чикой, Газимур и др.; назв. хребтов, сопок, скал, падей, еланей и пр. геогр. объектов. Реалистически точно изображается пейзаж. Героями заб. быличек и бывальщин являются простые люди (пастухи, рыбаки, охотники, приисковые рабочие, лесорубы, пасечники, скотники, доярки, шоферы и т.д.) – в основном жители сельской местности – от детей, подростков, «холостяжника» до стариков преклонных лет. В М. р. правдиво воссоздается жизнь и быт рус. старожилого населения Заб. на протяжении примерно ста последних лет. Отображаются его обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, подробности повседневного быта, изменение социальных отношений и мн. др. Былички и бывальщины дают представление о том, как забайкальцы справляли календарные праздники, ворожили в предновогодние ночи, играли свадьбы, приучали детей к труду, обрабатывали землю, делили покосы, ухаживали за скотом на заимках, рыбачили, охотились и т.д. Одна из особенностей М. р. заключается в том, что в них образы демонологических персонажей рисуются не как вымышленные, фантастические, а как существующие в реальной действительности. Поэтому реальный и ирреальный миры представляются в единстве, в неразрывной слитности. В Заб. быличках и бывальщинах основной состав образов демонологических персонажей, смысловое значение и приемы художественной обрисовки традиционны, хотя встречаются некоторые отличия.

Лит.: Логиновский К. Д. Материалы к этнографии Заб. казаков // Зап. о-ва изучения Амурского кр. Владивостокского отд-ния Приамурск. отд. РГО. – Владивосток, 1901. – Т. 9, вып. 1; Мифологические рассказы рус. населения Вост. Сиб. / Сост. В. П. Зиновьев. – Новосибирск, 1987; Левашов В. С. Региональные особенности рус. фольклора Заб.: В 4 т. – Чита, 1998. – Кн. 2.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края