Категории:
Развалины Семиозерского дацана. Фото М.Ю.Федосеева
Развалины Семиозерского дацана. Фото М.Ю.Федосеева
Развалины Семиозерского дацана. Фото М.Ю.Федосеева
Семиозёрский дацан

СЕМИОЗЁРСКИЙ ДАЦАН, располагался в окрест. с. Семиозерье Красночикойского р-на. По официальным источникам, основан в 1908 казаками Семиозерского полка Мензинской ст-цы 1-го Военного отд., причисленными к Цонгольскому и Кударинскому дацанам, и хоринскими бурятами Хохюртаевского дацана Верхнеудинского у., кочевавшими по берегам р. Чикой, в местности под назв. Семиозерская. Неофициально действовал примерно с сер. XIX в. Это подтверждается тем, что к моменту официального разрешения, дацан имел все необходимые атрибуты, богослужебные принадлежности, священные буддийские книги, 101-томный «Ганджур» (собрание канонических буддийских текстов), неофициальный штат лам. С. д., несмотря на удаленность от пром. и торговых населенных пунктов, был довольно многочисленным. В нем служило более 40 лам, кроме того, в состав его священнослужителей входили и монгольские ламы с караулов и ближайших хошунов Цэцэнхановского аймака. Ныне от дацана сохранились лишь остатки стен высотой 45–50 см. Четко просматривается планировка здания прямоугольной формы размерами 13,80x17,20 м. Стены выложены из каменных плиток, материал для стр-ва брали в основании близлежащих сопок. Вокруг цогчена видны слабо сохранившиеся следы каменной кладки. Особо следует отметить находящиеся недалеко от здания дацана развалины большого субурхана, располагавшегося на специально сооруженном каменном постаменте. Информаторы отмечают наличие в С. д. до известных событий 1917 большого кол-ва лам, существенных запасов драгоценностей, значительного числа книг. В рассказах о судьбах священнослужителей отмечался тот факт, что после окт. 1917 большая часть лам скрылась в Монголии, а оставшиеся были уничтожены в ходе репрессий 1930-х, в т.ч. и последний настоятель С. д. хамбо-лама Балдан Жапович Габданов. Несомненно, что в досоветское время дацан играл важную роль в духовной жизни бурят различных родов Чикойско-Мензинского региона, являлся аккумулятором материальных и духовных ценностей, книг, форпостом ламаистской церкви на самом юго-западе Заб. В наст. время акценты духовной жизни жителей с. Семиозерье сместились в обл. шаманистских и анимистических представлений, где гл. роль играют несколько обо. Наиболее посещаемое из них – Даши-Дондок обо, получившее свое назв. от имени шамана, захороненного в этом месте. По представлениям бурят Семиозерья, Даши-Дондок обо обладает ярко выраженными «мужскими» чертами, а покровителем женского начала является Хатун-Ундэр обо, расположенное на вершине сопки у села.

Лит.: Жеребцов Ю. В. Таинственное Семиозерье // Заб. обл. ведомости. – 1999. – № 32 (44).

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края