Категории:
Индустриализация

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, новый этап развития машинного пр-ва на основе использования электроэнергии и двигателя внутреннего сгорания. Развертывалась после промышленного переворота. Завершает формирование материально-техн. базы индустриального о-ва. В зависимости от социально-экон. и полит. строя, ист. условий существования той или иной страны протекала в различных формах. В СССР проводилась силой гос-ва при директивном планировании развития нар. хоз-ва в условиях полной ликвидации частной собственности на средства пр-ва и исключения воздействия рыночных механизмов на экон. процессы, что обусловило адм.-командный способ управления вплоть до использования принудительной системы организации труда при диктатуре Сталина, выразившейся в создании ГУЛАГа.

Индустриальные основы СССР создавались в чрезвычайных условиях существования страны и в кратчайшие ист. сроки – в довоенные пятилетки (1928–41). После ВОВ и восстановления нар. хоз-ва И. по охвату отраслей нар. хоз-ва, степени проникновения механизации в пр-во, влиянию на качество жизни людей приобрела завершающий характер. Возрастающими мощностью, сложностью, динамизмом и непрерывностью производственных процессов И. обусловливала необходимость развертывания науч.-техн. революции.

В Вост. Заб. за первые две пятилетки ввели в строй 51 новое предприятие. Производственные фонды крупной пром-ти области увеличились с 11,9 млн р. в 1927–28 до 59,7 млн р. в 1932 и до 326,2 млн в 1937. Пр-во валовой продукции в пром-ти области выросло в 1940 по сравнению с 1913 в 13,6 раза. Общая сумма капиталовложений в пром-ть в довоенные годы составила 382,5 млн р.; только во 2-й пятилетке по сравнению с 1-й она выросла почти в 3 раза. В Вост. Заб. индустриализация развертывалась с учетом сложившейся его специализации. В довоенные годы крупные предприятия создавались в горно-добывающей пром-ти. Чит. обл. к 1940 давала 95 % добываемого в стране олова (см. Хапчерангинский горно-обогатительный комбинат и Шерловогорский горно-обогатительный комбинат), 85 % – плавикового шпата (трест «Союзплавик»), до 80 % (на 1936) вольфрама (комбинат «Забвольфрам»), значительную часть молибдена (Давендинский, Шахталинский и Чикойский рудники), занимала 2-е место по добыче золота в стране (комбинат «Балейзолото», «Дарасунзолото» (см. «Рудник Дарасунский»), предприятия треста «Верхамурзолото»). Получила развитие черная металлургия и были заложены основы машиностроения. В 1935–40 проводилась реконструкция Петровск-Забайкальского металлургического завода. В 1928 Чит. гл. ж.-д. мастерские преобразованы в ПВРЗ, построены паровозные депо на ж.-д. ст. Карымское, Чернышевск, Зилово и Могоча, в 1935 введен в строй Сретенский судостроительный завод. В 1937 действовали ремонтные пр-ва на 35 новых пром. предприятиях. Пр-во валовой продукции в машиностроении и металлообработке за 1932–37 выросло в 7 раз. В легкой пром-ти расширилось пр-во Чит. шубного з-да (см. «Сибирский мех») и Чит. кожевенного з-да (см. Читинский кожевенный комбинат) (построен в 1927). В пищевой пром-ти появились Нерчинский мясозавод, Чит. хлебозавод (см. Читинский комбинат хлебопродуктов). В 1941 построены 2 макаронные ф-ки мощностью до 600 т в год, вступили в строй 4 овощесушильных з-да, крахмальный з-д в с. Улеты. Широкое пром. стр-во в области повлекло за собой развитие пр-ва стройматериалов. Только за 1932–37 оно увеличилось в 6 раз.

Пром. пр-во развертывалось на новой энергетической основе – использовании электроэнергии. В довоенный период были построены Черновская электростанция, Холбонская электростанция и Читинская электростанция 1-я. Всего в 1940 насчитывалось 85 электростанций общей мощностью 46 тыс. кВт. Они выработали 180,7 млн кВт•ч электроэнергии, т.е. в 12,8 раза больше, чем в 1932. Увеличению добычи угля способствовало введение в эксплуатацию Букачачинской, Арбагарской и Тарбагатайской шахт.

Индустриализировалось с. х. и транспорт. В 1940 с.-х. предприятия области имели 3689 тракторов, 1353 комбайнов и 1702 автомобиля. На Заб. ж.д. в 1932 построена ветвь Чернышевск – Букачача, в 1935 проложены вторые пути, в 1940 – линия Борзя – Соловьевск. Во 2-й пол. 1930-х начались регулярные автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Зародился авиатранспорт: в 1932 в Чите создана аэростанция, в 1935 – отдельное авиазвено, в 1937 – Чит. авиапредприятие (имело 3 четырехмоторных самолета АНТ-6).

И. привела к развитию системы гор. поселений. В 1939 в области существовали 5 городов и 23 пгт. Доля гор. жителей в общей численности населения области увеличилась с 19 % в 1926 до 41,3 % в 1939. За это же время общая численность населения области выросла на 332,1 тыс. чел., а ежегодный прирост составил 23,7 тыс. чел. – самый высокий за весь сов. период.

ВОВ отрицательно сказалась на индустриальном развитии области. В годы войны техника и оборудование не обновлялись, нарастал их износ. В отличие от др. областей Сиб. эвакуация предприятий из зап. районов страны за Байкал не проводилась (в связи с опасностью возможной войны с Японией), исключение составили технологическое оборудование и кадры для завода № 117 и Петровск-Забайкальского металлургического з-да. В восстановительный период 1945–50 пр-во электроэнергии превзошло довоенный уровень в 2 раза, вступили в строй Ульзутуевский ремонтно-механический з-д (см. «Дарасунский завод горного оборудования»), Тарбагатайский моторный з-д (см. «Тарбагатайский завод деревообрабатывающих станков») и Кенонский ремонтно-механический з-д, Центр. ремонтно-механические мастерские в Чите (ремонт техники для лесной пром-ти).

С завершением восстановительного периода страна вышла из чрезвычайных условий существования. После смерти И. В. Сталина (1953) была демонтирована система ГУЛАГа (см. Балейский ИТЛ, Борский ИТЛ, Букачачинский ИТЛ, Дарасунское лагерное отделение). Социальные условия развития пр-ва стали играть все возрастающее значение. Значительным фактором индустриального развития Заб. стало освоение природ. богатств Красноярского кр. и Иркутской обл. На конф. по развитию производственных сил Вост. Сиб. (Иркутск, 1958) были намечены к стр-ву крупные предприятия, в т.ч. Читинская ГРЭС и Читинский камвольно-суконный комбинат.

В 1950-е И. охватила лесозаготовительную отрасль и стр-во. С 1954 развернулось стр-во двух крупных лесопром. комбинатов: Оленгуйского (см. Оленгуйский комплексный лесокомбинат) в Чит. и Катангарского лесопромышленного комбината в Петровск-Забайкальском р-нах. В 1990 доля этих предприятий в пр-ве пиломатериалов ТПО «Читалес» составила 54 %. Индустриализации стр-ва способствовало создание со 2-й пол. 1950-х предприятий и пр-в по изготовлению сборных железобетонных конструкций и деталей. Их пр-во увеличилось с 4,1 тыс. м3 в 1956 до 15 тыс. м3 в 1958 и 101 тыс. м3 в 1965. Вошли в строй заводы силикатного кирпича и крупнопанельного домостроения в Чите. За семилетку 1959–65 в Чит. обл. ввели в действие 198,1 тыс. м2 производственных площадей, включая строившиеся с 1958 Чит. ГРЭС и с 1962 КСК; построили 1,4 млн м2 жилой площади.

Со 2-й пол. 1950-х быстро формировалась машиностроительная пром-ть. Появились Читинский машиностроительный завод и Читинский станкостроительный завод, Карымский электромеханический завод (электрооборудование для с. х.), Забайкальский завод подъемно-транспортного оборудования, Чит. автосборочный з-д (см. «КамАЗ-Даурия»), Нерчинский электромеханический з-д (см. Нерчинскптицемаш) (электродвигатели для стиральных машин и бытовых электроприборов) и др. Продолжали создаваться ремонтные предприятия, в т.ч. Приаргунский и Краснокаменский ремонтно-механический завод, Могойтуйский мотороремонтный з-д.

Наращиванием массового пр-ва отличалась легкая пром-ть области. В 1950–60 индекс физического объема ее продукции увеличился в 2 раза. В 1960-е появились две швейные ф-ки, чит. меховая и обувная ф-ки. В кон. 1972 в эксплуатацию вступил Чит. КСК. В 1980 физический объем продукции легкой пром-ти увеличился в сравнении с 1970 почти в 4 раза.

В пищевой пром-ти области в 1959–87 были построены 25 молокозаводов, 6 мясокомбинатов, в 1981–85 увеличились мощности хлебопекарной пром-ти.

Но горно-добывающая пром-ть оставалась основной. В 1950–80-е построены и введены Забайкальский горно-обогатительный комбинат, Нерчинский полиметаллический комбинат, Орловский горно-обогатительный комбинат, Приаргунское производственное горно-химическое объединение, Жирекенский горно-обогатительный комбинат. На угольных предприятиях шло техн. обновление. В 1950-е на шахтах появились комбинированные машины: врубо-, породо— и углепогрузочные комбайны, угольные комбайны «Донбасс». К нач. 1960-х отбивка и очистка угля была механизирована полностью, а навалка угля в очистных забоях – на 47 %, погрузка породы – на 26,6 %. До 1957 уголь добывался только подземным способом. В 1956 вступил в строй Зап.-Черновский и Кукульбейский угольные разрезы, началось стр-во Тигнинского разреза и Харанорского разреза. В 1970 мощность Харанорского разреза достигла 3 млн т угля в год. Стр-во 2-й очереди (1981–85) позволило довести его мощность до 9 млн т в год. На разрезе работали мощные роторные экскаваторы и 40-тонные БелАЗы.

В электроэнергетике области происходил переход от создания маломощных электростанций к крупным. Еще в 1951–60 на действовавших турбинных электростанциях были введены новые мощности, составившие 35,3 тыс. кВт. Но уже в 1965 дал ток первый турбогенератор Чит. ГРЭС мощностью 50 тыс. кВт. В 1973 Чит. ГРЭС достигла проектной мощности – 520 тыс. кВт. В 1975 началось стр-во Харанорской ГРЭС.

Развертывание И. проявилось в отказе от технологий периода пром. революции. В 1953 начался перевод Заб. ж.д. на тепловозную тягу, а с 1970-х – на электровозную. В 1987 было электрифицировано все транссиб. направление, кроме участка Зилово – Могоча. В 1974–84 построена Байкало-Амурская магистраль, позволявшая приступить к освоению природ. богатств сев. тер. Чит. обл. Завершалась индустриализация с. х. За 1960–80 его энергетические мощности в расчете на 1 работника увеличились более чем в 3 раза. В 1990 степень механизации пр-ва зерна составила 100 %, выращивание коров – 62, свиней – 70 и птицы – 91 %.

Ускорился процесс урбанизации. В 1950–51 из транспортных поселков в малые города были преобразованы Борзя, Могоча, Хилок, Шилка. Со стр-вом ППГХО возник Краснокаменск. В сер. 1980-х гор. сеть области состояла из 10 городов и 44 пгт. В 1950-е гор. население стало преобладать в общей численности населения области и в 1959 его доля составила 55,6 %. С 1987 пропорции между гор. и сельским населением находились на уровне 63:37.

И. стала оказывать большое влияние на качество жизни людей. Индустриальным способом строилось жилье, организовывались массовое пр-во мебели, массовый пошив одежды, все шире в быт входили электрические приборы, машины, оборудование. Ежегодная продажа стиральных машин увеличилась с 10,7 тыс. шт. в 1965 до 24,6 тыс. шт. в 1990, соответственно холодильников и морозильников – с 3,6 тыс. до 20,1 тыс., а телевизоров (телевещание с 1963) – с 9,3 тыс. до 36,2 тыс. шт. В Чите стал развиваться троллейбусный вид транспорта (1970), личный автомобиль превращался в массовое явление. По мере развития индустриализации в экономике области возникли новые явления: началось применение автоматизации, например в управлении ж.-д. транспортом (автоблокировка и т.д.), возникла реактивная гражданская авиация (1965) и система космического телевидения (1967).

В целом И. способствовала расширению и углублению межотраслевых связей в нар. хоз-ве области, в горно-добывающей пром-ти усилилась тенденция к превращению ее в горно-пром. комплекс. Но в отличие от Иркутской обл. и Красноярского кр., где в послевоенный период возникли крупные территориально-производственные комплексы, И. в Чит. обл. не преодолела периферийного характера ее экономики.

Лит.: История Сиб. – Л., 1969. – Т. 4, 5; Комогорцев И. И. Пром-ть и рабочий класс Сиб. в период стр-ва коммунизма (1959–65). – Новосибирск, 1971; Очерки истории Чит. обл. организации КПСС. – Иркутск, 1975, 1986; Московский А. С. Пром. освоение Сиб. в период стр-ва социализма (1917–37). – Новосибирск, 1975; Индустриальное развитие Сиб. в годы послевоенных пятилеток (1946–1960). – Новосибирск, 1982; Семашкин Б. Д. Развитие энергетики в 1946–58 гг. // Проблемы краеведения: Тез. докл. к предстоящей краеведческой конф. – Чита, 1983; Соловова А. Т. Формирование и динамика численности населения Чит. обл. // Там же; Дианов М. А. Формирование сети гор. поселений // Там же; Рабочий класс Сиб. в период упрочения и развития социализма. – Новосибирск, 1984; Букин С. С. Жизненный уровень рабочей семьи в Сиб. 1946–1960 гг. – Новосибирск, 1984; Комогорцева Т. Е. Развитие легкой пром-ти Заб. // Экон. и социальное развитие Заб.: Тез. докл. к предстоящей науч.-практ. конф., посвященной 50-летию образования Чит. обл. – Чита, 1987; Быбин Ф. Ф., Непомнящая А. В., Прейзель Г. Р. Науч. основы регионального горно-пром. комплекса Вост. Заб. // Там же; Ядыкин Л. М. Деятельность партийных организаций по внедрению достижений науч.-техн. прогресса на Заб. ж.д. в 1970-е гг. // Там же; Викулов О. В., Тармаханов А. Д., Исупов В. А. Урбанизация тер. Чит. обл. за 50 лет // Там же; История рабочего класса Вост. Заб. (1923–1975 гг.): Сб. документов и материалов. – Иркутск, 1988; Гордеев Н. В. Развитие рабочего класса Заб.: страницы истории (1945–1965 гг.). – Чита, 1991.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края