ЛИРИЧЕСКИЕ НЕОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ, раскрывают внутренний мир человека. В репертуаре забайкальцев они в целом образуют большую группу произведений, разных по происхождению, содержанию, особенностям бытования и др. критериям. В их состав, помимо популярных общенар. песен, входит немало песен-переделок – новых («местных») вариантов, созданных забайкальцами на основе заимствований, а также оригинальных, самобытных произведений. В их формировании участвовали все слои местного населения. Самыми распространенными из числа песен этой группы были проголосные (голосовые) и частые (преимущественно игровые и плясовые) песни о любви и семейной жизни, к-рые с немалой долей условности можно назвать крестьянскими, поскольку в силу «всеобщности» своего содержания и бытового применения они выражали чувства и настроения, удовлетворяли эстетические потребности всего рус. «простонародного» населения края; их пели жители сел и станиц, поселков и деревень, и особенно любила молодежь, независимо от социальной принадлежности. В их состав входят песни казачества, имеющие свою специфическую окраску и одновременно насыщенные разнообразными региональными чертами. Видное место в репертуаре забайкальцев занимают песни каторги и ссылки – разбойничьи (удалые), острожные, бродяжьи. Неотъемлемой частью его является и рабочая поэзия. Если в ранних песнях «работных людей» рассказывается о тяготах горно-заводского труда, о жестокости и произволе начальства, о суровых наказаниях за невыполнение уроков, о показательных расправах с теми, кто попытался бежать от заводской кабалы, рисуются (нередко в сатирических тонах) портреты заводчиков, мастеров, надсмотрщиков, то с сер. XIX в. в них проявляются мотивы социального протеста, а в кон. XIX – нач. XX в. – революционные мотивы. Именно в рабочей песне раньше, чем в какой-либо др., начинают все активней использоваться художественные приемы и средства, выработанные классической поэзией, к-рые постепенно становятся в ней преобладающими, пока не преобразуют ее целиком в художественную форму песни «нового склада». Не менее активно в русле лит. художественной системы развивается также мещанская гор. поэзия («жестокий романс»). В XX в. на лит. художественной основе забайкальцами создаются едва ли не все произведения песенной лирики о важнейших событиях этого времени: о Гражданской войне, коллективизации, ВОВ и т.д. Многие Л.н.п. до сих пор широко бытуют по всему Заб.
Категории:
|
Лит.: Сб. песен ЗКВ. – Чита, 1916; Нар. поэзия рабочих Сиб. / Сост. Л. П. Кузьмина; Под ред. Л. Е. Элиасова. – Улан-Удэ, 1974; Элиасов Л. Е. Фольклор Вост. Сиб. // Локальные песни. – Улан-Удэ, 1974. – Ч. 3. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna