Категории:
Инородные ведомства

ИНОРОДНЫЕ ВЕДОМСТВА (1822–1901), система адм. и финансово-хоз. устройства инородческого населения Сиб. Инородцами в официальных документах называли представителей ряда народов, обычно кочевых (буряты, тунгусы, якуты, калмыки и др.). Основой для создания системы послужил выработанный графом М.М.Сперанским «Устав об управлении инородцев», высочайше утвержденный 22.7.1822. Документ был адаптирован к родовому быту местных народов, с учетом в полной мере сохранявшейся между чл. родов кровной связи и факта пользования землей по родовому принципу, а также национального различия племен. Ведомства являлись самым крупным адм. подразделением этой системы. В Заб. обл. насчитывалось 10 ведомств. Буряты составляли Хоринское, Селенгинское, Кударинское, Баргузинское, Закаменское и Агинское. Во гл. каждого ведомства находилась степная Дума. Исключение составляло Закаменское, к-рое возглавляла инородная Управа. Тунгусы распределялись по 3 ведомствам. Из них Урульгинское управлялось степной Думой и, кроме того, имело нач., место к-рого наследовалось представителями рода князя Гантимура. Баргузинское и Армакское возглавлялись инородными управами. Своеобразие Армакского ведомства заключалось в том, что его тунгус. население было смешано с бур. Кроме того, в Заб. находилось еще Цонгольское ведомство, представленное оседлыми инородцами, выходцами из Селенгинского ведомства, утратившими подразделение по родам. Степные думы распространяли свое влияние на определенную тер. Дума состояла из гл. родоначальника, заседателей и голов инородных управ. Она имела только хоз. обязанности (народоисчисление, раскладка сборов, учет общественных сумм и имущества, распространение земледелия и промыслов, ходатайство перед высшим начальством о нуждах инородцев). Степные думы подразделялись на инородные управы. При этом инородные управы различались по характеру выполняемых ими адм. задач. Те из них, к-рые находились в составе степных дум, имели в основе родовой принцип управления. В их ведении находилось по одному или 2 рода, в зависимости от численного состава последних. Например, в Хоринском ведомстве каждый из 14 родов имел свою инородную управу, а в Агинск., состоявшем из представителей 10 родов, насчитывалось только 8 управ. Так как чл. родов жили не в одном определенном месте, а по всей тер., находившейся в ведении конкретной степной Думы, влияние инородной управы определялось не территориально, а личным составом подведомственного ей рода. Иной характер носили инородные управы, не входившие в состав степных дум, и тунгус. управы Урульгинской степной Думы, к-рые имели в основе тер. принцип управления и ведали определенной тер., независимо от того, сколько родов и какой численности ее занимают. Инородные управы, имевшие в основе тер. принцип управления, функционально оказывались приравненными к степным думам. Инородные управы осуществляли функцию 2-й инстанции при разборе исковых дел между инородцами, выполняли хозяйственно-полицейские обязанности: организовывали исполнение предписаний высшего начальства, принимали меры против эпидемий и пожаров, доставляли в полицию сведения о происшествиях, раскладывали денежные и натуральные повинности, осуществляли сбор денежных повинностей. В свою очередь все инородные управы подразделялись на родовые управления, к-рые заведовали какой-либо частью рода и реже целым родом. По уставу, стойбища или улусы, насчитывавшие не менее 15 семейств, имели свои родовые управления, с обязанностями разбирательства 1-й инстанции по всем исковым делам между инородцами. По мере разложения родового строя устав 1822 терял первоначальное значение. Это привело к тому, что уже в 1858 были введены правила расторжения родового союза (о перечислении инородцев из рода в род и о разделении родов). Правила эти были аналогичны тем, к-рые регламентировали выход из сельских о-в лиц крестьянского сословия и вступление их в др. о-ва. Чл. рода перемешивались с чл. др. родов и расселялись по различным местностям, иногда лежавшим друг от друга на значительном расстоянии, род утрачивал тер. единство. Постепенно данный управленческий механизм в отношении инородческого населения стал малоэффективным.

Лит.: Материалы Высочайше учрежденной под председательством статс-секретаря Куломзина комиссии для исследования землевладения и землепользования в Заб. обл. – Вып. 6: Население, значение рода у инородцев и ламаизм / Сост. Н. Разумов, И. Сосновский. – СПб., 1898.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края