СТАРООБРЯДЧЕСТВО, направление православия, явившееся следствием раскола РПЦ в результате церковной реформы патриарха Никона в 1653–60. Несмотря на то, что реформа не затрагивала основ православия, значительная часть рус. христианского мира, в большинстве малоимущие, восприняли новшества как введение на Руси фактически новой веры. Не подчинившись решениям официальной церкви, они, как говорили тогда, «ушли в раскол». Противники никоновских реформ были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятью. Впоследствии их стали именовать староверами, старообрядцами и оскорбительно «раскольниками». От экон. и социальных притеснений, преследований властей во 2-й пол. XVII в. многие из них бежали к Белому морю, на р. Печору, к юж. границам России, а также в Сиб., за Байкал, в Даурию. В числе пострадавших за веру в Заб. прибыл идеолог С. – протопоп Аввакум с семьей. В кон. XVIII в. сторонники С. ссылались в Заб. за участие в антиправительственных бунтах. Большая часть старообрядцев обосновалась в местечках Стародубье и Ветка в Польше (в наст. время это тер. на границе Украины, Белоруссии и Брянской обл. РФ). В 1830–60-е правительство Рос. предприняло военные акции по выселению из бывш. польск. владений рус. старообрядцев. Их отдельными партиями в сопровождении конвоя отправляли в Сиб. Часть старообрядцев, от 4 до 5 тыс. чел., поселили в Заб., по долинам рр. Хилок, Чикой, Ингода. Селили прибывших семьями, поэтому их стали называть семейскими. Позднее из-за малоземелья старообрядцы освоили пространства вост. междуречья Хилка и Чикоя, продвинувшись вверх по Хилку и к верховьям Ингоды. В кон. XIX – нач. XX в. многие из них переселились в Якутию, к Аянскому тракту, и на Амур, в Приморье. Первый период жизни старообрядцев в Заб. (1765–1830) был довольно благоприятным, несмотря на проводившуюся в то время политику единоверия. С 1830-х политика в отношении старообрядцев ужесточилась: учреждались «противораскольнические» миссии, закрывались часовни и молельные дома, преследовались привезенные священники и местные уставщики. С. Заб. было представлено двумя течениями, сформировавшимися к кон. XVII в., – поповщиной, к-рая первоначально существовала в форме беглопоповщины, и беспоповщиной. Представители 1-го течения признавали церковь и священников, перешедших (перебежавших) из никонианской церкви. Заб. старообрядцы тайно доставляли из центра Рос. таких священников, но чаще всего обходились без них. Их религиозной жизнью руководили уставщики и начетчики из своей среды. Представители 2-го течения, руководствуясь учением об антихристе в лице официальной светской и духовной властей, отрицали священнослужителей. Имея своих уставщиков, беспоповцы могли сами исполнять церковные службы. Подавляющее большинство старообрядцев Заб. принадлежало к поповскому направлению, незначительная часть – к беспоповскому. В годы Сов. вл., противясь насильственной политике коллективизации, раскулачиванию крепких работящих семей, некоторая часть старообрядчества объединилась в вооруженную оппозицию (1929). Ее центром стало с. Бичура. Антисоветские настроения охватили весь Малетинский р-н, Мухоршибирский р-н Бурятии, сс. Малый Куналей, Ново-Николаевск, Буй, Красноярское, Сухоручье, Елань, Шеберту, Заганск, Обор, Алентуй. В нач. 1930 разразилось восстание, в к-ром приняло участие до 600 чел. После его подавления репрессиям подверглись не только участники вооруженного сопротивления. Многие раскулаченные семьи были насильственно разъединены: отправлены в Красноярский кр. (в Нарым), в Якутию, в р-н стр-ва БАМа. Часовни, церкви, молельные дома закрывались, запрещалась деятельность уставщиков. В 1960-е в Заб. объявлен новый поход против религии, выразившийся в закрытии старообрядческих церквей и молельных домов, возродившихся в 1940–50. До нач. 1970-х в с. Новый Заган действовала единственная в Заб. старообрядческая церковь. К этому времени в Заб. не было ни одной официально зарегистрированной старообрядческой общины. К нач. XXI в. последователи С. проживали в г. Улан-Удэ, сс. Бичура, Тарбагатай, в сс. Заиграевского, Кяхтинского р-нов Бурятии, в Красночикойском, Калганском, Нерчинском, Улетовском, Хилокском, Чит., Тунгокоченском р-нах Чит. обл. В связи с отсутствием единого старообрядческого духовного центра старообрядцы Заб. относятся к разным конфессиям С. В Бурятии, где проживает большинство старообрядцев-беспоповцев, зарегистрировано 7 общин. Старообрядцы Чит. обл. в основном относятся к Белокриницкой иерархии (РПСЦ). Здесь с 1994 зарегистрировано 4 поповские старообрядческие общины – в Чите, в сс. Доно Калганского и Черемхово Красночикойского р-нов и «Древлеправославное братство во имя Св. Архангела Михаила» в Чите. Возрождение С. в Заб. связано с восстановлением в окт. 1992 Сиб. старообрядческой епархии (от Новосибирской и Томской обл. до Тихого океана) и назначением архиереем-епископом Новосибирским и Всея Сиб. Силуяна, а также с состоявшимся в 1993 в Улан-Удэ 1-м собором-съездом 350 потомков старообрядцев Заб. В дек. 1995 настоятелем старообрядческих приходов Чит. обл. и Респ. Бурятия стал читинец В. В. Измайлов (отец Вячеслав), рукоположенный в иереи епископом Силуяном. 7.1.1996 прошла 1-я служба в отреставрированной старообрядческой Свято-Никольской церкви с. Доно. Восстанавливается старообрядческая церковь в с. Черемхово. В 1998 заб. общины вместе с общинами Д. Вост., Якутии, Сахалина, Камчатки и Магадана вошли в восстановленную Дальневосточную старообрядческую епархию (см. Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока епархия Древлеправославной Церкви Христовой).
Ист.: ЧОКМ, ф. 6, оп. 1, д. 15–17, 23, 48–52, 54–57, 76; Добромыслов А. Материалы о семейских, 1925.
Верстка сайта Vesna